Поздравления прозвучали, дальше — работа
Фестиваль «Россия» открылся при полных залах.
Члены жюри-новички, которые прежде на фестивале «Россия» не бывали, оказались удивлены. В первый же день все начавшиеся просмотры проходили при полных залах. Так было с утра в Доме кино, так было вечером в кинотеатре «Салют» при совсем не коммерческом (не рыночном) документальном материале.
В «Салюте» на торжестве открытия кинофорума царил праздник. Настроение зала и директора фестиваля Георгия Негашева поддержали многочисленные поздравления. В том числе представителей властных структур: министра культуры Свердловской области Павла Крекова, заместителя Главы администрации города Екатеринбурга Михаила Матвеева.
Долгих лет фестивалю пожелал председатель нынешнего жюри, народный артист РСФСР, первый секретарь Союза кинематографистов РФ, заместитель председателя этого творческого союза Клим Лаврентьев, который курирует фестиваль со дня его основания.
— Когда после Всесоюзного фестиваля неигрового кино 1988 года, — сказал он, — пришлось выбирать город, в котором проводить его дальше, у нас были разные варианты. В конечном счете определились, что этим городом будет Свердловск. И не ошиблись. Кроме Москвы, Свердловск-Екатеринбург — единственный город, который может гордиться своим отношением к документальному кино. Ваш фестиваль — своеобразная академия кинодокументалистов. Жаль, это не относится к кино игровому, здесь надо позиции восстанавливать…
Каждый из членов жюри произнес маленькое напутствие. А народный артист России Алексей Петренко даже прочел пришедшиеся очень кстати стихи.
Зал ответил аплодисментами.
Большое впечатление на зрителей произвел документальный фильм «День войны», отобранный специально для фестиваля сотрудниками госархива кинофотодокументов.
Кадр для потомков
Кинематографисты рассказывают о том, что происходит в нашей стране.
1 октября в столице Среднего Урала начнется праздник кино. Той его разновидности, что называется документальным кинематографом и ежегодно представлена на екатеринбургском Открытом фестивале документального кино «Россия» — главном национальном форуме кинодокументалистов страны.
Подробнее о событии, что продлится с 1 по 5 октября, по просьбе УР нашим читателям рассказывает генеральный директор «России» кинорежиссер и продюсер Георгий НЕГАШЕВ.
— Не буду говорить о той смысловой, я бы даже сказал исторической нагрузке, которую несет документальный экран, — начал он. — Неудивительно, что фестиваль разменял уже вторые четверть века незабываемой жизни.
Достаточно назвать фильм, который мы планируем показать на торжестве открытия кинофорума в кинотеатре «Салют» 1 октября в 19.00. Лента «День войны» режиссера Михаила Слуцкого, я уверен, по-особому прозвучит в нынешний год 70-летия Победы. Созданная на Центральной студии документальных фильмов, она отразила 356-й день битвы с фашизмом — 13 июня 1942 года. Снимался фильм на всех участках фронта, от Белого до Черного морей. А еще на предприятиях, ковавших оружие для бойцов, в колхозах, в трудных условиях производивших сельхозпродукцию. В проекте участвовало 160 фронтовых кинооператоров, представивших правду, которую не опровергнуть уже никому.
Значение киносъемок не уменьшилось в наши дни. Потомки узнают из запечатленного на экране момента, чем жила страна, о чем думали люди, и эту правду нельзя будет извратить или опровергнуть. Кинодокументалисты понимают это и очень интенсивно работают. На конкурсный отбор XXVI-й «России» поступила 361 заявка из 49 населенных пунктов нашей страны и 14-ти городов стран ближнего зарубежья. Отборочная комиссия во главе с вице-президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Андреем Шемякиным (Москва) включила в конкурсную программу 39 картин.
— Каким темам посвящены эти ленты?
— От фильмов-портретов до острой, животрепещущей публицистики. Особенность года в том, что в программе конкурса широко представлены «провинциальные» студии, а значит и жизнь российской провинции. В сфере интересов кинематографистов оказалась огромная территория — от Шпицбергена до Чукотки, от Бурятии и Монголии до предгорий Кавказа. Фильмы представили режиссеры не только Москвы, но Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Кирова, Иркутска, Краснодара, Ижевска, Саратова… Из екатеринбуржцев в конкурсе покажут свои работы трое — Павел Фаттахутдинов, Дмитрий
Воробьев, Марина Чувайлова. Увидят зрители и картины, созданные в Беларуси, Армении, Кыргызстане.
— Скажите несколько слов о жюри фестиваля…
— Жюри возглавит Клим Лаврентьев (Москва) — кинорежиссер, киносценарист, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, первый секретарь Союза кинематографистов России, заместитель председателя Союза кинематографистов Российской Федерации. А членами жюри будут Римма Моисеева (Красногорск) — киновед, архивист, заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов; Ираклий Квирикадзе (Москва) — кинорежиссер, киносценарист, руководитель мастерской игрового кино Высших курсов сценаристов и режиссеров, заслуженный деятель искусств Грузии; Алексей Петренко (Москва) — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий РСФСР и премии Президента России «За вклад в российское кино», лауреат Международной премии Станиславского в номинации «За вклад в развитие русского театрального искусства». Екатеринбург представит Александр Лысяков — художник, мастер художественной ковки, академик ЮНЕСКО по народным ремеслам, автор уникальных произведений из металла и других материалов.
Жюри определит обладателей шести официальных призов. Это Главный приз, призы за лучший полнометражный и короткометражный фильмы, за операторское мастерство, за лучший дебют и специальный приз жюри. Кроме того, кураторы проекта «ДОКер» вручат спецприз, гарантирующий показ отмеченной киноленты во всех городах проекта. Приз «Герой нашего времени» присудит еженедельник «Аргументы и факты», а ваша газета вручит свой спецприз «За гуманизм киноискусства», который присуждает уже более десяти лет подряд.
— Увеличится ли число площадок фестиваля?
— Да. В Екатеринбурге программы будут идти в двух залах Дома кино, в областной научной библиотеке имени Белинского и Коляда-театре. В «Белинке» зрители выберут лучший документальный фильм о Годе литературы в России. Необычайно много — почти сорок — присланных на отбор фильмов посвящены жизни и творчеству российских писателей. Дирекция фестиваля решила выделить «дюжину лучших» лент данной тематики в отдельный конкурс. А 2 октября состоится презентация книги доктора искусствоведения Галины Прожико (Москва) «Документальные шедевры мирового кино».
В Коляда-театре покажут фильмы проекта «ДОКер», представляющие неожиданный взгляд иностранных режиссеров на людей и реалии современной России, а также дебютное кино в рамках экспериментального проекта Молодежного центра Союза кинематографистов России. Будет развернута программа немецкого кино.
Не говорю уже о шести вечерних информационных программах Большого зала Дома кино и информационных показах в Малом зале.
— Будет ли фестиваль в Нижнем Тагиле?
— Тагильчане уже не представляют себя без него. Фильмы конкурса и часть информационной программы пройдет в кинотеатре «Красногвардеец». Откроет праздник фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции».
В этом году начнет работу еще одна фестивальная площадка — в Новоуральске. Его жители увидят большинство информационных программ. Например, в киноцентре «Нейва» фестиваль покажет «Летопись уральского рока» от режиссера Олега Раковича и проведет творческую встречу с деятелями российского кинематогшрафа.
— Как будет оцениваться мнение зрителей?
— Путем анкетирования. Анкеты получат все зрители, чтобы определить лауреата Приза зрительских симпатий. Приглашаем зрителей на встречи в пресс-клубе. Они состоятся в Малом зале Дома кино 2, 3 и 4 октября в 19.20.
Последний день фестиваля ознаменуется круглым столом профессионального сообщества. В этом году его тема — «Стране не нужно документальное кино…». Нерешенные вопросы у кинематографистов есть, и фестиваль — то место, где их стоит озвучить.
Юлия Матафонова.
Время документалистов
Фестиваль «Россия» придёт на экраны нашего города.
Екатеринбургские кинорежиссёры Павел ФАТТАХУТДИНОВ и Светлана БОБРОВА 5 октября 2014 года получили Главный приз XXV Открытого фестиваля документального кино «Россия». Их фильм «Великие реки Сибири. Бирюса» (кинокомпания СНЕГА) создан в редком для неигрового кино жанре комедии и завоевал гран-при.
Прошёл год. И снова фильм Павла Фаттахутдинова «Посторонние» в программе нового XXVI фестиваля «Россия». Не будем ничего предсказывать, но то, что фильм выбран экспертной комиссией из более трёх сотен заявок на фестиваль для конкурсного показа, уже само по себе значимо. Эксперты во главе с неизменным (его, кажется, все наши зрители давно знают в лицо) Андреем ШЕМЯКИНЫМ, ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства (Москва), включили в программу ещё два фильма, созданных екатеринбуржцами. Это Футбол для взрослых Дмитрия Воробьёва (компания «29 февраля») и картина «Надежда. Вокруг да около» Марины ЧУВАЙЛОВОЙ, созданная на студии «Урал-Синема». Будем смотреть и «болеть» за земляков. И не только за них — за каждого талантливого номинанта. Екатеринбург снова встречает, смотрит, обсуждает фильмы XXVI фестиваля «Россия» с 1 по 5 октября 2015 года.
Пять первых октябрьских дней — это время документалистов, это наша традиция, причём любимая и городом, и кинематографистами, которые ежегодно, начиная с 1988-го, приезжают в Екатеринбург. Исключением стал один год — 1989-й, когда фестиваль попытались провести в Воронеже. Это оказалось неудачным решением: воронежцы не жаловали неигровое кино — не привыкли, не приучены. Совершенно иное дело в нашем городе. Ещё до учреждения фестиваля, при кинотеатре «Салют» успешно действовал клуб любителей документального кино, он-то и воспитал активное «ядро» будущих фестивальных зрителей. Свердловчане (тогда ещё свердловчане) приняли первый фестиваль «на ура». Изо дня в день заполняли залы и реагировали на увиденное так эмоционально, заинтересованно, вдумчиво, что и создатели художественных фильмов могли бы позавидовать «неигровикам». Поэтому с тех пор только — Екатеринбург.
Место встречи главного национального документального кинофорума России, одноимённого со страной, неизменно. Время встречи пару раз менялось. Бывало, фестиваль проходил в декабре. Но и от перемены времени отказались. Начало октября — лучшее время для «сбора плодов» с документального экрана. Открытие и закрытие фестиваля в Екатеринбурге (1 и 5 октября соответственно) традиционно пройдут в мультиплексе «Салют» (ул. Толмачёва, 12). А большой и малый залы Дома кино (ул. Луначарского, 137) станут основной площадкой конкурса — территорией свободы кинематографических высказываний на экране и на обсуждениях после просмотров. И, что принципиально и неизменно для фестиваля «Россия», — свободы посещения. Вход для всех бесплатный.
На сей раз за призы «России» поборются 39 фильмов конкурсной программы. Их создатели вместе со своими фильмами приедут из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Кирова, Краснодара, Омска, Иркутска, Саратова, Ижевска. Из городов других стран — Белоруссии, Армении, Кыргызстана. О екатеринбуржцах уже сказано выше (см. 1-ю стр.). Среди работ известных мастеров — известных точно завсегдатаям фестиваля — фильмы Валерия СОЛОМИНА, Ивана ТВЕРДОВСКОГО, Андрея ОСИПОВА, Павла ПЕЧЁНКИНА, Валерия ТИМОЩЕНКО, Алексея ПОГРЕБНОГО, Владимира ЭЙСНЕРА, Татьяны СКАБАРД… Рядом с признанными мэтрами — новое поколение документалистов, которое представит свои дебютные работы. Например, из ВГИКа, из Школы документального кино и театра Марины РАЗБЕЖКИНОЙ и Михаила УГАРОВА. Конкуренция будет серьёзной, а призов, которые присуждает жюри, традиционно всего шесть. Шесть статуэток, воплощающих в бронзе музу документального кино, — «Муза на Колесе Истории».
Екатерина ШАКШИНА.
«Вечерний Екатеринбург», 18 сентября 2015.
«Россия» открывает лица
Фестиваль делает это и на экране, и в зале, полном зрителей с первого дня.
Жюри XXVI Открытого фестиваля документального кино «Россия» можно было увидеть «при исполнении» уже с 10 утра 1 октября — на первой конкурсной программе в Доме кино (ул. Луначарского, 137). Но их лиц было не разглядеть, хотя представительный список именитых людей уже к тому времени был известен. Да и вглядывались в течение первых трёх с половиной фестивальных часов мы всё-таки в лица на экране.
При свете дня, а не при свете экрана, журналисты увиделись с жюри на первой пресс-конференции в информационном центре РИА ТАСС. Эти двое — были с фестивалем с его первого дня не только нынешнего, но того самого первого, 1988 года рождения. Замдиректора Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске Римма МОИСЕЕВА из года в год вручает спецприз фестивальному фильму, «достойному государственного хранения». Теперь она будет работать в жюри и решать вместе с коллегами судьбу 6 основных призов «Муза на Колесе Истории». Первый секретарь Союза кинематографистов РФ, зампредседателя СК РФ, кинорежиссёр-документалист, народный артист России и заслуженный деятель искусств РСФСР Клим ЛАВРЕНТЬЕВ был одним из тех, благодаря кому фестиваль родился и выжил. Был его президентом в течение 15 лет. И вот теперь, после 10-летней паузы, вернулся в «Россию» председателем жюри.
Первый день фестиваля начался с утра — работой зрителей и жюри. Смотрели все вместе, а вот присуждать призы будут отдельными компаниями. Жюри — своей профессиональной командой, а зрители — каждый индивидуально, ставя оценки фильмам после сеансов, — все вместе выберут фильм, достойный фирменного екатеринбургского зрительского «Оскара». Ящик для голосования уже стоял с утра при выходе из Большого зала и принимал в себя заполненные зрителями анкеты.
А жюри 1 октября явилось с работы на работу — на встречу с журналистами. Нам повезло, мы застали на пути в зал пресс-конференции двух дебютантов «России» в сопровождении генерального директора фестиваля Георгия НЕГАШЕВА. Ничего себе дебютанты! Так, наверное, скажет каждый наш читатель, увлечённый искусством кино, взглянув на снимок с кинорежиссёром, сценаристом, заслуженным деятелем искусства Грузии Ираклием КВИРИКАДЗЕ и с народным артистом РСФСР Алексеем ПЕТРЕНКО. Но тем не менее, это их первый приезд на наш документальный фестиваль, первое в нём участие в качестве членов жюри. Стало быть — дебютанты.
В составе судейской «пятёрки» есть ещё один новичок «России», человек в Екатеринбурге и в России очень известный, единственный наш земляк среди москвичей. Художник, мастер художественной ковки Александр ЛЫСЯКОВ сказал, что на просмотре первых фильмов конкурсной программы вспомнил молодые годы, когда работал фотокорреспондентом в газете «На смену!» Тоже документалистика, между прочим. А ещё он не раз и не два побывал героем документальных лент. Правда, признался, что те фильмы ему не очень понравились. Возможно, именно на «России» он увидит то, что, по его мнению, «снято именно так, как надо».
Киновед, архивист Римма МОИСЕЕВА и кинодокументалист Клим ЛАВРЕНТЬЕВ, председатель жюри.
Алексей ПЕТРЕНКО тоже припомнил, что ему доводилось участвовать во многих документальных фильмах — о балерине УЛАНОВОЙ, художнике ПЛАСТОВЕ, кинорежиссёре ЧУХРАЕ — как ведущему в кадре и за кадром. И от этой работы в кинодокументалистике у него остались яркие впечатления. Директор фестиваля Георгий НЕГАШЕВ объяснил, почему в нынешнем конкурсе фильмов больше, чем в прошлые годы — 39 лент: «Потому что документалисты стали больше работать в коротком метре, и в общее время всей программы, которое неизменно, уместилось больше фильмов».
В программе необычно много и дебютов — 14 конкурсных фильмов. Ираклий КВИРИКАДЗЕ руководит мастерской игрового кино Высших курсов сценаристов и режиссёров и особо отметил необходимость внимательного отношения к дебютантам: «Дебютант окрылён, не надо подрезать ему крылья. Это его первая песня. Мы ждём в работах молодых на экране не повторения нас, старших кинематографистов, а проявления их талантливой индивидуальности…» Кстати, в традиционной информационной программе «А судьи кто?..», представляющей работы кинематографистов из жюри, 2 октября мы увидим фильмы режиссёра Квирикадзе. В том числе его вгиковский дебют 1970 года — великолепную, смешную и грустную короткометражку «Кувшин» (кто видел — подтвердит, кто не видел — посмотрит и убедится).
Дебютанты в жюри были удивлены тем, что с утра зал Дома кино был полон. А Клим Лаврентьев, знающий фестивальный энтузиазм наших зрителей давным-давно, не удивился. Просто сказал: «Не знаю, что было бы с кинодокументалистикой России, если бы не фестиваль «Россия»…»
Торжественное открытие фестиваля состоялось в тот же день, в 19.00, в кинотеатре «Салют» (ул. Толмачёва, 12). Публика увидела жюри в лицо, а 2 октября мы продолжаем вглядываться в лица людей в фильмах «России». Фильмы конкурсной программы предыдущего дня можно увидеть и на следующий день в повторе, в Малом зале Дома кино. Но вот особые программы на площадках-партнёрах фестиваля — в Библиотеке им. В.Г.Белинского (ул. Белинского,15) и в Коляда-Театре (пр. Ленина, 97) — только там и без повторов. Вход на все просмотры и везде — свободный.
Екатерина ШАКШИНА.
Фото Алина ШЕШЕНЯ.
«Вечерний Екатеринбург», 2 октября 2015.
ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ
Ираклий КВИРИКАДЗЕ, Алексей ПЕТРЕНКО и Георгий НЕГАШЕВ.
Художник, кузнец и впервые член жюри «России» — Александр ЛЫСЯКОВ.
Экран без лжи
В Екатеринбурге начался кинофестиваль «Россия».
Сегодня вечером в Екатеринбурге торжественно стартует XXVI Открытый фестиваль документального кино «Россия», фактически же он начался уже ранним утром.
Заполнились залы Дома кино, и зрители встретились с первыми фильмами обширной программы.
Она в самом деле обширна — для показа отобрано 39 картин из более чем трехсот. Факт этот заставляет признать высокую творческую активность кинодокументалистов, которая не только не уменьшается, несмотря на существующие в этом разделе кино проблемы, но растет. Как посчитали организаторы фестиваля, общая продолжительность представленных отборочной комиссии лент составила 13.789 киноминут.
Больше фильмов — больше возможностей поставить на киноэкране важнейшие вопросы жизни, шире показать наших современников с их проблемами и делами. На фестивале языком кино выскажутся такие мастера экрана, как Андрей Осипов, Иван Твердовский, Валерий Соломин, Алексей Погребной, Валерий Тимощенко, Владимир Эйснер и другие.
В конкурсную программу вошли работы трех екатеринбуржцев — Павла Фаттахутдинова, Дмитрия Воробьева и Марины Чувайловой. Но высказаться с экрана смогут не только они. Уже сегодня в информационной программе будет показана ретроспектива картин нашего земляка Игоря Персидского. Завтра в Малом зале Дома кино зрители фестиваля увидят премьеру, созданную на уральской земле. Речь о новом фильме Владислава Тарика «Счастливое детство», в котором нынешние уральцы вспоминают о своих детских годах, пришедшихся на тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Фестиваль станет еще и творческой лабораторией, где проходит реальный анализ тенденций развития документального кино.
Приготовились встретить фестивальную программу еще два города Свердловской области — Нижний Тагил и Новоуральск.
Фестивальная пятидневка набирает силу.
Соб. инф.
«Уральский рабочий», 1 октября.
Георгий Негашев размышляет о зрителе и документальном кино
1 октября в Екатеринбурге открывается Открытый фестиваль документального кино «Россия», ставший национальным достоянием страны. О непростой судьбе документальных фильмов и особенном уральском зрителе мы беседуем с генеральным директором фестиваля Георгием Негашевым.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: — Георгий Александрович, фестиваль документального кино «Россия» прописался именно в Екатеринбурге. Почему?
Георгий Негашев: – Не я в этом «виноват», к сожалению. Так сложилось исторически. Дело в том, что впервые фестиваль прошел, и весьма успешно, именно в нашем городе. Произошло это в 1988 году при совместном решении Госкино СССР, Гостелерадио СССР и Союза кинематографистов СССР. Это был Всесоюзный фестиваль неигрового кино. Но тогда он задумывался как фестиваль кочующий. Следующий было решено провести в Воронеже и там он… провалился. В Свердловске был подготовленный зритель. Здесь велась активная киноклубная деятельность и было много людей, которых это интересовало по-настоящему и которые по-настоящему разбирались в неигровом кино. В Воронеже такого зрителя не оказалось. Кроме того, Свердловск был городом с объемным кинопроизводством, причем оно существовало не только на Свердловской киностудии, но на телевидении. Словом, здесь была хорошая почва для того, чтобы фестиваль укоренился.
После провала в Воронеже было решено не дергаться и оставить фестиваль в Свердловске. К этому времени, к сожалению, произошел развал Союза, и фестиваль стали именовать Открытый фестиваль неигрового кино «Россия». Позже мы его переименовали: «документального кино». Я этот термин «неигровое кино» воспринимал как некий комплекс. Дескать, мы тоже художественное, только неигровое.
– То есть главный герой фестиваля – зритель?
– Разумеется. Фестиваль проводится, в первую очередь, для зрителя. Конечно, на нем встречаются коллеги-кинематографисты, они обмениваются мнениями, опытом, обогащают друг друга. То есть профессиональная «тусовка», безусловно, существует. Но не это главное. Главное, что фестиваль – это праздник документального кино в интересах зрителя. Главная задача любого кинофестиваля – обеспечить доставку художественного произведения к наибольшему числу зрителя. И мы неизменно год от года, подчас с большими усилиями, стараемся эту цель преследовать и развивать.
– Поэтому нынче организуются фестивальные показы в Нижнем Тагиле и Новоуральске?
– Конечно. Дело в том, что увеличить количество зрителей за счет Дома кино уже невозможно. Площадки же не резиновые. И так у нас часто бывает, что людям мест не хватает и они сидят на полу, на ступеньках. Это, конечно, приятно, но… все равно хотелось бы, чтобы люди в нормальных условиях кино смотрели.
БОЙКОТ
– Мне кажется, что далеко не все потенциальные зрители могут по достоинству оценить документальное кино. Узок круг людей, понимающих его глубину. Разве нет?
– Мы сами сузили этот круг. За счет того, что перестали документальное кино показывать, за счет того, что телевидение его бойкотирует. А телевизионное кино… Раньше оно старалось раскрыть внутренний мир человека, оно интересовалось жизнью человеческого духа. Этим были обусловлены различные приемы: пристальный взгляд, крупный план, какие-то длинные планы, позволяющие вглядеться в человека, и так далее. Сегодня телевизионное кино – это, в большинстве своем, мелькание какого-то изображения, быстро, быстро, быстро… Событийным стало телевизионное кино. Совершенно, скажем, исчез жанр фильма-портрета, а ведь в свое время это было самое интересное
– знакомство с человеческой личностью, раскрытие ее на экране. Но… что произошло, то произошло. Сегодня то кино, которое мы показываем, которое является искусством, телевидение просто бойкотирует.
В кинотеатрах документальное кино тоже не показывают. Помню времена, когда я ходил в кино смотреть документальные фильмы. И товарищи мои ходили, и вся шпана. И было интересно! Сейчас же в принципе доступ к документальному кино зрителю перекрыт. Только фестиваль сегодня может этот доступ организовать. Поэтому мы и пытаемся расширять число площадок. С Тагилом нынче мы будем работать уже четвертый раз, с Новоуральском в тестовом режиме попробуем провести мероприятия фестиваля.
– Георгий Александрович, кто эти люди, снимающие документальные фильмы, доступ которым к широкому зрителю перекрыт и которые вряд ли имеют коммерческий успех?
– Конечно, коммерческая составляющая практически отсутствует. Исключения очень редки, они только подтверждают правило. Но было бы не справедливо говорить, что документалисты работают совсем бесплатно. На хлеб с маслом, безусловно, не хватает, на хлеб с водой – вполне. Помереть эта профессия, конечно, не дает.
Государство финансирует документальное кино. Конечно, мы воем и ноем: «Мало, не хватает»… Но тем не менее поддержка есть. И в смете любого документального фильма заложена зарплата режиссера, оператора… Маленькая, конечно. Режиссер у нас получает меньше водителя троллейбуса. Но люди снимают, нравится им. И молодежь знает, что не разбогатеет на документальном кино, но идет, снимает. Охота пуще неволи.
НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
– Фестиваль откроется, фильмы будут показаны, жюри огласит свой вердикт, призы будут вручены. У вас сегодня уже сложилось какое-то впечатление о конкурсных фильмах? Выделили для себя какие-то?
– Нет. Это принципиально. Не имеет права директор фестиваля себе позволить озвучивать собственные оценки. Это, во-первых. А, во-вторых, я не могу быть объективным, просто потому что не видел все фильмы конкурсной программы. У меня просто такой физической возможности нет. То, что я не видел, я досмотрю потом, когда фестиваль завершится. 361 фильм (именно столько заявок поступило в этом году) я уж точно не мог посмотреть. А после того, как отборочная комиссия вынесла свое решение, мне было не до просмотров. Я уже бегаю с выпученными глазами, и от меня дым идет! Так что не было еще случая, чтобы я до начала фестиваля видел всю конкурсную программу. Хотя очень хочется.
– Будут ли в этом году открыты новые имена?
– То, что они появятся – это точно, а вот станут ли они открытием – сказать не могу. Четырнадцать дебютов в этом году – это же все новые имена.
– В этом году в отдельный конкурс выделены фильмы, посвященные Году литературы. Запланированный ход?
– Это абсолютно стихийно сложилось. Чистая импровизация. Просто отборочная комиссия отметила, что нынче много добротных фильмов, посвященных Году литературы, и предложила выделить их в отдельный конкурс. Понимаете, поскольку ряд фильмов снимается при государственной поддержке, то тематический вектор, объявляя конкурс на эту поддержку, задает Министерство культуры РФ. Разумеется, год спустя мы получаем на фестиваль и фильмы определенной направленности. Так получилось и с Годом литературы – это был заданный вектор.
– Такие фильмы на «заданную тему» могут быть шедевром?
– Разве нам неизвестны шедевры на заданную тему? Все художники когда-либо писали на заказ, режиссеры снимали на заказ. И мы получали очень много выдающихся произведений.
И потом никто никого не принуждает. Не хочешь участвовать в конкурсе – не заявляйся, не хочешь снимать на эту тему – не снимай. А государство считает определенные темы в настоящий момент актуальными. Кто деньги платит, тот и музыку заказывает. У меня особых возражений эта система не вызывает.
ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ
ПОНИМАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ
– Из года в год на фестивале представляются фильмы, посвященные горячим точкам нашей планеты: События на Северном Кавказе, Беслан…
– В этом году внеконкурсная программа «Антология документального кино» посвящена событиям на Украине. И в конкурсной программе есть фильмы об этих событиях.
– Задача этих фильмов расставить все точки над i?
– Это может быть фильм-размышление. Может быть фильм-расследование, тогда да, мы расставляем точки над i. Но это может быть и фильм о героизме. Что касается фильмов, посвященных событиям на Украине, мне трудно сегодня сказать, о чем они. Посмотрю – скажу.
– Но фильмы о горячих точках обречены остаться в истории?
– Думаю, что да. Причем, совсем не обязательно, что эти фильмы напрямую рассказывают о том или ином событии. Скажем, на одном из фестивалей главный приз получила картина Ярмошенко «Семейные хроники». Это как раз – события в Чечне. Но в фильме никто не стреляет, никаких боевых действий. Фильм о том, как на жизни семьи сказались эти события.
Такие фильмы должны доходить до молодежи, и мы прикладываем к этому усилия. Отрадно наблюдать, что зрительская аудитория фестиваля «Россия» значительно омолодилась. Сегодня молодежь хочет видеть жизнь во всем ее многообразии, разбираться в ней, размышлять о ней, понимать ее.
– Георгий Александрович, в рамках фестиваля будет проводиться круглый стол на провокационную тему «Стране не нужно документальное кино…». Что вы можете этому утверждению противопоставить? Зачем стране нужно документальное кино?
– Начнем с того, что документальное кино – это искусство. Это все равно что сказать, а для чего музыка, живопись? Кроме того, документальное кино – это еще и поиск в области киноязыка. Я вам скажу, делать его труднее, чем художественное. Это очень тяжкий труд.
Язык документального кино живой, он изменяется. Как быть понятым зрителем, если в моем распоряжении только какие-то отпечатки эпизодов жизни, коротких ее отрезков. Я из них должен собрать внятное высказывание. В этом и заключается киноязык. Причем, в художественном кино все- таки я сам моделирую жизнь. А в документальном – диктатором съемочного процесса является жизнь.
ДОСЬЕ
ГЕОРГИЙ НЕГАШЕВ, сценарист, режиссёр, продюсер. Окончил Ленинградский институт культуры. С 1973 года работал в Свердловской гостелерадиокомпании сначала режиссёром документального кино, впоследствии – главным режиссёром. Снял более 40 фильмов. С 1992 года по 1994 – директор Западно-сибирской киностудии (г. Новосибирск), затем на протяжении почти десяти лет возглавлял Свердловскую киностудию. С 1996 года и по сегодняшний день – генеральный директор Открытого фестиваля документального кино «Россия».
Рада Боженко.
«АиФ-Урал»,
30 сентября 2015 года.
ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ
Над пресс-релизом работали:
Текст — Юлия Матафонова.
Мы в соц. сетях