VIII МКФ «Русское зарубежье»: первый день показов

Конкурсная программа документальных фильмов VIII МКФ «Русское зарубежье» открылась показом картины «Князь Олег. Не хочу умереть без славы». Фильм повествует о трагической судьбе юного князя, единственного представителя императорского дома, погибшего на фронте Первой мировой войны. Эта лента не случайно открывает конкурсный показ –VIII МКФ «Русское зарубежье» приурочен к столетию Первой мировой войны.

Фильм режиссера Константина Артюхова снят по сценарию Сергея Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина. Идея создания картины родилась в ходе работы над циклом картин о выпускниках Лицея (Олег Константинович был первым членом императорской семьи, получившим образование в Александровском музее). В центре внимания картины – тема истинного, самоотверженного служения Отечеству, преданности своим корням, своей земле. Умирая, совсем еще юный князь говорит: «Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома». Трепетное отношение авторов фильма к своему герою можно почувствовать в каждом кадре. Картина «Князь Олег. Не хочу умереть без славы» — это не летопись событий, не документальные хроники, а повесть о человеке, о чутком и восприимчивом характере, о чувстве долга, о мудрости и храбрости. Глядя на старые фотографии (ясный, совершенно серьезный взгляд, княжеская осанка, в которой нет ничего «барского»), слушая фрагменты дневников князя, невольно задумываешься о том, как сильно изменило нас это столетие.

Другие картины, показанные 8 ноября, представляют внеконкурсную программу. Фильм Бориса Криницына «Художница. О сестре Иоанне» рассказывает о жизни и творчестве Юлии Рейтлингер, покинувшей Россию в годы революции и в 37 лет, уже во Франции, принявшей монашество с именем Иоанна. Именно там, в чужой стране, она начинает писать иконы и становится одним из выдающихся иконописцев современности. С одной стороны, история Юлии-Иоанны отражает изломанные судьбы русских эмигрантов Первой волны, с другой – это история конкретного человека, чей личный опыт, творческий и духовный путь сформировали художественный метод. Надо сказать, что картина «Художница. О сестре Иоанне» представляет особую ценность с точки зрения привлечения внимания к иконописи русского зарубежья – к той области наследия, которой до сих пор уделялось недостаточно внимания.

Тему художников русской эмиграции продолжила лента «Федор Рожанковский. Ни дня без линии» режиссера Александра Гурьянова. На иллюстрациях Федора Рожанковского выросла вся Америка и Франция, однако о нем почти ничего не знают на его исторической родине, в России. Несмотря на то что судьба художника непростая и нелегкая, фильм дарит зрителю исключительно положительные эмоции, это фильм, который смотришь с улыбкой, даже если грустно. Рассказывая про своего героя, режиссер картины Александр Гурьянов отмечает: «Я бы в нем выделил, прежде всего, момент радостного усилия. Везде, в какой бы области он ни рисовал – а понятно, что у него за плечами была и Первая мировая война, в которой его чуть не убили, и трудная жизнь эмигранта (ты всегда гастарбайтер, ты все равно чужой в этой стране, всегда), всюду мы видим радостное усилие — это то, чему стоит учиться». Насколько глубоко творчество Федора Рожанковского, настолько же непростое и кино о нем. «Фильм – это тот айсберг, у которого на поверхности только часть, а остальное надо почувствовать», — говорит Александр Гурьянов. Как и другие киноленты, посвященные судьбам Первой волны эмиграции, в картине «Федор Рожанковский. Ни дня без линии» — сквозь каждую линию! – мы слышим преданность своей родной земле. «Самое интересное в фильмах об эмиграции, самое трогательное», — продолжает режиссер картины. – «Это когда чувствуешь любовь к России совершенно бескорыстную, совершенно нематериальную. Это где-то настолько глубоко, что даже не в голове и, может, не в сердце, а в лимфоузлах. Это потрясающе!».

Фестиваль «Русское зарубежье» не ограничивается только кинопоказами: так, 8 ноября состоялась встреча с историком Юрием Савиновым, профессором Академии геополитики – «Кровью и честью венчаны: история Толстых – история России». Жанр мероприятия обозначен достаточно странно – «встреча», и только побывав, понимаешь, почему выбрано именно это слово. Представленный материал, по сути, научно-популярная лекция о разных представителях семьи Толстых. Но благодаря удивительной манере работы со зрителем лекции Юрия Савинова по формату проведения становятся ближе к творческим встречам.

Вечер продолжился картиной Гули Тагиевой «Как казаки мир покорили» о знаменитом хоре донских казаков под управлением Сергея Жарова. Сам хор не нуждается в дополнительном представлении, имея богатую и полную славы историю: до сих пор на Западе его называют «лучшим хором планеты». Фильм рассказывает об истории и традициях, о прошлом и настоящем великого музыкального коллектива.

Еще одно культурное событие ознаменовало второй фестивальный день: состоялось открытие выставки «Юл Бриннер – русский король Голливуда», в котором принял участие Рок Бриннер. Небольшой, но тщательно подобранный экспозиционный материал уникален. Основная часть выставки имеет реальное отношение к семье Бриннеров (а не просто предметы «в духе эпохи»). Кроме того, часть экспонатов приехала в Москву из Хабаровского края и пробудет в столице лишь месяц. История Бриннеров вовлекает посетителя и в историю Дальнего Востока, далее в историю Первой волны эмиграции, после – в историю кинематографа.

Завершил программу повторный показ неигрового фильма Маргариты Куклиной «Юл Бриннер: душа бродяги». Сын легендарного актера Рок Бриннер не раз подчеркивал, что это лучшая документальная картина о его отце. Впрочем, в этом фильме не один, а два героя: Юл Бриннер, о котором ведется рассказ, и Рок, предстающий в роли автора-рассказчика. В основе сценария ряд образов: поле, пасущийся в поле конь, звук гитары, цыганские мотивы и постоянная дорога. Но есть и то, что невозможно прописать в сценарии – это любовь Рока к своему отцу и восхищение им. История Юла Бриннера в этом фильме превращается в историю про искреннюю дружбу отца и сына, пронизанную духом авантюризма. Рок очень много перенял от своего отца, в частности – его философию жизни: «правда может быть сказана только на цыганском языке» (то есть собственно истины мы никогда не услышим), «дом там, где тебе хорошо» (вечное странничество, готовность меняться, браться за любую профессию, уживаться в любой стране). Режиссерский взгляд можно проследить в некой игривости, которая ненавязчиво присутствует в фильме, что хорошо переплетается с харизмой обоих Бриннеров.

Фестиваль продлится до 14 ноября. Вход на все кинопоказы, творческие вечера и церемонию вручения призов свободный.

Автор текста: Наталья Полыця