Поздравления прозвучали, дальше — работа

Фестиваль «Россия» открылся при полных залах.

Члены жюри-новички, которые прежде на фе­стивале «Россия» не бывали, оказались удивлены. В первый же день все начавшиеся просмотры про­ходили при полных залах. Так было с утра в Доме кино, так было вечером в кинотеатре «Салют» при совсем не коммерческом (не рыночном) доку­ментальном материале.

В «Салюте» на торжестве открытия кинофорума царил праздник. Настроение зала и директора фе­стиваля Георгия Негашева поддержали многочис­ленные поздравления. В том числе представителей властных структур: министра культуры Свердлов­ской области Павла Крекова, заместителя Главы администрации города Екатеринбурга Михаила Матвеева.

Долгих лет фестивалю пожелал председатель нынешнего жюри, народный артист РСФСР, пер­вый секретарь Союза кинематографистов РФ, за­меститель председателя этого творческого союза Клим Лаврентьев, который курирует фестиваль со дня его основания.

— Когда после Всесоюзного фестиваля неигро­вого кино 1988 года, — сказал он, — пришлось вы­бирать город, в котором проводить его дальше, у нас были разные варианты. В конечном счете опре­делились, что этим городом будет Свердловск. И не ошиблись. Кроме Москвы, Свердловск-Екате­ринбург — единственный город, который может гордиться своим отношением к документальному кино. Ваш фестиваль — своеобразная академия кинодокументалистов. Жаль, это не относится к кино игровому, здесь надо позиции восстанавли­вать…

Каждый из членов жюри произнес маленькое напутствие. А народный артист России Алексей Петренко даже прочел пришедшиеся очень кстати стихи.

Зал ответил аплодисментами.

Большое впечатление на зрителей произвел до­кументальный фильм «День войны», отобранный специально для фестиваля сотрудниками госархива кинофотодокументов.

Кадр для потомков

Кинематографисты рассказывают о том, что происходит в нашей стране.

1 октября в столице Среднего Урала начнется праздник кино. Той его разновидности, что называ­ется документальным кинематографом и ежегодно представлена на екатеринбургском Открытом фе­стивале документального кино «Россия» — главном национальном форуме кинодокументалистов страны.

Подробнее о событии, что продлится с 1 по 5 ок­тября, по просьбе УР нашим читателям рассказыва­ет генеральный директор «России» кинорежиссер и продюсер Георгий НЕГАШЕВ.

— Не буду говорить о той смысловой, я бы даже сказал исторической нагрузке, которую несет доку­ментальный экран, — начал он. — Неудивительно, что фестиваль разменял уже вторые четверть века незабываемой жизни.

Достаточно назвать фильм, который мы плани­руем показать на торжестве открытия кинофорума в кинотеатре «Салют» 1 октября в 19.00. Лента «День войны» режиссера Михаила Слуцкого, я уве­рен, по-особому прозвучит в нынешний год 70-ле­тия Победы. Созданная на Центральной студии до­кументальных фильмов, она отразила 356-й день битвы с фашизмом — 13 июня 1942 года. Снимался фильм на всех участках фронта, от Белого до Черно­го морей. А еще на предприятиях, ковавших оружие для бойцов, в колхозах, в трудных условиях произ­водивших сельхозпродукцию. В проекте участвова­ло 160 фронтовых кинооператоров, представивших правду, которую не опровергнуть уже никому.

Значение киносъемок не уменьшилось в наши дни. Потомки узнают из запечатленного на экра­не момента, чем жила страна, о чем думали люди, и эту правду нельзя будет извратить или опро­вергнуть. Кинодокументалисты понимают это и очень интенсивно работают. На конкурсный отбор XXVI-й «России» поступила 361 заявка из 49 на­селенных пунктов нашей страны и 14-ти городов стран ближнего зарубежья. Отборочная комиссия во главе с вице-президентом Гильдии киноведов и ки­нокритиков России Андреем Шемякиным (Москва) включила в конкурсную программу 39 картин.

— Каким темам посвящены эти ленты?

— От фильмов-портретов до острой, живо­трепещущей публицистики. Особенность года в том, что в программе конкурса широко пред­ставлены «провинциальные» студии, а значит и жизнь российской провинции. В сфере интересов кинематографистов оказалась огромная терри­тория — от Шпицбергена до Чукотки, от Буря­тии и Монголии до предгорий Кавказа. Фильмы представили режиссеры не только Москвы, но Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Киро­ва, Иркутска, Краснодара, Ижевска, Саратова… Из екатеринбуржцев в конкурсе покажут свои работы трое — Павел Фаттахутдинов, Дмитрий

Воробьев, Марина Чувайлова. Увидят зрители и картины, созданные в Беларуси, Армении, Кыр­гызстане.

— Скажите несколько слов о жюри фестива­ля…

— Жюри возглавит Клим Лаврентьев (Москва) — кинорежиссер, киносценарист, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, первый секретарь Союза кинематографистов Рос­сии, заместитель председателя Союза кинематогра­фистов Российской Федерации. А членами жюри будут Римма Моисеева (Красногорск) — киновед, архивист, заместитель директора Российского го­сударственного архива кинофотодокументов; Ира­клий Квирикадзе (Москва) — кинорежиссер, ки­носценарист, руководитель мастерской игрового кино Высших курсов сценаристов и режиссеров, заслуженный деятель искусств Грузии; Алексей Петренко (Москва) — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий РСФСР и премии Президента России «За вклад в российское кино», лауреат Международной премии Станиславско­го в номинации «За вклад в развитие русского те­атрального искусства». Екатеринбург представит Александр Лысяков — художник, мастер художе­ственной ковки, академик ЮНЕСКО по народным ремеслам, автор уникальных произведений из ме­талла и других материалов.

Жюри определит обладателей шести официаль­ных призов. Это Главный приз, призы за лучший полнометражный и короткометражный фильмы, за операторское мастерство, за лучший дебют и специальный приз жюри. Кроме того, кураторы проекта «ДОКер» вручат спецприз, гарантирую­щий показ отмеченной киноленты во всех городах проекта. Приз «Герой нашего времени» присудит еженедельник «Аргументы и факты», а ваша газе­та вручит свой спецприз «За гуманизм киноискус­ства», который присуждает уже более десяти лет подряд.

— Увеличится ли число площадок фестива­ля?

— Да. В Екатеринбурге программы будут идти в двух залах Дома кино, в областной научной би­блиотеке имени Белинского и Коляда-театре. В «Белинке» зрители выберут лучший документаль­ный фильм о Годе литературы в России. Необычай­но много — почти сорок — присланных на отбор фильмов посвящены жизни и творчеству россий­ских писателей. Дирекция фестиваля решила вы­делить «дюжину лучших» лент данной тематики в отдельный конкурс. А 2 октября состоится пре­зентация книги доктора искусствоведения Галины Прожико (Москва) «Документальные шедевры ми­рового кино».

В Коляда-театре покажут фильмы проекта «ДО­Кер», представляющие неожиданный взгляд ино­странных режиссеров на людей и реалии совре­менной России, а также дебютное кино в рамках экспериментального проекта Молодежного центра Союза кинематографистов России. Будет разверну­та программа немецкого кино.

Не говорю уже о шести вечерних информаци­онных программах Большого зала Дома кино и ин­формационных показах в Малом зале.

— Будет ли фестиваль в Нижнем Тагиле?

— Тагильчане уже не представляют себя без него. Фильмы конкурса и часть информационной программы пройдет в кинотеатре «Красногварде­ец». Откроет праздник фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции».

В этом году начнет работу еще одна фестиваль­ная площадка — в Новоуральске. Его жители уви­дят большинство информационных программ. На­пример, в киноцентре «Нейва» фестиваль покажет «Летопись уральского рока» от режиссера Олега Раковича и проведет творческую встречу с деятеля­ми российского кинематогшрафа.

— Как будет оцениваться мнение зрителей?

— Путем анкетирования. Анкеты получат все зрители, чтобы определить лауреата Приза зритель­ских симпатий. Приглашаем зрителей на встречи в пресс-клубе. Они состоятся в Малом зале Дома кино 2, 3 и 4 октября в 19.20.

Последний день фестиваля ознаменуется кру­глым столом профессионального сообщества. В этом году его тема — «Стране не нужно докумен­тальное кино…». Нерешенные вопросы у кинема­тографистов есть, и фестиваль — то место, где их стоит озвучить.

Юлия Матафонова.

Время документалистов

Фестиваль «Россия» придёт на экраны нашего города.

Екатеринбургские кинорежиссёры Павел ФАТ­ТАХУТДИНОВ и Светлана БОБРОВА 5 октября 2014 года получили Главный приз XXV Открыто­го фестиваля документального кино «Россия». Их фильм «Великие реки Сибири. Бирюса» (кинокомпа­ния СНЕГА) создан в редком для неигрового кино жанре комедии и завоевал гран-при.

Прошёл год. И снова фильм Павла Фаттахутди­нова «Посторонние» в программе нового XXVI фе­стиваля «Россия». Не будем ничего предсказывать, но то, что фильм выбран экспертной комиссией из более трёх сотен заявок на фестиваль для конкурс­ного показа, уже само по себе значимо. Эксперты во главе с неизменным (его, кажется, все наши зрители давно знают в лицо) Андреем ШЕМЯКИ­НЫМ, ведущим научным сотрудником НИИ кино­искусства (Москва), включили в программу ещё два фильма, созданных екатеринбуржцами. Это Футбол для взрослых Дмитрия Воробьёва (ком­пания «29 февраля») и картина «Надежда. Вокруг да около» Марины ЧУВАЙЛОВОЙ, созданная на студии «Урал-Синема». Будем смотреть и «болеть» за земляков. И не только за них — за каждого та­лантливого номинанта. Екатеринбург снова встре­чает, смотрит, обсуждает фильмы XXVI фестиваля «Россия» с 1 по 5 октября 2015 года.

Пять первых октябрьских дней — это время документалистов, это наша традиция, причём лю­бимая и городом, и кинематографистами, которые ежегодно, начиная с 1988-го, приезжают в Екате­ринбург. Исключением стал один год — 1989-й, когда фестиваль попытались провести в Воронеже. Это оказалось неудачным решением: воронежцы не жаловали неигровое кино — не привыкли, не при­учены. Совершенно иное дело в нашем городе. Ещё до учреждения фестиваля, при кинотеатре «Салют» успешно действовал клуб любителей документаль­ного кино, он-то и воспитал активное «ядро» буду­щих фестивальных зрителей. Свердловчане (тогда ещё свердловчане) приняли первый фестиваль «на ура». Изо дня в день заполняли залы и реагировали на увиденное так эмоционально, заинтересованно, вдумчиво, что и создатели художественных филь­мов могли бы позавидовать «неигровикам». Поэто­му с тех пор только — Екатеринбург.

Место встречи главного национального доку­ментального кинофорума России, одноимённого со страной, неизменно. Время встречи пару раз меня­лось. Бывало, фестиваль проходил в декабре. Но и от перемены времени отказались. Начало октября — лучшее время для «сбора плодов» с докумен­тального экрана. Открытие и закрытие фестиваля в Екатеринбурге (1 и 5 октября соответственно) традиционно пройдут в мультиплексе «Салют» (ул. Толмачёва, 12). А большой и малый залы Дома кино (ул. Луначарского, 137) станут основной площад­кой конкурса — территорией свободы кинемато­графических высказываний на экране и на обсуж­дениях после просмотров. И, что принципиально и неизменно для фестиваля «Россия», — свободы посещения. Вход для всех бесплатный.

На сей раз за призы «России» поборются 39 фильмов конкурсной программы. Их создатели вместе со своими фильмами приедут из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Кирова, Краснодара, Омска, Иркутска, Саратова, Ижевска. Из городов других стран — Белоруссии, Армении, Кыргызстана. О екатеринбуржцах уже сказано выше (см. 1-ю стр.). Среди работ известных масте­ров — известных точно завсегдатаям фестиваля — фильмы Валерия СОЛОМИНА, Ивана ТВЕРДОВ­СКОГО, Андрея ОСИПОВА, Павла ПЕЧЁНКИНА, Валерия ТИМОЩЕНКО, Алексея ПОГРЕБНОГО, Владимира ЭЙСНЕРА, Татьяны СКАБАРД… Ря­дом с признанными мэтрами — новое поколение документалистов, которое представит свои дебют­ные работы. Например, из ВГИКа, из Школы до­кументального кино и театра Марины РАЗБЕЖ­КИНОЙ и Михаила УГАРОВА. Конкуренция будет серьёзной, а призов, которые присуждает жюри, традиционно всего шесть. Шесть статуэток, вопло­щающих в бронзе музу документального кино, — «Муза на Колесе Истории».

Екатерина ШАКШИНА.

«Вечерний Екатеринбург», 18 сентября 2015.

«Россия» открывает лица

Фестиваль делает это и на экране, и в зале, полном зрителей с первого дня.

Жюри XXVI Открытого фестиваля докумен­тального кино «Россия» можно было увидеть «при исполнении» уже с 10 утра 1 октября — на пер­вой конкурсной программе в Доме кино (ул. Луна­чарского, 137). Но их лиц было не разглядеть, хотя представительный список именитых людей уже к тому времени был известен. Да и вглядывались в течение первых трёх с половиной фестивальных часов мы всё-таки в лица на экране.

При свете дня, а не при свете экрана, журналисты увиделись с жюри на первой пресс-конференции в информационном центре РИА ТАСС. Эти двое — были с фестивалем с его первого дня не только ны­нешнего, но того самого первого, 1988 года рожде­ния. Замдиректора Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске Римма МОИСЕЕВА из года в год вручает спецприз фести­вальному фильму, «достойному государственного хранения». Теперь она будет работать в жюри и ре­шать вместе с коллегами судьбу 6 основных при­зов «Муза на Колесе Истории». Первый секретарь Союза кинематографистов РФ, зампредседателя СК РФ, кинорежиссёр-документалист, народный артист России и заслуженный деятель искусств РСФСР Клим ЛАВРЕНТЬЕВ был одним из тех, благодаря кому фестиваль родился и выжил. Был его президентом в течение 15 лет. И вот теперь, по­сле 10-летней паузы, вернулся в «Россию» предсе­дателем жюри.

Первый день фестиваля начался с утра — рабо­той зрителей и жюри. Смотрели все вместе, а вот присуждать призы будут отдельными компания­ми. Жюри — своей профессиональной командой, а зрители — каждый индивидуально, ставя оцен­ки фильмам после сеансов, — все вместе выберут фильм, достойный фирменного екатеринбургского зрительского «Оскара». Ящик для голосования уже стоял с утра при выходе из Большого зала и прини­мал в себя заполненные зрителями анкеты.

А жюри 1 октября явилось с работы на работу — на встречу с журналистами. Нам повезло, мы застали на пути в зал пресс-конференции двух де­бютантов «России» в сопровождении генерального директора фестиваля Георгия НЕГАШЕВА. Ниче­го себе дебютанты! Так, наверное, скажет каждый наш читатель, увлечённый искусством кино, взгля­нув на снимок с кинорежиссёром, сценаристом, за­служенным деятелем искусства Грузии Ираклием КВИРИКАДЗЕ и с народным артистом РСФСР Алексеем ПЕТРЕНКО. Но тем не менее, это их первый приезд на наш документальный фестиваль, первое в нём участие в качестве членов жюри. Ста­ло быть — дебютанты.

В составе судейской «пятёрки» есть ещё один новичок «России», человек в Екатеринбурге и в России очень известный, единственный наш земляк среди москвичей. Художник, мастер художествен­ной ковки Александр ЛЫСЯКОВ сказал, что на просмотре первых фильмов конкурсной програм­мы вспомнил молодые годы, когда работал фото­корреспондентом в газете «На смену!» Тоже доку­менталистика, между прочим. А ещё он не раз и не два побывал героем документальных лент. Правда, признался, что те фильмы ему не очень понрави­лись. Возможно, именно на «России» он увидит то, что, по его мнению, «снято именно так, как надо».

Киновед, архивист Римма МОИСЕЕВА и кинодокументалист Клим ЛАВРЕНТЬЕВ, председатель жюри.

Алексей ПЕТРЕНКО тоже припомнил, что ему доводилось участвовать во многих документаль­ных фильмах — о балерине УЛАНОВОЙ, худож­нике ПЛАСТОВЕ, кинорежиссёре ЧУХРАЕ — как ведущему в кадре и за кадром. И от этой работы в кинодокументалистике у него остались яркие впе­чатления. Директор фестиваля Георгий НЕГАШЕВ объяснил, почему в нынешнем конкурсе фильмов больше, чем в прошлые годы — 39 лент: «Потому что документалисты стали больше работать в ко­ротком метре, и в общее время всей программы, которое неизменно, уместилось больше фильмов».

В программе необычно много и дебютов — 14 конкурсных фильмов. Ираклий КВИРИКАДЗЕ ру­ководит мастерской игрового кино Высших курсов сценаристов и режиссёров и особо отметил необ­ходимость внимательного отношения к дебютан­там: «Дебютант окрылён, не надо подрезать ему крылья. Это его первая песня. Мы ждём в работах молодых на экране не повторения нас, старших кинематографистов, а проявления их талантливой индивидуальности…» Кстати, в традиционной ин­формационной программе «А судьи кто?..», пред­ставляющей работы кинематографистов из жюри, 2 октября мы увидим фильмы режиссёра Квири­кадзе. В том числе его вгиковский дебют 1970 года — великолепную, смешную и грустную короткоме­тражку «Кувшин» (кто видел — подтвердит, кто не видел — посмотрит и убедится).

Дебютанты в жюри были удивлены тем, что с утра зал Дома кино был полон. А Клим Лаврентьев, знающий фестивальный энтузиазм наших зрителей давным-давно, не удивился. Просто сказал: «Не знаю, что было бы с кинодокументалистикой Рос­сии, если бы не фестиваль «Россия»…»

Торжественное открытие фестиваля состоялось в тот же день, в 19.00, в кинотеатре «Салют» (ул. Толмачёва, 12). Публика увидела жюри в лицо, а 2 октября мы продолжаем вглядываться в лица лю­дей в фильмах «России». Фильмы конкурсной про­граммы предыдущего дня можно увидеть и на сле­дующий день в повторе, в Малом зале Дома кино. Но вот особые программы на площадках-партнёрах фестиваля — в Библиотеке им. В.Г.Белинского (ул. Белинского,15) и в Коляда-Театре (пр. Ленина, 97) — только там и без повторов. Вход на все просмо­тры и везде — свободный.

Екатерина ШАКШИНА.

Фото Алина ШЕШЕНЯ.

«Вечерний Екатеринбург», 2 октября 2015.

ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

Ираклий КВИРИКАДЗЕ, Алексей ПЕТРЕНКО и Георгий НЕГАШЕВ.

Художник, кузнец и впервые член жюри «России» — Александр ЛЫСЯКОВ.

Экран без лжи

В Екатеринбурге начался кинофестиваль «Россия».

Сегодня вечером в Екатеринбурге торжествен­но стартует XXVI Открытый фестиваль доку­ментального кино «Россия», фактически же он начался уже ранним утром.

Заполнились залы Дома кино, и зрители встрети­лись с первыми фильмами обширной программы.

Она в самом деле обширна — для показа ото­брано 39 картин из более чем трехсот. Факт этот за­ставляет признать высокую творческую активность кинодокументалистов, которая не только не умень­шается, несмотря на существующие в этом разделе кино проблемы, но растет. Как посчитали органи­заторы фестиваля, общая продолжительность пред­ставленных отборочной комиссии лент составила 13.789 киноминут.

Больше фильмов — больше возможностей поста­вить на киноэкране важнейшие вопросы жизни, шире показать наших современников с их проблемами и делами. На фестивале языком кино выскажутся такие мастера экрана, как Андрей Осипов, Иван Твердов­ский, Валерий Соломин, Алексей Погребной, Вале­рий Тимощенко, Владимир Эйснер и другие.

В конкурсную программу вошли работы трех екатеринбуржцев — Павла Фаттахутдинова, Дми­трия Воробьева и Марины Чувайловой. Но выска­заться с экрана смогут не только они. Уже сегод­ня в информационной программе будет показана ретроспектива картин нашего земляка Игоря Пер­сидского. Завтра в Малом зале Дома кино зрители фестиваля увидят премьеру, созданную на ураль­ской земле. Речь о новом фильме Владислава Та­рика «Счастливое детство», в котором нынешние уральцы вспоминают о своих детских годах, при­шедшихся на тяжелые годы Великой Отечествен­ной войны.

Фестиваль станет еще и творческой лаборатори­ей, где проходит реальный анализ тенденций раз­вития документального кино.

Приготовились встретить фестивальную про­грамму еще два города Свердловской области — Нижний Тагил и Новоуральск.

Фестивальная пятидневка набирает силу.

Соб. инф.

«Уральский рабочий», 1 октября.

Георгий Негашев размышляет о зрителе и документальном кино

1 октября в Екатеринбурге открывается От­крытый фестиваль документального кино «Рос­сия», ставший национальным достоянием страны. О непростой судьбе документальных фильмов и особенном уральском зрителе мы беседуем с гене­ральным директором фестиваля Георгием Нега­шевым.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: — Георгий Алек­сандрович, фестиваль документального кино «Россия» прописался именно в Екатеринбурге. Почему?

Георгий Негашев: – Не я в этом «виноват», к со­жалению. Так сложилось исторически. Дело в том, что впервые фестиваль прошел, и весьма успешно, именно в нашем городе. Произошло это в 1988 году при совместном решении Госкино СССР, Гостеле­радио СССР и Союза кинематографистов СССР. Это был Всесоюзный фестиваль неигрового кино. Но тогда он задумывался как фестиваль кочую­щий. Следующий было решено провести в Воро­неже и там он… провалился. В Свердловске был подготовленный зритель. Здесь велась активная ки­ноклубная деятельность и было много людей, ко­торых это интересовало по-настоящему и которые по-настоящему разбирались в неигровом кино. В Воронеже такого зрителя не оказалось. Кроме того, Свердловск был городом с объемным кинопроиз­водством, причем оно существовало не только на Свердловской киностудии, но на телевидении. Сло­вом, здесь была хорошая почва для того, чтобы фе­стиваль укоренился.

После провала в Воронеже было решено не дергаться и оставить фестиваль в Свердловске. К этому времени, к сожалению, произошел развал Союза, и фестиваль стали именовать Открытый фе­стиваль неигрового кино «Россия». Позже мы его переименовали: «документального кино». Я этот термин «неигровое кино» воспринимал как некий комплекс. Дескать, мы тоже художественное, толь­ко неигровое.

– То есть главный герой фестиваля – зритель?

– Разумеется. Фестиваль проводится, в первую очередь, для зрителя. Конечно, на нем встречают­ся коллеги-кинематографисты, они обмениваются мнениями, опытом, обогащают друг друга. То есть профессиональная «тусовка», безусловно, суще­ствует. Но не это главное. Главное, что фестиваль – это праздник документального кино в интересах зрителя. Главная задача любого кинофестиваля – обеспечить доставку художественного произведе­ния к наибольшему числу зрителя. И мы неизменно год от года, подчас с большими усилиями, стараем­ся эту цель преследовать и развивать.

– Поэтому нынче организуются фестиваль­ные показы в Нижнем Тагиле и Новоуральске?

– Конечно. Дело в том, что увеличить количество зрителей за счет Дома кино уже невозможно. Пло­щадки же не резиновые. И так у нас часто бывает, что людям мест не хватает и они сидят на полу, на ступеньках. Это, конечно, приятно, но… все равно хотелось бы, чтобы люди в нормальных условиях кино смотрели.

БОЙКОТ

– Мне кажется, что далеко не все потенциаль­ные зрители могут по достоинству оценить до­кументальное кино. Узок круг людей, понимаю­щих его глубину. Разве нет?

– Мы сами сузили этот круг. За счет того, что перестали документальное кино показывать, за счет того, что телевидение его бойкотирует. А теле­визионное кино… Раньше оно старалось раскрыть внутренний мир человека, оно интересовалось жизнью человеческого духа. Этим были обуслов­лены различные приемы: пристальный взгляд, крупный план, какие-то длинные планы, позволя­ющие вглядеться в человека, и так далее. Сегодня телевизионное кино – это, в большинстве своем, мелькание какого-то изображения, быстро, быстро, быстро… Событийным стало телевизионное кино. Совершенно, скажем, исчез жанр фильма-портре­та, а ведь в свое время это было самое интересное

– знакомство с человеческой личностью, раскрытие ее на экране. Но… что произошло, то произошло. Сегодня то кино, которое мы показываем, которое является искусством, телевидение просто бойкоти­рует.

В кинотеатрах документальное кино тоже не по­казывают. Помню времена, когда я ходил в кино смотреть документальные фильмы. И товари­щи мои ходили, и вся шпана. И было интересно! Сейчас же в принципе доступ к документальному кино зрителю перекрыт. Только фестиваль сегод­ня может этот доступ организовать. Поэтому мы и пытаемся расширять число площадок. С Тагилом нынче мы будем работать уже четвертый раз, с Но­воуральском в тестовом режиме попробуем прове­сти мероприятия фестиваля.

– Георгий Александрович, кто эти люди, сни­мающие документальные фильмы, доступ кото­рым к широкому зрителю перекрыт и которые вряд ли имеют коммерческий успех?

– Конечно, коммерческая составляющая прак­тически отсутствует. Исключения очень редки, они только подтверждают правило. Но было бы не справедливо говорить, что документалисты работа­ют совсем бесплатно. На хлеб с маслом, безуслов­но, не хватает, на хлеб с водой – вполне. Помереть эта профессия, конечно, не дает.

Государство финансирует документальное кино. Конечно, мы воем и ноем: «Мало, не хватает»… Но тем не менее поддержка есть. И в смете любого до­кументального фильма заложена зарплата режис­сера, оператора… Маленькая, конечно. Режиссер у нас получает меньше водителя троллейбуса. Но люди снимают, нравится им. И молодежь знает, что не разбогатеет на документальном кино, но идет, снимает. Охота пуще неволи.

НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

– Фестиваль откроется, фильмы будут пока­заны, жюри огласит свой вердикт, призы будут вручены. У вас сегодня уже сложилось какое-то впечатление о конкурсных фильмах? Выделили для себя какие-то?

– Нет. Это принципиально. Не имеет права ди­ректор фестиваля себе позволить озвучивать соб­ственные оценки. Это, во-первых. А, во-вторых, я не могу быть объективным, просто потому что не видел все фильмы конкурсной программы. У меня просто такой физической возможности нет. То, что я не видел, я досмотрю потом, когда фестиваль за­вершится. 361 фильм (именно столько заявок по­ступило в этом году) я уж точно не мог посмотреть. А после того, как отборочная комиссия вынесла свое решение, мне было не до просмотров. Я уже бегаю с выпученными глазами, и от меня дым идет! Так что не было еще случая, чтобы я до начала фе­стиваля видел всю конкурсную программу. Хотя очень хочется.

– Будут ли в этом году открыты новые имена?

– То, что они появятся – это точно, а вот станут ли они открытием – сказать не могу. Четырнадцать дебютов в этом году – это же все новые имена.

– В этом году в отдельный конкурс выделены фильмы, посвященные Году литературы. Запла­нированный ход?

– Это абсолютно стихийно сложилось. Чистая импровизация. Просто отборочная комиссия отме­тила, что нынче много добротных фильмов, посвя­щенных Году литературы, и предложила выделить их в отдельный конкурс. Понимаете, поскольку ряд фильмов снимается при государственной поддерж­ке, то тематический вектор, объявляя конкурс на эту поддержку, задает Министерство культуры РФ. Разумеется, год спустя мы получаем на фестиваль и фильмы определенной направленности. Так полу­чилось и с Годом литературы – это был заданный вектор.

– Такие фильмы на «заданную тему» могут быть шедевром?

– Разве нам неизвестны шедевры на заданную тему? Все художники когда-либо писали на заказ, режиссеры снимали на заказ. И мы получали очень много выдающихся произведений.

И потом никто никого не принуждает. Не хочешь участвовать в конкурсе – не заявляйся, не хочешь снимать на эту тему – не снимай. А государство считает определенные темы в настоящий момент актуальными. Кто деньги платит, тот и музыку за­казывает. У меня особых возражений эта система не вызывает.

ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

ПОНИМАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ

– Из года в год на фестивале представляются фильмы, посвященные горячим точкам нашей планеты: События на Северном Кавказе, Бес­лан…

– В этом году внеконкурсная программа «Ан­тология документального кино» посвящена собы­тиям на Украине. И в конкурсной программе есть фильмы об этих событиях.

– Задача этих фильмов расставить все точки над i?

– Это может быть фильм-размышление. Может быть фильм-расследование, тогда да, мы расстав­ляем точки над i. Но это может быть и фильм о ге­роизме. Что касается фильмов, посвященных собы­тиям на Украине, мне трудно сегодня сказать, о чем они. Посмотрю – скажу.

– Но фильмы о горячих точках обречены остаться в истории?

– Думаю, что да. Причем, совсем не обязательно, что эти фильмы напрямую рассказывают о том или ином событии. Скажем, на одном из фестивалей главный приз получила картина Ярмошенко «Се­мейные хроники». Это как раз – события в Чечне. Но в фильме никто не стреляет, никаких боевых действий. Фильм о том, как на жизни семьи сказа­лись эти события.

Такие фильмы должны доходить до молодежи, и мы прикладываем к этому усилия. Отрадно наблю­дать, что зрительская аудитория фестиваля «Рос­сия» значительно омолодилась. Сегодня молодежь хочет видеть жизнь во всем ее многообразии, раз­бираться в ней, размышлять о ней, понимать ее.

– Георгий Александрович, в рамках фестива­ля будет проводиться круглый стол на провока­ционную тему «Стране не нужно документаль­ное кино…». Что вы можете этому утверждению противопоставить? Зачем стране нужно доку­ментальное кино?

– Начнем с того, что документальное кино – это искусство. Это все равно что сказать, а для чего музыка, живопись? Кроме того, документальное кино – это еще и поиск в области киноязыка. Я вам скажу, делать его труднее, чем художественное. Это очень тяжкий труд.

Язык документального кино живой, он изме­няется. Как быть понятым зрителем, если в моем распоряжении только какие-то отпечатки эпизодов жизни, коротких ее отрезков. Я из них должен со­брать внятное высказывание. В этом и заключает­ся киноязык. Причем, в художественном кино все- таки я сам моделирую жизнь. А в документальном – диктатором съемочного процесса является жизнь.

ДОСЬЕ

ГЕОРГИЙ НЕГАШЕВ, сценарист, режиссёр, продюсер. Окончил Ленинградский институт культуры. С 1973 года работал в Свердловской гостелерадиокомпании сначала режиссёром до­кументального кино, впоследствии – главным ре­жиссёром. Снял более 40 фильмов. С 1992 года по 1994 – директор Западно-сибирской киностудии (г. Новосибирск), затем на протяжении почти де­сяти лет возглавлял Свердловскую киностудию. С 1996 года и по сегодняшний день – генеральный ди­ректор Открытого фестиваля документального кино «Россия».

Рада Боженко.

«АиФ-Урал»,

30 сентября 2015 года.

ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

Над пресс-релизом работали:

Текст — Юлия Матафонова.