ПУТЬ К СЕБЕ

«Свой человек на Соловках»

Режиссер А. Столяров ООО «Студия А4», Москва

Туман. Крик чаек. Силуэт мужчины. Он приближается к нам, чуть слышно напевая какую-то мелодию. С каждым шагом мы видим его всё отчётливее. Кажется, что это кадр из хоррора. Однако корова, мелькнувшая за спиной героя, заставляет отказаться от этой идеи. На самом деле всё очень прозаично: это всего лишь предутренняя дымка на Соловецких островах, а мужчина – один из двух главных героев фильма «Свой человек на Соловках». Вторым стал режиссёр картины – Александр Столяров.

В какой-то мере это автобиографическая работа. Попытка режиссёра осознать своё отношение к религии, осмыслить свой жизненный путь. Такая рефлексия происходит на фоне разворачивающейся перед нами истории Соловецкого монастыря. Места, где, по мнению главного героя, родился Христос, где до сих пор видны следы работы божьей. С другой стороны, это место, служившее церковной и политической тюрьмой, а позже ставшее крупнейшим исправительно-трудовым лагерем. Кривая прошлого Соловков устремляется то в самый низ, то до самого поднебесья.

Но не только подноготная монастыря наталкивает автора на размышления о жизни. Сопереживание режиссёра второму герою картины – вот главный побудительный мотив фильма. Забавная деталь этой истории то, что герои однофамильцы, Александр и Вячеслав Столяровы. С одной стороны, писатель, сценарист и режиссёр, с другой – историк, социолог, литератор. Человек, нашедший свой путь к вере, и человек, только пытающийся его найти.

Похоже, что их встреча была предначертана судьбой (или самим богом?). один публикует статью о Соловках, второй считает её почти готовым киносценарием и предлагает вместе отправиться в монастырь. Так из их знакомства рождается замечательный фильм о необыкновенном месте, о том, как найти себя, и, пожалуй, немного об отношении человека к богу. И эта разноплановость на самом деле оправдана. На мой взгляд, снять кино о Соловках проще не получилось бы. Соприкосновения человека как с высоким, так и с низким очень сильно меняет его мироощущение, заставляет смотреть в суть вещей. Именно так и поступил Александр Столяров в своей работе.

Но волшебным этот фильм делает не только удачное пересечение двух таких разных людей или многовековая история монастыря. Здесь чувствуется колоссальная работа всей съёмочной группы. Видеоряд, музыка, хроники – не выкинуть ни кадра, ни звука. Будь из этого что-либо не продумано или не доделано, и картина потеряла бы большую часть своего очарования.

Осознал ли свой путь по окончанию съёмок Александр Столяров,  можно только догадываться. Кинокартина не даёт ответа на этот вопрос, всё-таки фильм не совсем автобиография. Задумается ли кто-то из зрителей о своём пути, сказать тоже очень сложно. Но, я думаю, что да. По-моему, это вообще одна из важных составляющих документального кино, которая отсутствует в игровом. Через действительность других оценить себя. Потому что здесь есть только жизнь, которая глубже и интереснее любого вымысла.

 Варвара Семилетова