ПРЕСС-КЛУБ

(2 октября, ведущий А. Титов)

«ЛАСТОЧКА»

(Фильм представляет режиссер Денис Прокошев)

Фильм о незрячем инвалиде, играющем на гита­ре в подземном переходе. Поскольку такие герои в последнее время стали массовидными, понятен во­прос ведущего:

— Спасибо за разрыв шаблона. Вы специально хотели не вызвать к герою жалость?

Автор: — Этого не хотел мой герой, которого пришлось уговаривать принять участие в съемке. Все же удалось убедить его в том, что показать та­кого человека, как он, нужно.

«ЗЕМЛЯК»

(Фильм представляет режиссер и автор сценария Анастасия Зверькова, Иркутск).

Перед нами еще один неунывающий человек, водитель трамвая Франсуа Дембеле. Он негр, вы­ходец из Африки. Зрители поинтересовались, по­чему автор не показал его шире — в семье, в быту.

Ответ: — Потому что важно вовремя остано­виться. И дело не только в том, что наш герой не пускал нас в свою личную жизнь, но в том, что хотелось сделать фильм эмоциональный, а не ин­формационный по сути. Герой приехал в СССР за лучшей жизнью, и цели своей достиг.

«ПЬЕДЕСТАЛ НА ОКРАИНЕ»

(Фильм представляет режиссер Екатерина Русакова — еще одно имя молодого режиссера в фестивальной афише).

Ее фильм также — рассказ о человеке: саратов­ском бизнесмене Шиндине, который обеспокоен не только собственным бизнесом, но проблемами род­ного села.

Автор соглашается с мнением из зала, что надо еще разобраться: герой перед нами или антигерой? Это она вообще-то пыталась сделать в своей кар­тине.

«УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»

(Фильм представляет режиссер Армен Гаспарян, Армения).

В. Лукьянин, литератор: — За все 26 лет фести­валя не помню, чтобы фильм из Армении был плох эстетически.

(Идет разговор о специфике армянской школы документального кино).

Автор: — Армянская школа не бытовая, она ближе, скорее, к Пелешяну. Сам я учился в худо­жественной школе, и красота кадра для меня очень важна.

Е. Захарова, киновед: — Особенность националь­ной школы в умении показать национальный харак­тер. В Армении даже дети сильны, способны проти­востоять трудностям, как нынешняя девочка-героиня.

(Отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе талант­ливой маленькой скрипачки, режиссер сообщает, что не только он старается помочь ей. Люди следят за тем, чтобы она смогла продолжать развиваться как музыкант. В семье помочь ей некому: отца нет, мать и так работает на нескольких работах).

«ЦУРЦУЛА»

(Фильм представляет режиссер Алексей Николаев).

Ведущий: — В картине подкупает щемящая, но­стальгическая нота. Показывали ли фильм в Мон­голии? Он ведь воспоминание о годах, когда в Мон­голии стояли советские части.

Ответ: — Показывали. Монголы фильм уже ку­пили.

(Зрители спрашивают, не стал ли столь носталь­гический фильм результатом «кризиса среднего возраста»).

Ответ: — Основная причина специфической но­стальгической интонации — связана с монголами, моими одноклассниками. Они ностальгируют по временам СССР, да и вообще к русским относятся великолепно.

(Режиссер сообщает, что со своей бывшей одно­классницей, снявшейся в фильме, сейчас они заду­мали интересный общий проект).

«ГРУМАНТ.ОСТРОВ КОММУНИЗМА»

(Фильм представляет продюсер Михаил Гридин).

Ведущий: — Почему все самое существенное рассказано за кадром?

Ответ: — Люди там замкнутые, не расположен­ные к общению. Хозяин там «Арктикуголь». Живут на Шпицбергене исключительно вахтовики с Укра­ины. У них почти коммунизм — нет денег (все, что расходуют, потом вычитают из зарплаты). Но труд шахтеров тяжелый. Мы сохраняем на острове по­зиции, так как там у нас стратегический интерес.

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ОПЕРАТОРА!»

(Фильм представляет режиссер монтажа Наталья Шувалова).

На обсуждении сразу же формируются две по­зиции. Первая: фильм — агитка. Вторая более взвешенная.

Из зала: — Любой человек может выразить свое мнение. Но почему не даете мнение другой сторо­ны?

Е. Захарова: — Вы называете себя журнали­стом, но фильм и демонстрирует давнюю позицию русской журналистики — быть на переднем крае.

Еще из зала: — Фильм о правилах и этике рус­ских журналистов.

Из зала: — Мы все хотим разобраться в пробле­ме. Для этого Тимощенко нам показывает съемки за много лет. Давно пора сделать картину о том, что нельзя убивать людей. И это не пацифистская, а се­годняшняя позиция.

Ответ: — Мы сейчас заканчиваем картину «Лу­ганская повесть». Там наша позиция будет дана подробно.

«ПОТЕРЯННАЯ ЗЕМЛЯ»

(Фильм представляет режиссер и автор сценария Дарья Федяева, Омск)

Рассказывает, что речь идет о Чукотке.

Вопрос: — Поселок, из которого люди вынужде­ны уезжать, довели до ручки власти или он сам по себе вымер?

Ответ: — Мы старались дать ответ объективно.

Из зала: — Вы молодец. Фильм показывает еще и чудесную природу.

«ШАМБАЛА»

(Фильм представляет режиссер Галина Адамович).

Зал высказывает очень положительное мнение о картине: очень красивые съемки, ощущается лю­бовь автора к людям, населяющим эту землю.

«ДУХ В ДВИЖЕНИИ»

(Фильм представляет исполнительный продюсер Ольга Митько).

Вопрос: — Являлся ли фильм госзаказом?

Ответ: — Нет, снимали на свои деньги. Начинал­ся фильм как дебют трех студенток.

Общая оценка картины высокая. По мнению зала, она получилась жизнеутверждающей и инте­ресной. Это фильм о победе над злом, над судьбой.

ПРЕСС-КЛУБ

Звезда фронтового оператора

Новую звезду открыли не астрономы, а кинема­тографисты. Не на небе — на «земле». Эта тра­диция екатеринбургского Дома кино (ул. Луначар­ского, 137) становится традицией и Открытого фестиваля документального кино «Россия», как отметил председатель Свердловской областной организации Союза кинематографистов РФ Вла­димир МАКЕРАНЕЦ. Два года назад участники XXIV фестиваля присутствовали при открытии именной звезды памяти екатеринбургского кино­режиссёра-документалиста, лауреата Государ­ственной премии РФ Анатолия БАЛУЕВА. Это была десятая именная звезда в созвездии выдаю­щихся уральских кинематографистов, где самая первая звезда — имени основателя уральского доку­ментального кинематографа Александра ЛИТВИ­НОВА. И вот в этом звёздном круге, в фойе первого этажа Дома кино, 2 октября открыли звезду №11, посвящённую заслуженному деятелю искусств РСФСР, оператору документального кино, участ­нику Великой Отечественной войны Константину Петровичу ДУПЛЕНСКОМУ.

В документальном кино нет такого чёткого раз­деления профессий режиссёра и оператора, как в кино художественном. Часто здесь оператор одно­временно и режиссёр, и уж во всяком случае, ре­жиссёр обладает операторскими навыками. А вот Константин Дупленский с детства хотел стать именно оператором и стал — фронтовым киноопе­ратором, в 1942 году, сразу после окончания Все­союзного института кинематографии. Он снимал бои за Севастополь, за Кавказ, штурм Будапешта, освобождение Вены, на Чёрном море и на Тихом океане, последние сражения Второй мировой во­йны… В 1946 году он в военном кителе морского офицера пришёл на Свердловскую киностудию и в мирное время продолжал операторское дело. Ра­ботал в кино 40 лет, снимал жизнь современников. Был и остался в памяти коллег, зрителей человеком с кинокамерой.

Зампредседателя Союза кинематографистов России, председатель жюри XXVI фестиваля «Рос­сия» Клим ЛАВРЕНТЬЕВ напомнил, что благода­ря героическим людям — фронтовым киноопера­торам у нас есть подлинная кинолетопись войны, хроника, которую используют в фильмах и сегод­няшние участники фестиваля. Он также сообщил, что только что звонил в Москву, последнему ныне живущему кинооператору-фронтовику Великой Отечественной войны Борису СОКОЛОВУ, расска­зал, что открывают в Екатеринбурге звезду опера­тору Дупленскому. Борис Александрович сразу же откликнулся: «Косте?» — «Да, Косте…»

Памятную именную звезду под аплодисменты мастеров документального кино, молодых кине­матографистов и зрителей фестиваля «Россия» от­крыли дочь и внук кинооператора — Ольга Кон­стантиновна и Степан ДУПЛЕНСКИЕ. Рядом с новой звездой — звезда народного артиста РСФСР, кинорежиссёра Ярополка ЛАПШИНА. Одногодка и однокашника по ВГИКу Константина Дупленско­го. Лапшин тоже звал его Костей. Они опять вместе — теперь в кинематографическом созвездии.

Екатерина ШАКШИНА.

Фото Антона БУЦЕНКО.

«Вечерний Екатеринбург», 3 октября 2015

ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

Монолог с кинокамерой

Правда ценою в жизнь

«Через несколько минут они оба погибнут от пули снайпера», — начинает рассказ автор фильма «Не стреляйте в оператора!» Валерий Тимощенко (Краснодарская киностудия), с первых же кадров придавая повествованию неравнодушно-личностную интонацию. Кинооператор и офицер из Пскова по­гибли на одной из «локальных» войн последних лет.

О гибели журналистов и операторов, снимавших войну, не раз сообщали телеканалы и пресса, и мы скорбели об этих потерях.

Валерий Тимощенко создал не традиционную хронику (констатацию фактов), а публицистиче­скую киноленту, стремясь проникнуть в самую суть проблемы, объяснить, почему же его коллеги, даже осознавая совершено реальную угрозу погиб­нуть, все-таки шли в самые страшные точки войны.

Кинооператора Валентина Януса нет в живых, но он, как считает Тимощенко, должен раскрыть свою душу, поведать о выводах, сделанных из того, что узнал и увидел в районах боев. И

режиссер применяет смелый прием. На экране застывший крупный план — портрет Валентина, на фоне которого звучат размышления героя, словно бы становящегося в строй живых.

А размышляет Валентин прежде всего о том, по­чему враг воюет против кииокамеры. Да потому, что она запечатлевает правду.

Волнующий эпизод — о солдатах. «Мне труд­но, мне страшно, но я горжусь, что у нас есть та­кие солдаты»,— говорит человек с кииокамерой и вспоминает, как командир артиллерийской бригады как-то сказал: «Зачем это снимать?». С ним нельзя согласиться.

И вот только один пример. В горах под угрозой уничтожения оказался 506-й полк. Надо было его выручать. Тогда погибли 24 десантника, но полк-то спасли — почти две тысячи пехотинцев.

Да. «все бои одинаковы». Но ты снимаешь не бой, а человека в нечеловеческих условиях. Как раз поэтому, чтобы рассказать, оставить свидетельство, сам оператор обязан выжить. Он всегда должен быть рядом с офицером. И — вместе с воюющими. «Риск допустим, если ты рискуешь так же, как и оии». И это только одно из правил кинематографиста-про­фессионала, которые сформулированы в картине.

Валентин Янус снимал Цхинвал в августе 2008- го. Грузинские войска обстреливали город в течение 11 часов подряд. В ход пошли танки и самолеты. Расстреливали ни в чем не повинный Цхинвал, а западная пропаганда, бессовестно извращая факты, кричала о том, что это горит грузинский город Гори.

Правды не скажет никто, кроме нас. Снимали и наблюдали события и представители западных СМИ, но ни один их сюжет в эфире (почему-то!) так и не появился. Западных журналистов волно­вал лишь вопрос вывода российских войск. Миф о «беспристрастной» западной журналистике в Цхинвале рассыпался, как карточный домик.

Обобщения и размышления, включая авторские, входят в фильм оргаиично и ненавязчиво. Начиная с вопроса: почему агрессоры не ожидали, что мест­ные жители выступят против них?

Национальная карта — одна из самых тонких и сложных. «Я грузинка, — говорит женщина-бежен­ка, — муж у меня осетин». Как же ей быть, на чью сторону становиться? Да и зачем вообще стано­виться на чью-то сторону вместо того, чтобы про­сто жить и трудиться на этой земле, растить детей.

«Все осетины точно знали, что русские спасли их от верной смерти», — заявляет еще один сви­детель. И еще интервью: «Великая Россия спасла нас, мы этого не забудем никогда».

Складывая кииопазлы в одну картину, Валерий Тимощенко подводит зрителя к главному выводу. О том, что происходит сегодня в мире, откуда эта во­йна. И утверждает: «малые» войны — это единый процесс. «Мы для них не народы, — говорит один из героев. — Мы элементы рынка». Но в праве на жизнь все народы равны. И если продолжить це­почку мыслей, в единую линию выстроятся При­днестровье, Чечня, Абхазия, Сербия… А теперь вот еще Луганск и Донецк.

Картина Тимощенко воздействует на зрителя четкой логикой, которая очень нужна сегодня.

Нина ПЕТРОВА,

«Уральский рабочий», 2 октября.

Тихая жизнь

Не существует людей второго сорта

Не знаю, как точно определить, почему фами­лия молодого режиссера Анны Шишовой сразу же вызвала интерес к ее новой картине.

Потому ли, что фильм позапрошлого фестива­ля «Катя» запомнился редким умением слиться со своей героиней, пережить, как свою, ее судьбу? А может быть, все дело в тяге режиссера к убогим и сирым, тем, для кого жизнь — мачеха, но они, не­смотря ни на что, все равно ее ценят и любят?

Так вышло, что в северной деревне Поназырево случилось событие, о котором рассказывает насто­ятель местного храма отец Евгений, отец несколь­ких ребятишек и добрый человек. На самом краю деревни в заброшенной машине нашли человека, который замерз почти насмерть. При себе у него не было ничего, кроме стопки выцветших фотогра­фий. «Сейчас он живет с нами».

А ведь был он практически обречен. Да и лет бомжу уже много — старик.

Не дали люди деду погибнуть, хотя иной совре­менный рационалист, без сомнения. удивится: «Он старый, все равно умирать!».

Но вот славная женщина дала ему приют в сво­ем небогатом доме. Предполагала — на несколь­ко дней, а получилось иначе. Она рассказывает о проблеме, которая волнует ее в связи со здоровьем старика. Ему срочно нужен рентген. У него непро­ходимость пищевода. Опухоль. Возможно, злокаче­ственная.

Женщину эту никто не заставлял взваливать на себя лишние хлопоты, но она едет со стариком в город (или район?), в больницу, советуется в вра­чами.

Кто он такой, старик? Об этом его не спраши­вают. Возможно, освободился из зоны после мно­голетнего заключения и сейчас у него ни кола, ни двора. Не говоря уж о близких. Просто живет себе человек, дышит, ходит по домику из угла в угол, о чем-то думает… Сознает ли, что дни его сочтены?

Он и уходит из жизни тихо и как-то благостно. Маленький человек на большой земле…

Есть в России героические натуры. Есть люди, самоотверженно поднимающие ее хозяйство. Они тоже достойны того, чтобы рассказали о них. Но появилась совершенно новая фестивальная тема — «тихого» гуманизма, в котором очень нуждается жесткое общество.

Герой фильма Елены Отрепьевой «Ребалда» (так называется поселок в Соловецком архипелаге) — еще один «маленький человек». Незаметный и внешне. Невысок ростом, с глазом, наполовину за­крытым бельмом.

Откуда он взялся на Соловках? Возможно, из бывших заключенных. Важно его отношение к жизни и к делу. В дорогих спа-салонах Москвы и больших городов высоко ценятся процедуры с при­менением ламинарии. Это водоросли, добываемые на дне морском.

«Добывают» — неточное слово. Добытчики, вы­ходя летом в море на небольших лодках, косят их, словно траву на лугу, острыми косами на длинню­щих ручках. Потом рабочие обрабатывают улов в цехе старенькой фабрики.

Люди поразворотливее давно покинули промы­сел, но кто-то должен работать и здесь. И герой наш работает, добывает на жизнь семье и не роп­щет. Что бы мы делали без подобных людей?

Это очень современные кинокартины.

Юлия МАТАФОНОВА,

«Уральский рабочий».

В первые фестивальные дни со зрителями встретились и показали свои картины два ведущих екатеринбургских режиссера и оператора Игорь Персидский и Владислав Тарке. Первый из них вы­ступил с ретроспективой своих картин, второй показал премьеру фильма «Счастливое детство».

(Игорь Персидский)

В информационную программу нынешнего фе­стиваля включена ретроспектива картин одного из ведущих кинодокументалистов Екатеринбурга- Свердловска Игоря Константиновича Персидского — заслуженного деятеля искусств РСФСР (1982), лауреата многих фестивалей.

Родился Персидский 25 июля 1932 года в г. Ста­линграде.

Во время студенчества во ВГИКе работал ас­систентом оператора в группе Сергея Герасимова, снимавшего киноальманах «Надежда». Окончив учебу, приехал на Урал, на Свердловскую киносту­дию.

За 45 лет работы снял в качестве оператора более 80 сюжетов для киножурналов «Советский Урал», «Новости дня», «Советский воин» и других.

В начале 1960-х годов создает свой вариант «ав­торского» документального фильма, где выступает в качестве сценариста, режиссера, оператора. Всего Персидским снято свыше 40 картин, в основном в жанре киноочерка.

Одним из первых в этом ряду стал фильм «Су­ровая память», появившийся на экране в 1963 году, за два года до «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма. Его героями были бывшие узники фашист­ских концлагерей. Особенно ярким явился в филь­ме рассказ о летчике Михаиле Девятаеве, совер­шившем побег из плена на фашистском самолете. Фильм был удостоен специального приза на Всесо­юзном фестивале в Ленинграде в 1964 году, полу­чил Гран-при на Международном кинофестивале в Лейпциге.

Успех сопутствовал режиссеру и в дальнейшем. Завершающему этапу Великой Отечественной вой­ны посвящена картина «Сколько верст до Рейхста­га?», удостоенная в 1985 году премии и медали им. А.П. Довженко. А за картину « И мы вместе будем бороться» Персидский получил орден ПНР «Брат­ство по оружию» в 1983 году.

Благодаря Персидскому уральский докумен­тальный кинематограф выходит за пределы реги­она, страны, исследуя сложные международные проблемы, знакомя с жизнью различных конти­нентов.

Персидский буквально «заболел» историей ку­бинской революции . В 1966 году на экраны вышел его фильм «Венсеремос! — Мы победим!». Съем­кам способствовали кубинские коллеги, Эрнесто че Гевара, с которым Персидский познакомился на Острове свободы. Поддержали уральца Серго Микоян — главный редактор журнала «Латинская Америка», помогли советские кинематографисты.

Михаил Калатозов и Сергей Урусевский, тогда сни­мавшие на Острове свободы совместную советско- кубинскую художественную ленту «Я — Куба».

Персидский продолжает разрабатывать между­народную тему. Снимает ленты «Республика Чад» (1968), «Африканский репортаж» (1971), «Доро­гами дружбы» (1973, в основе — картины жизни Вьетнама и Лаоса), «Вьетнамские встречи» (1976), «Республика Сейшельские острова» (1981), «Еди­нение» (1989 — о взаимоотношениях СССР и Ки­тая).

Спектр интересов кинематографиста широк. В его творческом багаже выделяются фильмы об авиации: «Рожденные летать», «Под голубым ку­полом неба», «Покорители пятого океана» (диплом Международного кинофестиваля в Румынии). Не­простым проблемам экологии посвящены «Цена воды», «Кто развеет тучи?».

Одна из лучших работ Персидского — картина «Небом единым». Ее герой мальчишка-детдомовец, влюбленный в авиацию, на работах в совхозе попал под трактор и потерял ногу. Картина — о мужестве, о преодолении несправедливости судьбы. В фина­ле мы видим летчика Челябинского аэропорта Гуго Петерса, вернувшегося из очередного рейса. Он по­бедил.

Дорога и близка режиссеру и тема жизни под­водников, людей еще одной героической профес­сии. Высшей точкой этой увлекательной темы стал телесериал «Российская глубина» из пяти картин (2001-2003).

Игорь Персидский продолжает снимать. Одна из последних увлекших его работ — полнометражная картина «Смотрю я памяти в глаза», посвященная жизни и творчеству замечательного уральского по­эта-фронтовика Венедикта Станцева.

(Использованы материалы книги доктора культурологии Натальи Кириловой «Кино Урала: от прошлого к будущему». Екатеринбург, 2013 год.)

Как постичь человека?

(Владислав Тарик).

Премьера нового фильма екатеринбуржца Вла­дислава Тарика «Счастливое детство» состоялась в формате информационной части фестивальной программы.

Урал сыграл огромную роль в Великой Отече­ственной войне не только потому, что формировал очень надежные, самоотверженно воевавшие воин­ские части, но и мощным промышленным потен­циалом. Однако фильмов об этих годах очень мало.

Тарик сделал лирическую картину, в стиле, ему осо­бенно близком. Собрал известных в нынешнем Екате­ринбурге людей, детство которых выпало на военные годы,и попросил рассказать о том, что запомнилось.

Получилось весьма любопытно и нестандартно.

Владислав Владимирович Тарик — кинорежис­сер, кинооператор, лауреат премии губернатора Свердловской области, родился 14 октября 1935 года в Свердловске. Окончил Свердловский горно- металлургический техникум (1955). С 1958 года на­чал работать на Свердловской киностудии.

Он пришел в этот коллектив в период так называ­емой хрущевской оттепели, когда в кино началась на­стоящая революция, связанная с замаячившей свобо­дой и поиском нового киноязыка. К тому времени на студию пришла группа талантливой молодежи, кото­рая хотела и могла сказать свое неповторимое слово.

Как кинооператор Тарик работалсрежиссера­ми В. Волянской и Л. Рымаренко ( «Восоминание о камне»), Б. Галантером («Последние игры»), Л. Ефимовым («Точка зрения»), И. Персидским ( «Ре­спублика Чад», «Африканский репортаж», «Сколь­ко верст до Рейхстага?») … В качестве режиссе­ра-оператора поставил 26 документальных лент и семь картин чисто «режиссерских».

Уже первые фильмы Тарика привлекли своео­бразнойстилистикой, тихим раздумьем, психоло­гизмом, что позволяло говорить об авторском кино.

Тарик пережил особый подъем в период пере­стройки и гласности второй половины 80-х годов. Он не стал производителем«чернухи», а был убеж­ден: «Документалисту предоставлено счастье запе­чатлеть на пленке общественное движение, процес­сы, которые происходят с человеком и обществом. Необходимо искать людей, в которых отразилось со­стояние общества и человека на сегодняшний день».

Общественный резонанс имел фильм Тарика «Ходоки» (диплом ВКФ в Волгодонске, 1987). В нем говорилось о том, что ленинский «Декрет о земле» на деле обернулся отторжением ее от кре­стьянина. Тема былапродолжена картиной «Я при­шел… Дайте мне волю» (1990), герой которой — начинающий уральский фермер.

Режиссера волнует экологическая тема («SOS над городом», «Армагеддон», «Теча» (все имеют награды на фестивалях различного ранга). Однако больше всего егоинтересует человек, его чувства и мысли, его судьба. Замечательно снятыТариком фильмы-портреты. Такие, как «Тот, что с песней» (уморительный фильм-комедия о бездарном само­влюбленном сочинителе производственных гим­нов), как «Египтянин»или « Кевин Кейн в стране большевиков», все тоже увешанные наградами.

Владислав Тарик уверен, что «человек бездонен, он никогда не перестанет удивлять». И в этом, ко­нечно, прав.

(Использованы материалы книги доктора культурологии Натальи Кирилловой «Кино Урала: от прошлого к будущему». Екатеринбург, 2013 год.)

Владислав Тарик, кинорежиссер.