ПРЕСС-КЛУБ
(2 октября, ведущий А. Титов)
«ЛАСТОЧКА»
(Фильм представляет режиссер Денис Прокошев)
Фильм о незрячем инвалиде, играющем на гитаре в подземном переходе. Поскольку такие герои в последнее время стали массовидными, понятен вопрос ведущего:
— Спасибо за разрыв шаблона. Вы специально хотели не вызвать к герою жалость?
Автор: — Этого не хотел мой герой, которого пришлось уговаривать принять участие в съемке. Все же удалось убедить его в том, что показать такого человека, как он, нужно.
«ЗЕМЛЯК»
(Фильм представляет режиссер и автор сценария Анастасия Зверькова, Иркутск).
Перед нами еще один неунывающий человек, водитель трамвая Франсуа Дембеле. Он негр, выходец из Африки. Зрители поинтересовались, почему автор не показал его шире — в семье, в быту.
Ответ: — Потому что важно вовремя остановиться. И дело не только в том, что наш герой не пускал нас в свою личную жизнь, но в том, что хотелось сделать фильм эмоциональный, а не информационный по сути. Герой приехал в СССР за лучшей жизнью, и цели своей достиг.
«ПЬЕДЕСТАЛ НА ОКРАИНЕ»
(Фильм представляет режиссер Екатерина Русакова — еще одно имя молодого режиссера в фестивальной афише).
Ее фильм также — рассказ о человеке: саратовском бизнесмене Шиндине, который обеспокоен не только собственным бизнесом, но проблемами родного села.
Автор соглашается с мнением из зала, что надо еще разобраться: герой перед нами или антигерой? Это она вообще-то пыталась сделать в своей картине.
«УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»
(Фильм представляет режиссер Армен Гаспарян, Армения).
В. Лукьянин, литератор: — За все 26 лет фестиваля не помню, чтобы фильм из Армении был плох эстетически.
(Идет разговор о специфике армянской школы документального кино).
Автор: — Армянская школа не бытовая, она ближе, скорее, к Пелешяну. Сам я учился в художественной школе, и красота кадра для меня очень важна.
Е. Захарова, киновед: — Особенность национальной школы в умении показать национальный характер. В Армении даже дети сильны, способны противостоять трудностям, как нынешняя девочка-героиня.
(Отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе талантливой маленькой скрипачки, режиссер сообщает, что не только он старается помочь ей. Люди следят за тем, чтобы она смогла продолжать развиваться как музыкант. В семье помочь ей некому: отца нет, мать и так работает на нескольких работах).
«ЦУРЦУЛА»
(Фильм представляет режиссер Алексей Николаев).
Ведущий: — В картине подкупает щемящая, ностальгическая нота. Показывали ли фильм в Монголии? Он ведь воспоминание о годах, когда в Монголии стояли советские части.
Ответ: — Показывали. Монголы фильм уже купили.
(Зрители спрашивают, не стал ли столь ностальгический фильм результатом «кризиса среднего возраста»).
Ответ: — Основная причина специфической ностальгической интонации — связана с монголами, моими одноклассниками. Они ностальгируют по временам СССР, да и вообще к русским относятся великолепно.
(Режиссер сообщает, что со своей бывшей одноклассницей, снявшейся в фильме, сейчас они задумали интересный общий проект).
«ГРУМАНТ.ОСТРОВ КОММУНИЗМА»
(Фильм представляет продюсер Михаил Гридин).
Ведущий: — Почему все самое существенное рассказано за кадром?
Ответ: — Люди там замкнутые, не расположенные к общению. Хозяин там «Арктикуголь». Живут на Шпицбергене исключительно вахтовики с Украины. У них почти коммунизм — нет денег (все, что расходуют, потом вычитают из зарплаты). Но труд шахтеров тяжелый. Мы сохраняем на острове позиции, так как там у нас стратегический интерес.
«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ОПЕРАТОРА!»
(Фильм представляет режиссер монтажа Наталья Шувалова).
На обсуждении сразу же формируются две позиции. Первая: фильм — агитка. Вторая более взвешенная.
Из зала: — Любой человек может выразить свое мнение. Но почему не даете мнение другой стороны?
Е. Захарова: — Вы называете себя журналистом, но фильм и демонстрирует давнюю позицию русской журналистики — быть на переднем крае.
Еще из зала: — Фильм о правилах и этике русских журналистов.
Из зала: — Мы все хотим разобраться в проблеме. Для этого Тимощенко нам показывает съемки за много лет. Давно пора сделать картину о том, что нельзя убивать людей. И это не пацифистская, а сегодняшняя позиция.
Ответ: — Мы сейчас заканчиваем картину «Луганская повесть». Там наша позиция будет дана подробно.
«ПОТЕРЯННАЯ ЗЕМЛЯ»
(Фильм представляет режиссер и автор сценария Дарья Федяева, Омск)
Рассказывает, что речь идет о Чукотке.
Вопрос: — Поселок, из которого люди вынуждены уезжать, довели до ручки власти или он сам по себе вымер?
Ответ: — Мы старались дать ответ объективно.
Из зала: — Вы молодец. Фильм показывает еще и чудесную природу.
«ШАМБАЛА»
(Фильм представляет режиссер Галина Адамович).
Зал высказывает очень положительное мнение о картине: очень красивые съемки, ощущается любовь автора к людям, населяющим эту землю.
«ДУХ В ДВИЖЕНИИ»
(Фильм представляет исполнительный продюсер Ольга Митько).
Вопрос: — Являлся ли фильм госзаказом?
Ответ: — Нет, снимали на свои деньги. Начинался фильм как дебют трех студенток.
Общая оценка картины высокая. По мнению зала, она получилась жизнеутверждающей и интересной. Это фильм о победе над злом, над судьбой.
ПРЕСС-КЛУБ
Звезда фронтового оператора
Новую звезду открыли не астрономы, а кинематографисты. Не на небе — на «земле». Эта традиция екатеринбургского Дома кино (ул. Луначарского, 137) становится традицией и Открытого фестиваля документального кино «Россия», как отметил председатель Свердловской областной организации Союза кинематографистов РФ Владимир МАКЕРАНЕЦ. Два года назад участники XXIV фестиваля присутствовали при открытии именной звезды памяти екатеринбургского кинорежиссёра-документалиста, лауреата Государственной премии РФ Анатолия БАЛУЕВА. Это была десятая именная звезда в созвездии выдающихся уральских кинематографистов, где самая первая звезда — имени основателя уральского документального кинематографа Александра ЛИТВИНОВА. И вот в этом звёздном круге, в фойе первого этажа Дома кино, 2 октября открыли звезду №11, посвящённую заслуженному деятелю искусств РСФСР, оператору документального кино, участнику Великой Отечественной войны Константину Петровичу ДУПЛЕНСКОМУ.
В документальном кино нет такого чёткого разделения профессий режиссёра и оператора, как в кино художественном. Часто здесь оператор одновременно и режиссёр, и уж во всяком случае, режиссёр обладает операторскими навыками. А вот Константин Дупленский с детства хотел стать именно оператором и стал — фронтовым кинооператором, в 1942 году, сразу после окончания Всесоюзного института кинематографии. Он снимал бои за Севастополь, за Кавказ, штурм Будапешта, освобождение Вены, на Чёрном море и на Тихом океане, последние сражения Второй мировой войны… В 1946 году он в военном кителе морского офицера пришёл на Свердловскую киностудию и в мирное время продолжал операторское дело. Работал в кино 40 лет, снимал жизнь современников. Был и остался в памяти коллег, зрителей человеком с кинокамерой.
Зампредседателя Союза кинематографистов России, председатель жюри XXVI фестиваля «Россия» Клим ЛАВРЕНТЬЕВ напомнил, что благодаря героическим людям — фронтовым кинооператорам у нас есть подлинная кинолетопись войны, хроника, которую используют в фильмах и сегодняшние участники фестиваля. Он также сообщил, что только что звонил в Москву, последнему ныне живущему кинооператору-фронтовику Великой Отечественной войны Борису СОКОЛОВУ, рассказал, что открывают в Екатеринбурге звезду оператору Дупленскому. Борис Александрович сразу же откликнулся: «Косте?» — «Да, Косте…»
Памятную именную звезду под аплодисменты мастеров документального кино, молодых кинематографистов и зрителей фестиваля «Россия» открыли дочь и внук кинооператора — Ольга Константиновна и Степан ДУПЛЕНСКИЕ. Рядом с новой звездой — звезда народного артиста РСФСР, кинорежиссёра Ярополка ЛАПШИНА. Одногодка и однокашника по ВГИКу Константина Дупленского. Лапшин тоже звал его Костей. Они опять вместе — теперь в кинематографическом созвездии.
Екатерина ШАКШИНА.
Фото Антона БУЦЕНКО.
«Вечерний Екатеринбург», 3 октября 2015
ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ
Монолог с кинокамерой
Правда ценою в жизнь
«Через несколько минут они оба погибнут от пули снайпера», — начинает рассказ автор фильма «Не стреляйте в оператора!» Валерий Тимощенко (Краснодарская киностудия), с первых же кадров придавая повествованию неравнодушно-личностную интонацию. Кинооператор и офицер из Пскова погибли на одной из «локальных» войн последних лет.
О гибели журналистов и операторов, снимавших войну, не раз сообщали телеканалы и пресса, и мы скорбели об этих потерях.
Валерий Тимощенко создал не традиционную хронику (констатацию фактов), а публицистическую киноленту, стремясь проникнуть в самую суть проблемы, объяснить, почему же его коллеги, даже осознавая совершено реальную угрозу погибнуть, все-таки шли в самые страшные точки войны.
Кинооператора Валентина Януса нет в живых, но он, как считает Тимощенко, должен раскрыть свою душу, поведать о выводах, сделанных из того, что узнал и увидел в районах боев. И
режиссер применяет смелый прием. На экране застывший крупный план — портрет Валентина, на фоне которого звучат размышления героя, словно бы становящегося в строй живых.
А размышляет Валентин прежде всего о том, почему враг воюет против кииокамеры. Да потому, что она запечатлевает правду.
Волнующий эпизод — о солдатах. «Мне трудно, мне страшно, но я горжусь, что у нас есть такие солдаты»,— говорит человек с кииокамерой и вспоминает, как командир артиллерийской бригады как-то сказал: «Зачем это снимать?». С ним нельзя согласиться.
И вот только один пример. В горах под угрозой уничтожения оказался 506-й полк. Надо было его выручать. Тогда погибли 24 десантника, но полк-то спасли — почти две тысячи пехотинцев.
Да. «все бои одинаковы». Но ты снимаешь не бой, а человека в нечеловеческих условиях. Как раз поэтому, чтобы рассказать, оставить свидетельство, сам оператор обязан выжить. Он всегда должен быть рядом с офицером. И — вместе с воюющими. «Риск допустим, если ты рискуешь так же, как и оии». И это только одно из правил кинематографиста-профессионала, которые сформулированы в картине.
Валентин Янус снимал Цхинвал в августе 2008- го. Грузинские войска обстреливали город в течение 11 часов подряд. В ход пошли танки и самолеты. Расстреливали ни в чем не повинный Цхинвал, а западная пропаганда, бессовестно извращая факты, кричала о том, что это горит грузинский город Гори.
Правды не скажет никто, кроме нас. Снимали и наблюдали события и представители западных СМИ, но ни один их сюжет в эфире (почему-то!) так и не появился. Западных журналистов волновал лишь вопрос вывода российских войск. Миф о «беспристрастной» западной журналистике в Цхинвале рассыпался, как карточный домик.
Обобщения и размышления, включая авторские, входят в фильм оргаиично и ненавязчиво. Начиная с вопроса: почему агрессоры не ожидали, что местные жители выступят против них?
Национальная карта — одна из самых тонких и сложных. «Я грузинка, — говорит женщина-беженка, — муж у меня осетин». Как же ей быть, на чью сторону становиться? Да и зачем вообще становиться на чью-то сторону вместо того, чтобы просто жить и трудиться на этой земле, растить детей.
«Все осетины точно знали, что русские спасли их от верной смерти», — заявляет еще один свидетель. И еще интервью: «Великая Россия спасла нас, мы этого не забудем никогда».
Складывая кииопазлы в одну картину, Валерий Тимощенко подводит зрителя к главному выводу. О том, что происходит сегодня в мире, откуда эта война. И утверждает: «малые» войны — это единый процесс. «Мы для них не народы, — говорит один из героев. — Мы элементы рынка». Но в праве на жизнь все народы равны. И если продолжить цепочку мыслей, в единую линию выстроятся Приднестровье, Чечня, Абхазия, Сербия… А теперь вот еще Луганск и Донецк.
Картина Тимощенко воздействует на зрителя четкой логикой, которая очень нужна сегодня.
Нина ПЕТРОВА,
«Уральский рабочий», 2 октября.
Тихая жизнь
Не существует людей второго сорта
Не знаю, как точно определить, почему фамилия молодого режиссера Анны Шишовой сразу же вызвала интерес к ее новой картине.
Потому ли, что фильм позапрошлого фестиваля «Катя» запомнился редким умением слиться со своей героиней, пережить, как свою, ее судьбу? А может быть, все дело в тяге режиссера к убогим и сирым, тем, для кого жизнь — мачеха, но они, несмотря ни на что, все равно ее ценят и любят?
Так вышло, что в северной деревне Поназырево случилось событие, о котором рассказывает настоятель местного храма отец Евгений, отец нескольких ребятишек и добрый человек. На самом краю деревни в заброшенной машине нашли человека, который замерз почти насмерть. При себе у него не было ничего, кроме стопки выцветших фотографий. «Сейчас он живет с нами».
А ведь был он практически обречен. Да и лет бомжу уже много — старик.
Не дали люди деду погибнуть, хотя иной современный рационалист, без сомнения. удивится: «Он старый, все равно умирать!».
Но вот славная женщина дала ему приют в своем небогатом доме. Предполагала — на несколько дней, а получилось иначе. Она рассказывает о проблеме, которая волнует ее в связи со здоровьем старика. Ему срочно нужен рентген. У него непроходимость пищевода. Опухоль. Возможно, злокачественная.
Женщину эту никто не заставлял взваливать на себя лишние хлопоты, но она едет со стариком в город (или район?), в больницу, советуется в врачами.
Кто он такой, старик? Об этом его не спрашивают. Возможно, освободился из зоны после многолетнего заключения и сейчас у него ни кола, ни двора. Не говоря уж о близких. Просто живет себе человек, дышит, ходит по домику из угла в угол, о чем-то думает… Сознает ли, что дни его сочтены?
Он и уходит из жизни тихо и как-то благостно. Маленький человек на большой земле…
Есть в России героические натуры. Есть люди, самоотверженно поднимающие ее хозяйство. Они тоже достойны того, чтобы рассказали о них. Но появилась совершенно новая фестивальная тема — «тихого» гуманизма, в котором очень нуждается жесткое общество.
Герой фильма Елены Отрепьевой «Ребалда» (так называется поселок в Соловецком архипелаге) — еще один «маленький человек». Незаметный и внешне. Невысок ростом, с глазом, наполовину закрытым бельмом.
Откуда он взялся на Соловках? Возможно, из бывших заключенных. Важно его отношение к жизни и к делу. В дорогих спа-салонах Москвы и больших городов высоко ценятся процедуры с применением ламинарии. Это водоросли, добываемые на дне морском.
«Добывают» — неточное слово. Добытчики, выходя летом в море на небольших лодках, косят их, словно траву на лугу, острыми косами на длиннющих ручках. Потом рабочие обрабатывают улов в цехе старенькой фабрики.
Люди поразворотливее давно покинули промысел, но кто-то должен работать и здесь. И герой наш работает, добывает на жизнь семье и не ропщет. Что бы мы делали без подобных людей?
Это очень современные кинокартины.
Юлия МАТАФОНОВА,
«Уральский рабочий».
В первые фестивальные дни со зрителями встретились и показали свои картины два ведущих екатеринбургских режиссера и оператора Игорь Персидский и Владислав Тарке. Первый из них выступил с ретроспективой своих картин, второй показал премьеру фильма «Счастливое детство».
(Игорь Персидский)
В информационную программу нынешнего фестиваля включена ретроспектива картин одного из ведущих кинодокументалистов Екатеринбурга- Свердловска Игоря Константиновича Персидского — заслуженного деятеля искусств РСФСР (1982), лауреата многих фестивалей.
Родился Персидский 25 июля 1932 года в г. Сталинграде.
Во время студенчества во ВГИКе работал ассистентом оператора в группе Сергея Герасимова, снимавшего киноальманах «Надежда». Окончив учебу, приехал на Урал, на Свердловскую киностудию.
За 45 лет работы снял в качестве оператора более 80 сюжетов для киножурналов «Советский Урал», «Новости дня», «Советский воин» и других.
В начале 1960-х годов создает свой вариант «авторского» документального фильма, где выступает в качестве сценариста, режиссера, оператора. Всего Персидским снято свыше 40 картин, в основном в жанре киноочерка.
Одним из первых в этом ряду стал фильм «Суровая память», появившийся на экране в 1963 году, за два года до «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма. Его героями были бывшие узники фашистских концлагерей. Особенно ярким явился в фильме рассказ о летчике Михаиле Девятаеве, совершившем побег из плена на фашистском самолете. Фильм был удостоен специального приза на Всесоюзном фестивале в Ленинграде в 1964 году, получил Гран-при на Международном кинофестивале в Лейпциге.
Успех сопутствовал режиссеру и в дальнейшем. Завершающему этапу Великой Отечественной войны посвящена картина «Сколько верст до Рейхстага?», удостоенная в 1985 году премии и медали им. А.П. Довженко. А за картину « И мы вместе будем бороться» Персидский получил орден ПНР «Братство по оружию» в 1983 году.
Благодаря Персидскому уральский документальный кинематограф выходит за пределы региона, страны, исследуя сложные международные проблемы, знакомя с жизнью различных континентов.
Персидский буквально «заболел» историей кубинской революции . В 1966 году на экраны вышел его фильм «Венсеремос! — Мы победим!». Съемкам способствовали кубинские коллеги, Эрнесто че Гевара, с которым Персидский познакомился на Острове свободы. Поддержали уральца Серго Микоян — главный редактор журнала «Латинская Америка», помогли советские кинематографисты.
Михаил Калатозов и Сергей Урусевский, тогда снимавшие на Острове свободы совместную советско- кубинскую художественную ленту «Я — Куба».
Персидский продолжает разрабатывать международную тему. Снимает ленты «Республика Чад» (1968), «Африканский репортаж» (1971), «Дорогами дружбы» (1973, в основе — картины жизни Вьетнама и Лаоса), «Вьетнамские встречи» (1976), «Республика Сейшельские острова» (1981), «Единение» (1989 — о взаимоотношениях СССР и Китая).
Спектр интересов кинематографиста широк. В его творческом багаже выделяются фильмы об авиации: «Рожденные летать», «Под голубым куполом неба», «Покорители пятого океана» (диплом Международного кинофестиваля в Румынии). Непростым проблемам экологии посвящены «Цена воды», «Кто развеет тучи?».
Одна из лучших работ Персидского — картина «Небом единым». Ее герой мальчишка-детдомовец, влюбленный в авиацию, на работах в совхозе попал под трактор и потерял ногу. Картина — о мужестве, о преодолении несправедливости судьбы. В финале мы видим летчика Челябинского аэропорта Гуго Петерса, вернувшегося из очередного рейса. Он победил.
Дорога и близка режиссеру и тема жизни подводников, людей еще одной героической профессии. Высшей точкой этой увлекательной темы стал телесериал «Российская глубина» из пяти картин (2001-2003).
Игорь Персидский продолжает снимать. Одна из последних увлекших его работ — полнометражная картина «Смотрю я памяти в глаза», посвященная жизни и творчеству замечательного уральского поэта-фронтовика Венедикта Станцева.
(Использованы материалы книги доктора культурологии Натальи Кириловой «Кино Урала: от прошлого к будущему». Екатеринбург, 2013 год.)
Как постичь человека?
(Владислав Тарик).
Премьера нового фильма екатеринбуржца Владислава Тарика «Счастливое детство» состоялась в формате информационной части фестивальной программы.
Урал сыграл огромную роль в Великой Отечественной войне не только потому, что формировал очень надежные, самоотверженно воевавшие воинские части, но и мощным промышленным потенциалом. Однако фильмов об этих годах очень мало.
Тарик сделал лирическую картину, в стиле, ему особенно близком. Собрал известных в нынешнем Екатеринбурге людей, детство которых выпало на военные годы,и попросил рассказать о том, что запомнилось.
Получилось весьма любопытно и нестандартно.
Владислав Владимирович Тарик — кинорежиссер, кинооператор, лауреат премии губернатора Свердловской области, родился 14 октября 1935 года в Свердловске. Окончил Свердловский горно- металлургический техникум (1955). С 1958 года начал работать на Свердловской киностудии.
Он пришел в этот коллектив в период так называемой хрущевской оттепели, когда в кино началась настоящая революция, связанная с замаячившей свободой и поиском нового киноязыка. К тому времени на студию пришла группа талантливой молодежи, которая хотела и могла сказать свое неповторимое слово.
Как кинооператор Тарик работалсрежиссерами В. Волянской и Л. Рымаренко ( «Восоминание о камне»), Б. Галантером («Последние игры»), Л. Ефимовым («Точка зрения»), И. Персидским ( «Республика Чад», «Африканский репортаж», «Сколько верст до Рейхстага?») … В качестве режиссера-оператора поставил 26 документальных лент и семь картин чисто «режиссерских».
Уже первые фильмы Тарика привлекли своеобразнойстилистикой, тихим раздумьем, психологизмом, что позволяло говорить об авторском кино.
Тарик пережил особый подъем в период перестройки и гласности второй половины 80-х годов. Он не стал производителем«чернухи», а был убежден: «Документалисту предоставлено счастье запечатлеть на пленке общественное движение, процессы, которые происходят с человеком и обществом. Необходимо искать людей, в которых отразилось состояние общества и человека на сегодняшний день».
Общественный резонанс имел фильм Тарика «Ходоки» (диплом ВКФ в Волгодонске, 1987). В нем говорилось о том, что ленинский «Декрет о земле» на деле обернулся отторжением ее от крестьянина. Тема былапродолжена картиной «Я пришел… Дайте мне волю» (1990), герой которой — начинающий уральский фермер.
Режиссера волнует экологическая тема («SOS над городом», «Армагеддон», «Теча» (все имеют награды на фестивалях различного ранга). Однако больше всего егоинтересует человек, его чувства и мысли, его судьба. Замечательно снятыТариком фильмы-портреты. Такие, как «Тот, что с песней» (уморительный фильм-комедия о бездарном самовлюбленном сочинителе производственных гимнов), как «Египтянин»или « Кевин Кейн в стране большевиков», все тоже увешанные наградами.
Владислав Тарик уверен, что «человек бездонен, он никогда не перестанет удивлять». И в этом, конечно, прав.
(Использованы материалы книги доктора культурологии Натальи Кирилловой «Кино Урала: от прошлого к будущему». Екатеринбург, 2013 год.)
Владислав Тарик, кинорежиссер.
Мы в соц. сетях