ПРЕСС-КЛУБ

(3 октября, ведущий А. Титов)

«КТО БУДЕТ МОИМ МУЖЕМ?»

(Фильм представляет режиссер Дарья Хренова)

Фильм вызвал интерес, режиссеру было задано много вопросов. Сделавшись инвалидом, героиня переживает, устроится ли ее личная жизнь.

Ведущий: — Героиня была с вами откровенна или пришлось ей под кожу лезть?

Ответ: — Был долгий предварительный контакт, который вызвал доверие ко мне как режиссеру и че­ловеку со стороны Насти и ее мамы. Потом я даже начала от этого несколько страдать, став для них своеобразным громоотводом, на который обруши­вались истерики Насти и беспокойство мамы.

Из зала: — Я работаю в солидной компании, в которой много женщин. Поэтому осознаю, что в фильме поднята актуальная тема. И дело даже не в тяжелой инвалидности Насти. Женщины хотят, что­бы их любили, хотят иметь детей, а нынешние муж­чины не готовы создавать семью. У женщин к тому же еще и высокие требования к своему избраннику. Мнение: — Это фильм о преодолении одиночества. Сейчас распадаются связи между людьми. В этом драма.

«ЛАМПА»

(Фильм представляет режиссер и автор сценария Асель Жураева).

Ведущий: — Мать и сын живут в 15 киломе­трах от столицы, но в их доме нет электричества. Что вас интересовало в такой ситуации — хотели сделать социальное кино или просто показать быт людей?

Автор: — Я случайно узнала, что есть такое село. Правда, люди живут в нем, не жалуясь. 10 дней назад электричество к ним все же пришло. Сказалось то, что скоро в республике выборы. Вообще-то мне приятно было наблюдать счастье этой семьи, занятой привычным крестьянским трудом. Лампа — символ силы духа простого че­ловека из народа.

«УДАРНАЯ ВОЛНА»

(Фильм представляет режиссер Владимир Эйснер).

Фильм о жизни подполковника спецназа после выхода в запас. Режиссера спрашивают, почему он выбрал такого «правильного» героя.

Ответ (весьма лаконичный): — Выбрал, и все. Вообще-то снимать про положительного героя труднее, чем про злодеев.

«ПАРОХОД «ДОСТОЕВСКИЙ». А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…»

(Фильм представляет режиссер Иван Магдесьян).

Зрители задаются вопросом, кому пришла в го­лову мысль заставить пароход говорить закадровый текст. Как вообще родилась эта тема?

Режиссер объяснил, что как-то отдыхал в Доме отдыха рядом с остатками этого парохода. Узнал, что он снимался в кино и это последний колесный пароход, который был в России. Мысль очелове­чить его родилась сама собой.

«ДНИ БУДУЩИХ БУДД»

(Фильм представляет режиссер Валерий Соломин).

Автор рассказывает, что к этой теме его привело любопытство.

— Я попал в места, которые сняты в фильме, в самом начале перестройки. В условиях закрытого общества тема была непроходной. Но времена из­менились.

Мнение: — Этот очень интересный фильм, и он не столько о религии, сколько нравственный, эко­логический. Каждому из нас надо учиться с удив­лением и радостью смотреть на небо, воду, горы и ощущать единение с природой.

«ДЫХАНИЕ ВОДЫ»

(Фильм представляет режиссер Ольга Короткая).

Ведущий:— Показалось, что выбранный жанр «поминального слова» об энтузиасте синхронного плавания Владимире Васильеве несколько обеднил фильм.

Ответ: — Это вообще-то заказное кино, и оно скорее о любви семьи к нему, чем рассказ о нем и его жизни.

Из зала: — Получился настоящий гимн воде как божьему дару.

(Режиссер ответила на вопросы о том, как про­ходили съемки в воде).

«РАЗГОВОР»

(Фильм представляет режиссер монтажа Елена Громова).

Рассказывает, что режиссер Анастасия Новикова искала для съемок человека, не связанного с циви­лизацией и нашла его в одной из умирающих дере­вень Ленинградской области.

«ТРИ СЕКУНДЫ ТЕМНОТЫ, ДЕВЯТЬ СЕКУНД СВЕТА»

(Фильм представляет режиссер и автор сценария Мария Пономарева).

Ведущий: — Вы закладывали в повествоваиие какую-то метафору?

Ответ: — Прежде я снимала в другом жанре. Если сейчас метафора не прочитывается, значит я виновата. Я не снимала историю маяка, у меня были другие задачи.

«РЕБАЛДА»

(Фильм представляет режиссер Елена Отрепьева).

Вопрос: — Вы хотели, чтобы вашим героям, за­нятым тяжелым, плохо оплачиваемым трудом, мы сочувствовали, их жалели?

Ответ: — Я не знала, что, снимая этих людей, снимаю фильм о России. Время идет, а Россия оста­ется все та же.

«ПЕРЕМИРИЕ»

(Фильм представляет режиссер и автор сценария Константин Смирнов).

Рассказывает, как попал в Новороссию. Его брат, бизнесмен, организовал гуманитарный груз в те края, и он поехал с этой машиной. Начал снимать. Снимал во время перемирия то, как живут люди. Но перемирие во время войны — это та же война.

ХРОНИКА

Все ярче небосвод

В Доме кино Екатеринбурга открыли памятную звезду фронтовому кинооператору Константину Дупленскому

Кинооператор Константин Петрович Дуплен­ский (1920-1986) был заметной фигурой на Сверд­ловской киностудии. Все знали и уважали его уже потому, что он прошагал фронтовыми дорогами через всю Великую Отечественную войну.

Всесоюзный государственный институт кине­матографии в Москве он окончил в 1942 году, и их курс сразу же был направлен в распоряжение фронтового отдела Центральной студии докумен­тальных фильмов. До конца 1945 года Дупленский был военным корреспондентом кинохроники во фронтовых группах Черноморского флота, Второго и Третьего Украинских фронтов, Тихоокеанского флота. Не счесть снятых им сюжетов, бесценных кадров, запечатлевших подвиг народа.

Считается, что свердловская школа кинодоку­менталистики началась с конца 1920-х годов, когда в 1928 году при «Уралсовкино» был создан отдел кинохроники, потом кинодокументалисты работа­ли на Свердловской студии кинохроники, где на­чали выпускать киножурнал «Сталинский Урал» (впоследствии «Советский Урал»), который выхо­дил в годы войны еженедельно (всего 242 номера). Материалы уральцев многократно появлялись в «Союзкиножурнале».

В «Советский Урал» воздухом и железной до­рогой из восьми горячих точек Урала и Сибири — Перми, Челябинска, Магнитогорска, Кургана, Ижевска, Тюмени и Уфы — восемь кинооперато­ров, настоящих подвижников кинематографа, си­стематически переправляли круглые, из белой же­сти коробки с отснятой пленкой. Дупленский стал одним из них.

Оператором Свердловской киностудии он начал работать с декабря 1946 года, а с 1961 года возгла­вил Челябинский кинокорреспондентский пункт. Его опыт и профессиональное мастерство были бесспорны. Недаром своим учителем считал его такой известный кинодокументалист, тоже челяби­нец, как Сергей Мирошниченко, ныне живущий в Москве.

Был Дупленский и одним из первых членов Уральского отделения Союза кинематографистов СССР, существовавшего с 1958 года.

В общей сложности Константином Петровичем было снято более 20 документальных фильмов и огромное число сюжетов.

Вспомнить о мастере в фойе первого этажа ека­теринбургского Дома кино 2 октября собрались кинематографисты, участники и гости XXVI-го Открытого фестиваля документального кино «Рос­сия», зрители.

Зажигать «звезды» в дни фестиваля стало уже традицией, продолжать которую пообещал в своем выступлении председатель Свердловской област­ной организации Союза кинематографистов России Владимир Макеранец. А заместитель председателя Союза кинематографистов РФ, председатель жюри фестиваля «Россия» Клим Лаврентьев напомнил, что благодаря фронтовым кинооператорам мы име­ем подлинную кинолетопись войны, которая ныне бесценна.

Открыть памятную именную звезду было дове­рено специально приехавшим в Екатеринбург до­чери Дупленского Ольге Константиновне и внуку Степану. Вспыхивает праздничный фейерверк. Звезда «загорается». В Круге звезд — двенадцатая, если учесть еще и звезду, зажженную в 2008 году в честь Уральского отделения Союза кинематографи­стов России.

Юлия МАТАФОНОВА.

(«Уральский рабочий», 3 октября 2015)

ПРЕСС-КЛУБ

К «России» присоединился Новоуральск

Сегодня стартовал второй день XXVI фестива­ля документального кино. Из года в год зрителям этого кинофорума предлагают не только обшир­ный конкурсный показ, но и интересную инфор­мационную программу. Для наших читателей мы выбрали наиболее любопытные, на наш взгляд, ме­роприятия внеконкурсной программы на второе и третье октября.

Как всегда, большинство показов фестиваля «Россия» проходит в екатеринбургском Доме кино. И первое, куда бы мы предложили сходить – пред­ставление нового фильма мэтра уральского кино Владислава Тарика. Его картина под названием «Счастливое детство» – это воспоминания жителей Екатеринбурга о далёком военном Свердловске, где, несмотря на все лишения, прошла неповтори­мая пора их жизни.

Также сегодня один из членов жюри фестиваля – Ираклий Квирикадзе – представит на суд зрителей две свои картины. Кстати, в субботу в Доме журна­листов состоится творческая встреча режиссёра и со зрителями, куда мы с удовольствием приглаша­ем и наших читателей.

Одна из программ фестиваля «Россия» посвяще­на кинодокументалистам, снимающим в горячих точках. Это своеобразная перекличка с сегодняш­ними событиями. Подборку картин по этой темати­ке сделал председатель отборочной комиссии Ан­дрей Шемякин – туда вошли фильмы, созданные с 1990 по 2009 год. Фильмы о современных военных конфликтах есть и в конкурсной программе.

Уже традиционно на протяжении нескольких лет наряду со столицей Среднего Урала фестиваль при­нимает у себя Нижний Тагил, а в этом году к кино­форуму присоединился ещё и Новоуральск. Здесь пройдёт очень насыщенная программа с мастер- классами, творческими встречами и специальными показами. Одна из программ, которая будет пред­ставлена в Новоуральске, называется «Ближе, чем кажется». Это дебютное кино в рамках большого экспериментального проекта Молодёжного центра Союза кинематографистов России. В эту програм­му вошли несколько игровых короткометражек мо­лодых режиссёров, за которыми, возможно, буду­щее отечественного кинематографа.

Наталья ШАДРИНА.

(«Областная газета», 2 октября 2015 года)

До Колымы был Урал

Режиссер из Перми рассказал о юности каторжанина

Герой этой ленты обозначен в ее названии: «Варлам Шаламов. Опыт юноши». А рассказал нам о жертве сталинского режима и крупном рус­ском писателе неоднократный участник фестива­ля, пермский режиссер Павел Печенкин.

В общей сложности Шаламов провел в ссылках и лагерях 20 лет: в 1929-32 и 1937-53-м годах. О пребывании на Колыме с потрясающим ощущени­ем искусства и истины он рассказал позже в своих «Колымских рассказах».

«Его правда о человеке в лагере жестока, — писал о нем один из исследователей его творчества. — По сравнению с ней Достоевский «Записок из Мертво­го дома» кажется буколическим писателем…».

Эмоциональность кинорассказа достигается со­четанием текста от имени героя, слов от имени ав­тора ленты и выдержек из произведений Шаламова.

Лагерь ежедневно и ежечасно уничтожал в че­ловеке человеческое, доведя его почти до скотско­го состояния. Немногие сохранили себя. Счастьем считаю, что лично мне удалось увидеть таких лю­дей благодаря журналистской работе.

Была очень яркая встреча с Георгием Жжено­вым, в то время успешно игравшим в Московском театре имени Моссовета; с Петром Вельяминовым — человеком чистейших дворянских кровей. Осво­бодившись из лагеря, он какое-то время работал в драматических театрах Перми и Свердловска. Этих людей спасло творчество. Они пригодились и на лагерной сцене.

То же случилось с Шаламовым, со школьных лет пытавшимся писать стихи и прозу. Продолжал он писать и в жутких условиях колымской ссылки. Но вот о его первом лагерном сроке мы не знали почти ничего. Сейчас эта страница открыта.

История Пермского края, где живет автор филь­ма, тесно связана с именами двух выдающих­ся литераторов — Бориса Пастернака и Варлама Шаламова, попавшего в пермские лагеря совсем молодым. Отсюда включенные в заголовок слова: «Опыт юноши». ГУЛАГ стал не только адресом его пребывания, но и определил обстоятельства, сфор­мировавшие волю, характер.

Павел Печенкин дает краткие сведения биогра­фии будущего писателя. Родился в 1907 году в се­мье вологодского священника. Уехал из Вологды в 17 лет и начал работать на заводе — надо было получить рабочий стаж и справку для поступления в Московский государственный университет. Одна­ко в 1929 году жизнь прервалась арестом. К этому времени Шаламов ощущает себя оппозиционером (считает, что революция сползает «вправо»; увле­кается взглядами Бориса Савинкова), принимает участие в демонстрации «левых», посвященной 10-летию Октября. Результат всего этого — три года «исправительных работ».

Он снова ведет себя неосмотрительно, — всту­пается за заключенных.

Варлам Шаламов.

Так в его жизни появляется СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).

Заключенных везли до станции Соликамск, а дальше — пешком на строительство Вишерского целлюлозно-бумажного комбината.

Впереди маячили контуры еще одной мощной стройки — Березниковского химического комбина­та. Предполагалось ввести в строй ряд заводов для нужд военного ведомства.

По существу к сооружению Вишерского комби­ната в стране готовились, начиная с 1925 года. В 1928 году план строительства был утвержден. Од­нако к маю 1929 года ход важных строек застопо­рился. Вольнонаемные рабочие не хотели ехать в Березники из-за низкой оплаты труда

Фильм запомнился не только рассказом о судь­бе незаурядного человека. Он дает наглядное пред­ставление, за счет каких сил и средств, какими методами осуществлялось в стране великое дело индустриализации, категорически поменявшей лицо державы, позволившей СССР, народу побе­дить в Великой Отечественной войне.

Трудовых резервов для намеченных строек кате­горически не хватало, и в этих условиях правитель­ство «открыло» мощный источник бесплатной ра­бочей силы — труд заключенных. Система лагерей подвергается срочной перестройке, количество за­ключенных растет, принимаются меры для интен­сификации использования рабского труда.

Фильм подробно рассказывает об этих мерах. Заинтересованность в лучшей работе решают под­нять за счет введения дифференцированной шкалы питания, организации социалистического соревно­вания передовиков и бригад. Вспоминая об этом, Шаламов образно говорил: применяли «пайку и палку». Количество получаемой заключенным еды ставилось в зависимость от выполнения им норм выработки; палкой являлось насильственное при­нуждение к труду.

На экране мы видим страницы выходивших на стройке газет, в которых сотрудничали «лагкоры» (так называли рабкоров из мест заключения). Мо­жем прочесть документы, письма о вызове на со­циалистическое соревнование или о том, например, что некая «45-я рота объявила себя безбожной». Любопытно всмотреться в старую кинохронику, фотографии — коллективное фото ведущих специ­алистов Вишлага… Лица… Картины быта, труда …

Пропагандировало начальство и пути своео­бразного профессионального роста — возможно­сти дослужиться от рядового до административной должности. «Я был готов своротить горы», — при­знавался, поверив в посулы, Шаламов. Он и дей­ствительно дослужился до «повышения» — поста маленького начальника, но радовался недолго. На стройке обнаружили очень большие приписки, в которых были повинны начальники-перерожден­цы. Началось расследование, допросам подвергся и Шаламов.

Когда после четырех месяцев следствия он по­явился в Вишерском лагере — нашел большие изменения. Заключенные были цинготными, обессиленными, истощенными. Резко упала произ­водительность труда.

В литературе, драматургии начала 1930-х годов правда густо сплетается с неправдой. В «Темпе» Николая Погодина, романах и повестях Валентина Катаева, Ильи Эренбурга вдохновенно рассказыва­ется о «перековке» людей. Все это было и не было. Как говорится, так да не так. Индустриальные ги­ганты вводились в строй неимоверно высокой це­ной.

Когда Шаламова освободили, ему было всего 25 лет, отягченных жестоким опытом. Он уехал доот­бывать срок в Березники, а зимой 1932-33 года в стране, обескровленной репрессиями в деревне, на­чался страшный голод. Ужасная цифра — в Вишла­ге умерло тогда почти 40 процентов заключенных.

На воле Шаламов пробыл недолго. В 1937 году последовал новый арест, и началась Колыма, где он прожил 17 лет. Снова на

«исправлении»?

Жизнь замечательного писателя закончилась в 1982 году в доме для престарелых. Часто ли он вспоминал свою юность?

Юлия МАТАФОНОВА.

(«Уральский рабочий», 6 октября 2015 года)

ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

История с «мишками»

Тематическая пестрота далеко не всегда озна­чает явление радостное. На нынешнем фестивале она привлекает и…кое когда огорчает.

Однако есть темы, которых мы ждали, но кино­экран так серьезно и не раскрыл их. Поленились кинематографисты поездить по стране, не захотели огорчать зрителей тем, что как-то медленно воз­рождается российское село и по-прежнему не ре­шаются проблемы промышленности?

Чего греха таить, ситуация напоминает 1990-е, когда косяком шли фильмы про инвалидов, алкого­ликов, учителей и научных работников, избравших судьбу торгашей мелкой розницей или ночных сто­рожей. Но неужели так плохо? Как-то не верится, хотя не приходится спорить: кино отражает жизнь.

Замечательный фильм показал на нынешнем фестивале многократный его участник Алексей Погребной — «Веселая околица», но это про ув­лечения и таланты сельских жителей. Про дела и проблемы лишь «Пьедестал на окраине» Екатери­ны Русакович, снятый на Нижнее-Волжской студии кинохроники в Саратове.

Есть, правда, «Ларисина артель» Елены Ласкари из Москвы, автора многих интересных картин. Эта лента полна злободневности и в то же время содер­жит такие приметы, которые позволят ей быть вос­требованной в любое время.

Главное тут — проблемы искусства, что называ­ется, вечные: подлинная художественность и хал­тура, истинные ценности и люди, покупающие по­лотна лишь потому, что сейчас это модно.

Ласкари говорит о таком появившемся в послед­нее время явлении, как рынки предметов искус­ства, так сказать, для «народа». Картину, предметы прикладного искусства можно купить как дешевый китайский ширпотреб (джинсы, майки, куртки, игрушки) на рынках и рыночках у дорог, прямо на улице… Есть тут свои изготовители, есть свои про­давцы, а также оптовики, скупающие продукцию большими партиями.

«Ларисина артель» — об изготовителях. В этой «артели» умелые художницы, рисующие цветы, пейзажи, картинки для детей. Что делать, надо же зарабатывать!

Есть в фильме настоящая драма — талантливая пожилая художница Валя тоже вынуждена зараба­тывать на хлеб в артели. Фильм не дает ее биогра­фии, но многое можно домыслить и угадать.

Есть в картине история, заставляющая улыб­нуться. Правда, горькой улыбкой: нувориш, за­казывающий именно ей, Валентине, копию самой «народной» картины Ивана Шишкина — «Утро в сосновом лесу».

Фильм Елены Ласкари — один из тех, что может украсить любой фестиваль. Еще бы был хоть чуть- чуть покороче. Действие его первой части развива­ется излишне медленно. Излишний метраж — беда очень многих фестивальных картин.

Нина Петрова.