sl4

Недавно в воронежском киноклубе «Слово» имени В.П. Шуваева (руководитель – В.Ю. Паршиков), образованном в областной Никитинской библиотеке, был показан фильм режиссера Галины Леонтьевой «Закон Бернулли». С проблемами сегодняшней авиационной промышленности в России, в частности, в Сибири, создатели этой документальной ленты познакомили зрительскую аудиторию клуба.

Из монологов и поступков героев фильма – инженеров, техников, летчиков, рабочих, – их искренних слов, то полных надежд и энтузиазма, то горького отчаяния, узнавали зрители о буднях коллектива, пытающегося «вдохнуть жизнь» в усовершенствованный самолет АН-2 малой авиации, столь нужной сегодня людям, проживающим в отдаленных районах страны – тех местах, куда зачастую без самолетов и вертолетов просто не добраться.

ТВС-2МС 2

Наблюдая вместе с авторами картины за главным героем (главным конструктором по разработке авиационной техники Сибирского научно-исследовательского института авиации) Григорием Анохиным, упорно идущим к своей цели, слушая его эмоциональные откровения, вызванные объективными и субъективными обстоятельствами, делу мешающими, зрители могли не только прочувствовать ситуацию в Сибирском институте, но и вновь задуматься о том, что происходит вокруг нас. В стране, разрушенной в начале 90-х и предпринимающей, несмотря ни на что, попытки к своему возрождению в последние годы.

Сменяющие друг друга эпизоды фильма свидетельствовали, как нелегко даются Григорию Анохину преодоления всего того, что встает препятствием на пути, который он выбрал для себя и своей команды. Словно в капле воды, в производственных трудностях небольшого конструкторского бюро отражались беды современной России, потрясенной всевозможными «реформами», переделом собственности, сменой общественного строя, падением нравственных, культурных, профессиональных основ, навыков, традиций, прежних достижений. Тем не менее, герой картины представал не просто молодым конструктором-мечтателем (не имеющим, может быть, еще должного опыта работы с людьми), а настоящим подвижником своего дела, готовым идти до конца, следуя зову души, идеалам и принципам не случайно выбранной профессии, гражданскому, долгу, наконец…

В. Барсук и Г.Анохин

Глядя на Григория Анохина – талантливейшего инженера, неформального лидера КБ – и некоторых его коллег, как было не вспомнить Антона Павловича Чехова, обращающегося к своему другу, доктору Орлову, в далеком 1899 году с письмом, где писатель говорил о русской интеллигенции и спасительном для России подвижничестве, на котором держится веками ее жизнь: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую; не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верую в отдельных людей. Я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики, – в них сила, хотя их и мало. Они играют незаметную роль в обществе, но работа их видна…»

Для фильма режиссером Галиной Леонтьевой выбрано символичное название «Закон Бернулли». В титрах, ленту предваряющих, было написано о том, что (в авиации) это закон силы подъема крыла: «Встречая поток ветра, крыло разделяет его таким образом, что повышается давление воздуха под крылом и создается подъемная сила самолета». Название и эпиграф картины метафорически присутствуют едва ли не в каждом ее эпизоде.

В финале ленты, осуществив запуск модернизированного самолета, Григорий Анохин со своими соратниками доказывает, что закон Бернулли может работать не только в авиации, но и в судьбе любого человека, коллектива и даже страны. Главное – ощутить и подчинить себе силу «подъема крыла».

При обсуждении фильма было очевидно: проблемы, в нем показанные, не оставили равнодушными зрительские сердца. Каждый из выступающих после сеанса говорил и о героях картины, и о том, что волнует его в современной жизни России, ее недавней истории. Перекличкой с выступлениями воронежцев невольно вспоминались страстные монологи в СМИ самых разных людей, среди которых был и нобелевский лауреат, физик Жорес Алферов, с болью восклицавший как-то:

«Бывший средний класс – миллионы инженеров, научных сотрудников, заводских специалистов – лишился привычной сферы деятельности, превратился в челноков, занялся мелким бизнесом и спекуляцией с одной целью: свести концы с концами. В России резко выросла смертность, и не по демографическим причинам, как нам пытались внушить, а вследствие реформ и сокращения срока жизни… Мало того, что россиян стало меньше, – ухудшилось и качество населения, имея в виду круг интересов, творческий потенциал, креативные способности. Всеобщий меркантилизм разъедает души людей. Для десятков миллионов людей главной стала проблема выживания, какого-то животного существования. Поистине удручающий итог…».

Закон Бернулли фото1

И вторивший ему философ Александр Зиновьев:

«На карте России исчезли десятки тысяч деревень – вместе с населением! Здоровье и трудоспособность проигрываются на тысячах «зеленых» полей казино; стабилизационный фонд, заблаговременно переведенный в Америку, жиреет и пухнет, а русские люди роются в помойках…»

Или писательница Татьяна Москвина:

«Труба (нефтегазовая) прокормит только десять миллионов ртов – хорошо, до отвала прокормит. А народу в 10 раз больше. Что спрашивается в задаче?.. В задаче спрашивается: сколько лет уйдет на создание великолепно отлаженной, огромной и всем довольной страны с компактным проживанием небольшого, гармонично развитого населения, без нелепой, больной, жалкой социалки? Сколько времени понадобится, чтоб одна десятая часть населения съела девять остальных?»

Известнейший актер и режиссер Николай Губенко:

«Можно поздравить академиков, так называемых народных артистов, кинорежиссеров, музыкантов, попрыгунчиков телевидения: на их улице праздник. Только они не знают, кому подали руку. Они никогда не были разборчивыми, они свое сделали – предали народ, бесплатно учивший их в университетах и вузах искусства.

Они свое сделали! Сделали нехотя, сделали, как всегда, думая только о себе. И за это нет к ним уважения! Собственность – вот та «чечевичная похлебка», за которую они продали народ…»

Подобным справедливым суждениям нет счета. Зная все это, мы, тем не менее продолжаем жить надеждой, понимая, что у нашей страны нет выбора сегодня. Либо мы, по «закону Бернулли», оторвавшись от взлетной полосы, подобно модернизированному лайнеру, сумеем взлететь, либо так и будем, словно разваливающийся самолет, ковылять, разбрасывая обломки, по занесенному всяческими «снегами» – невзгодами – жизненному аэродрому, пока не развалимся окончательно.

Такие фильмы, как «Закон Бернулли», оставляют свет в конце тоннеля, знакомят нас с людьми действия, преодоления, с личностями, устремленными в будущее, им кажущееся все-таки оптимистичнее нашего сегодняшнего, которое они пытаются изменить к лучшему, пользуясь вечным законом «подъема крыла».

Владимир Межевитин, Воронеж