Датчанин Майкл Мэдсен в первую очередь – концептуальный художник. Документальное кино же для него – лишь холст и краски, посредством которых он восстанавливает свою собственную реальность. Она только на первый взгляд не отличима от повседневной, но за знакомыми фасадами и интерьерами здесь скрывается тайна, разгадка которой сопоставима с открытием жизни за пределами нашей галактики. Прием, которым художник владеет в совершенстве – подмена. Будучи одним из участников эпического киноальманаха Вима Вендерса «Храмы культуры», Мэдсен единственный, кто решил рассказать не о зданиях оперы, филармонии или библиотеки, а о сверхсовременной норвежской тюрьме Хальден. Получившийся в итоге фильм – не механическая констатация хрестоматийного постулата «всюду жизнь», а тонкое философское исследование границ свободы. Сколь бы ни была комфортабельна жизнь заключенных «самой гуманной тюрьмы в мире» – она по-прежнему упирается в решетки, стены и колючую проволоку. Если хотите: чем больше предпринимается усилий по маскировке несвободы, тем она тяжелее – смертельно – давит. Тот же прием заложен и в новом фильме, «Пришествие». Мэдсен воображает невоображаемое: пришествие инопланетян, которого никогда не было. Выдумав (подменив) отправную точку сюжета, художник дальше следует чет- кой логике событий. К тому же, больше придумывать ничего не надо. Земля уже давно готова к визиту инопланетного разума. Ученые NASA, чиновники ООН, официальные представители правительств США и Великобритании, даже адвокат по межгалактическому праву (на тот случай, если понадобится уладить юридические отношения между двумя формами жизни) — все эти уважаемые люди с восторгом дают интервью, по пунктам рассказывая, как и что они спросят у инопланетян. После того, как зададут главный вопрос: «За- чем вы здесь?» У каждого из героев своя четко отведенная роль и свой алгоритм. Сверхмощные компьютеры, гигантские антенны, современные танки, костюмы химзащиты, тщательно подобранный галстук для проведения переговоров на самом высоком уровне, – кажется, все взоры планеты Земля в любую секунду направлены туда, вверх. Вне официальных и секретных кабинетов Мэдсен использует сверхзамедленную съемку, чтобы заставить буквально замереть случайных прохожих. Словно пытаясь вообразить, какой ослепительной и яркой покажется наша жизнь случайно забредшему на нашу планету пришельцу из космоса. Эти замедленные кадры, выверенные ракурсы и аллюзии на «Космическую Одиссею» рисуют мир хоть и утопический, но зловещий. Снова и снова проигрывая сценарий близкого контакта, мы максимально близко подходим к черте, за которой невозможно разглядеть: нас действительно окружает бесконечный мир, полный жизни, или холодная пустота? Раз ответа на этот вопрос нет, а потребность в ответе растет с каждым днем, то и наша собственная планета постепенно становится не затерянным раем, а идеальной тюрьмой нашего воображения.

Никита Карцев

Источник: официальный сайт фестиваля