Михаил Тарковский — русский поэт и писатель, около 30 лет живет в селе Бахта Туруханского района Красноярского края. Родился в Москве в 1958 г. После окончания пединститута им. Ленина (отделение география-биология) уехал в Туруханский р-н, где работал сначала полевым зоологом, а позже охотником.

На творческой встрече в Академгородке г.Новосибирска, Михаил Тарковский  встретился и со зрителями, представив свою новый фильм «Замороженное время», который и стал основной частью его вечера. Не смотря на, мягко говоря, спокойное отношение регионального зрителя к документальному кино, на большом экране, посмотреть новую работу пришли многие.    Основной причиной этого стал, пожалуй, раннее поставленный по сценарию Михаила Тарковского фильм  «Счастливые люди» об охотниках,  живущих на Енисее.   Картина давно уже превратилась в абсолютный хит на DVD и в интернете, и продолжает находить все новых и новых поклонников. В интервью писатель рассказал о непростом процессе создания нового фильма и книги.

Вы представили свой новый фильм «Замороженное время» и книгу. Давайте начнем наш разговор с фильма, который делали в Красноярске. Как появилась идея этого фильма? Он родился из текстов, из какого-то жизненного материала?                                                                                            Да, фильм мы снимали в Красноярском  крае вместе с режиссерами Васильевым, Калашниковым и оператором Борисом Травкиным из Новосибирска. Идея появилась, когда мы снимали «Счастливых людей» в 2005 году – фильм о том, как великая природа Енисея преобразует душу человека, художника, писателя.  «Замороженное время» совершенно другой фильм и сравнивать их не надо. И здесь снимали природу Енисея.  Текст и изображение рождались и жили параллельно, они дополняли друг друга. Потом я мучительно писал текст. Потом подгонял его под изображение, а изображение к тексту. Сложный был процесс. Проект этот литературный, книга «Избранное» и фильм «Замороженное время» представляют собой одно целое.

Как Вы относитесь к сибирской документалистике вообще? Документальное кино сейчас больше «гнездится» на телевидении, как Вы описали в своей повести «Тойота Креста». Но, все-таки, есть и документальное кино, которое снимается для искусства. Какие фильмы, имена значимы для Вас?

Честно говоря, таежный образ жизни несколько мешает мне быть в курсе всего происходящего, но мои киношные друзья – Володя Васильев,  Саша Калашников – и рассказывают, и много фильмов показывают. И документальное кино в целом, не называя каких-то имен, — это интереснейшая, серьезнейшая сторона кинематографа, которая, на мой взгляд, даже важнее игрового кино.  К сожалению, этому мощному направлению искусства вход на телевидение закрыт.

Если говорить  о том документальном кино, которое делаете Вы, что там важнее всего для вас – природа, человек в природе, влияние природы на душу человека, как в «Замороженном времени»? «Счастливые люди» сняты немного о другом – об органичном сосуществовании, о пусть непростой, но счастливой  жизни человека в природе. Что же для Вас первично?

Для меня первично именно совместность – Человек и Природа. То, как Природа делает Человека, формирует,  созидает, как она ему помогает, каким он становится в результате этого долгого (длиной в 20-30 лет) разговора с природой

Если говорить о времени, то время, которое в природе – оно более статичное,  спокойное,  медленно текущее. Городское время течет быстро, даже стремительно. «Замороженное» время – это положительная характеристика? Где время замораживается – в природе  или для городских жителей?

Это положительное определение, которое произошло от названия рассказа и книги. Потом оно несколько отошло от сюжета рассказа и сейчас для меня «Замороженное время» — это Сибирь, исконная Россия, которая «заморозилась» в первозданном виде. То дорогое, что есть у нас в России, то дорогое, что есть в  общности русских людей, то дорогое, что есть в душе у русского человека – чтобы это дорогое сохранилось, во что бы то ни стало. Чтобы выстояло – в морозах, трудностях , сохранилось в любимых местах, вещах, трудах, традициях.  «Замороженное время» для меня – это выстоявшая Россия.

Когда в следующий раз соберетесь в Новосибирск? Когда зрителям ждать следующей встречи?

Возможно, зимой я приеду снова. Дел, работы очень много и организовать встречи не всегда удается. К встрече нужно подготовиться, быть спокойным, никуда не торопиться.  На бегу – это не по мне.

Интервью записал Алексей Кожемякин (киновед,   Новосибирск)

фото  Владимира Дубровского