ДЕДУШКУ ЖАЛКО

«Перекрёсток»

Режиссёр А. Мирошниченко. Производство А. Мирошниченко, Минск

Из года в год одно и то же. Жизнь взрослого, уже состоявшегося человека движется по кругу, меняются только незначительные детали: отпуск в новом месте, ребёнок пошёл или окончил школу, переезд. Однако именно эти мелочи позволяют заметить течение жизни. Оставшись без крыши над головой и без любящей семьи, ты замираешь на месте. «Перекрёсток – это место, где человек должен задуматься, выбрать своё направление. А я неподвижен», — объясняет своё состояние главный герой фильма «Перекрёсток» Анастасия Мирошниченко. Потому-то года, показанного в фильме, нам хватает, чтобы понять всю жизнь такого человека. Ведь она не меняется.

«Думаете, легко на улице спать? Я никогда к этому не привыкну. Я чувствую, что исключительно беззащитен».

Валерий Ляшкевич – бездомный художник. Год именно его жизни проносится на экране за каких-то 60 минут. 3600 секунд и бесконечный шквал эмоций: зал недоумевал, умилялся, плакал. Уж очень обаятельный дедушка. Седая борода, голубые глаза, душевный голос – ему бы Деда Мороза на утренниках в детском саду играть, а не искать, на какой скамейке в этот раз провести ночь.

«В детстве я много кем мечтал быть. Но мне повезло, я стал художником».

Ляшкевичу есть, чем гордится, у него и, правда, талант. Художник-символист — не сам захотел, так в школе заставили. Его работы – это оформленные кистью мастера события, волнующие весь мир. 57 картин — именно столько у него на момент съёмок. Целая выставка, правда, только в рамках улицы. Ни своей мастерской, ни жилья у героя нет. Каждая работа написана или под сенью деревьев в парке, или на привокзальной площади. Но ни одна от этого не теряет ни своего волшебства, ни остроты. А ещё он называет свои самые удачные картины «шедевриками». Вот так вот просто.

«Нищета заставляет красочки экономить».

Кстати, о вокзале. Это то место, где ни вы, ни я никогда не задерживаемся, короткая остановка на нашем пути. Для Валерия Ляшкевича это постоянное пристанище, вся его жизнь – в камере хранения. За этой металлической дверцей с несложным паролем – незаконченная трапеза, кисти и краски, одежда, личные вещи, картины. А ещё три альбома репродукций Рембрандта, купил бы оригинал, будь на это деньги.

«Я говорю о том, как трудно быть изгоем в таком возрасте…»

Отец умер, когда мальчик был ещё в 1 классе. Мать — когда обучался на первом курсе. Оставленных ею денег хватило на то, чтобы окончить Брянское художественное училище. А после настолько запутанная и насыщенная история, что и не понимаешь, как и почему художник оказался на улице. Но он ни к кому не в претензии, сам виноват.

«У меня нет погони сравниться с Рафаэлем. Зачем нам два Рафаэля?»

Работа над фильмом «Перекрёсток» стала дебютной для Анастасии Мирошниченко. Полностью снятая на её деньги, она переросла в социальный проект помощи людям, оказавшимся в непростой ситуации. Это подкупает, но фильм хорош сам по себе. Он простой и чистый, как и сам главный герой.

А ещё избран замечательный приём, когда на притяжении всего повествования мы ни разу не видим, чтобы герой говорил на камеру. Вся его история, философия жизни только закадровым текстом. Перед нашими глазами просто картина его быта. Не знаю, почему, но это реально действует и очень сильно давит на эмоции.

Я могу с уверенностью сказать, что картина тронула сердца зрителей. Таких долгих и мощных аплодисментов я за все просмотренные мною фильмы на фестивале пока не слышала. А ещё, уже почти в самом конце, дама с задних рядов крикнула – «Ну, поедем! Заберёмте дедушку…». И знаете, вокруг я услышала только голоса одобрения. Потому что, и правда, жалко дедушку.

Варвара Семилетова