Указ Президента России о проведении в 2016 году Года российского кино знаковое, не  случайное и своевременное событие. 2016 — год 120-летия кинематографа на российской земле, год знаковых юбилейных дат на творческом и техническом пути освоения нового искусства. Только беглый взгляд по датам, и за каждой событие, веха в истории страны, истории кино. 120 лет первой киносъемке, 110 лет первой киносъемке государственного протокола, 105 лет первому полнометражному фильму, 85 лет первому звуковому, 80 лет первому цветному… Юбилеи, юбилеи, юбилеи…

Среди этих громких юбилейных дат остается незамеченным восьмидесятипятилетний юбилей отечественного цветного кинематографа. Сегодня редко, кто вспоминает имя советского изобретателя Николая Дмитриевича Анощенко. А именно ему принадлежит право первопроходца отечественного цветного кино. По изобретенному им двухцветному аддитивному способо «Спектроколор» в 1931 году был снят первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда», премьера которого состоялась на открытии нового кинотеатра «Востоккино» в Москве 1 августа 1931года.

Известно, что Н.Д. Анощенко в 1931 году производил по системе «Спектроколор» и цветные съемки прилета в СССР из Германии дирижабля «Граф Цеппелин», которые к сожалению не сохранились.

Так же не сохранились, снятые по системе оператора Б.Хренникова осенью 1931 года цветные эпизоды к документальному фильму «МТС».

Несмотря на то, что первые советские цветные фильмы не сохранились, 1931 год можно по праву считать годом начала освоения цвета в отечественном кинематографе.

Уже в феврале 1932 года под руководством Н.Шпилева при Ленинградской кинофабрике «Союзкино» была организована лаборатория цветного кино.

На Ленинградской кинофабрике «Рос-фильм» в июне 1932 года начались экспериментальные цветные съемки мультфильма «Симфония мира» по системе цветного кино, предложенной бывшим компаньоном С.М. Прокудина-Горского по Акционерному обществу «Биохром» С.О.Максимовичем. К сожалению и этот фильм не сохранился.

В Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранился только черно-белый вариант фильма «Интернационал» режиссера Г.В. Александров выпущенного на экран 30 апреля 1933 года. Многие эпизоды этого фильма операторы Э.К. Тиссэ и В.С. Нильсен снимали в цвете по 2-х цветному методу Н.Н. Агокаса.

«Советский цвет — первые шаги».

Начиная с 1931 года в СССР начались работы по созданию отечественных систем цветного кинематографа- двухцветной и трехцветной.

Советский двухцветный субтрактивный процесс начал разрабатываться Лабораторией цветных изображений Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) с февраля 1931 года под руководством Н.Н.Агокоса, Ф.Ф.Проворова и П.М.Мершина и уже в ноябре 1931 года они завершили опыты по разработке метода двухцветной съемки.

Около двух лет занимался разработкой и освоением двухцветного процесса в НИКФИ первый советский цвето-оператор Федор Федорович Проворов. После получения первых положительных результатов он перешел на киностудию «Межрабпомфильм», где с энтузиастами цветного кино Георгием Альфредовичем Рейсгофом, Василием Ивановичем Нестеровым и Николаем Васильевичем Коровкиным приступил к освоению производства по выпуску цветных фильмов.

В январе 1933 года режиссер Николай Владимирович Экк, операторы Ф.Ф. Проворов и Г.А. Рейсгоф приступили к экспериментальным съемкам в павильоне и на натуре по двухцветному методу первого цветного полнометражного игрового фильма. Эксперименты оказались удачными, и фильм был запущен в производство.

Первый советский цветной полнометражный художественный фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко») был выпущен на экран 11 июня 1936 года в количестве свыше 60 цветных копий. Фильм с большим успехом прошел по экранам не только Советского Союза, но и других стран мира.

В период работы над фильмом «Груня Корнакова» оператор Ф.Ф.Проворов совместно с режиссером Н.В.Экком сняли, экспериментальный цветной фильм-концерт «Карнавал цветов».

«Карнавал цветов» вышел на экран 1 сентября 1935 года и показал зрителям все возможности цвета на экране.

 

Методом двухцветки в СССР были сняты:

(в скобках указана даты выпуска в прокат)

— первый советский хроникальный цветной фильм «Цветущая молодость» (28.10.1938).

— первый украинский цветной игровой фильм «Сорочинская ярмарка» (19.06.1939).

— первый советский цветной фильм-сказка «Конек-горбунок» (31.07.1941).

— цветные эпизоды первого советского экспериментального стереоскопического фильма «Концерт» («Земля молодости») (4.02.1941)

— цветные игровые фильмы:

«Похождение медвежонка» («Рот-Фронт», 01.01.1937); «Веселые артисты» («Союздетфильм», 25.09.1938); «Глядя на луч полярного заката» («Союздетфильм», 1938); «Хабанера» («Союздетфильм»,1938); «Майская ночь» (Киевская киностудия, 12.03.1941);

— цветные мультипликационные фильмы:

«Сказка о веселом пастухе» («Межрабпомфильм», 1935); «Стрекоза и муравей» («Межрабпомфильм», 07.05.1936); «Жук в зоопарке» («Украинфильм», 04.07.1936); «Зазнавшийся цыпленок» («Украинфильм», 04.07.1936).

— цветные документальные фильмы:

«Артек» («Рот-Фронт», 01.01.1937), «Дом счастливых» (01.01.1937), «Молодость идет» (1939).

— цветные научно-популярные фильмы:

«Памятники эпохи Тимура» («Мостехфильм», 1938); «Регистан» («Мостехфильм», 1938); «Город Бухара» («Мостехфильм», 1941).

К счастью, большинство цветоделенных исходных материалов советских двухцветных фильмов сохранились в Госфильмофонде России и Российском государственном архиве кинофотодокументов.

В программу лекции «Советский цвет — первые шаги» включены восстановленные цифровым способом первый экспериментальный цветной фильм «Карнавал цветов» (1935) и фрагменты из двухцветных фильмов «Сорочинская ярмарка» (1939) «Майская ночь» (1940), «Конек-горбунок» (1941).

7 мая 1937 года Главным управлением кинематографии был издан приказ об организации на «Мосфильме» отдела по производству трехцветных фильмов и сосредоточении на «Союздетфильме» производства двухцветных фильмов.

«А до войны они были цветными…»

Весной 1961 года в самом центре Москвы на площа­ди Пушкина открылся трехзальный кинотеатр «Рос­сия». Он был первым и самым большим в Советском Союзе трехзальным кинотеатром, специально спроектированным для демонстрации широкофор­матных, широкоэкранных и обычных фильмов.

Летом этого же года он стал главным залом II Московского международного кинофестиваля, а осенью начались регулярные киносеансы во всех его залах. В большом художественные фильмы, в зале хроники — документальные картины о жизни страны и мира, а третий зал — стал настоящей Мек­кой для самых маленьких кинозрителей. Ежедневно с утра и до вечера здесь демонстрировались про­граммы мультфильмов при полном аншлаге, особен­но в воскресенье, которое в те годы было един­ственным выходным днем. Каждый юный зритель ждал этого дня, чтобы вместе с родителями пойти на мультики, и каждый раз волновался, что не будет заветных билетиков.

Много мультиков я пересмотрел в «России» с ро­дителями, но однажды, в 1965 году, мой дедушка по­вел меня в любимый кинотеатр в середине недели. Все было как обычно: полный зал и большая прог­рамма мультфильмов. Вот только несколько мульти­ков почему-то были не цветными, а черно-белыми, как по телевизору. Но все равно было здорово. А де­душка расстроился и сказал: «А до войны они были цветными. Я твоего папу на детские сеансы тогда водил. Это было до войны, до лета 1941 года. Зна­чит, выцвели». Я понял, что дедушка хотел мне пока­зать мультики из папиного детства… Дед любил ки­но и часто водил меня на свои любимые довоенные фильмы, но все они были черно-белые. Может, и мультики были не цветными, может, это только фантазия деда?…

Нет, это была не фантазия. 30 сентября 1932 года Уолт Дисней выпустил в американский прокат первый полноцветный или, как тогда говорили, «в живом цвете» мультфильм «Цветы и деревья», а летом 1935 года на первом московском кинофестивале советские зрители увидели цветных диснеевских «Трех поросят» и еще несколько цветных фильмов.

Спустя год, 11 июня 1936 года, в московском кинотеатре «Художественный» началась демонстрация первого советского цветного полнометражного игрового фильма «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко») режиссера Николая Экка, снятого оператором Федором Проворовым по двухцветному виражному способу, который не передавал всю гамму цветов. А еще через год, 1 апреля 1937 года, произошло событие, которое можно назвать рождением отечественной мультипликации «в живом цвете», — на экраны страны был выпущен первый полноцветный мультфильм «Лиса и Волк», снятый трехцветным способом. который с полным правом может носить титул первого в мире полноцветного кукольного цветного анимационного фильма.

В начале 30-х годов XX века на киностудиях «Ленфильм» и «Мосфильм», а также в НИКФИ разрабатывался и внедрялся трехцветный субтрактивный метод, основанный на трехпленочном способе съемки документальных и игровых фильмов. Процесс был успешно реализован выпуском на экран осенью 1939 года документального фильма «Цветущая юность». К этому времени в советском прокате уже было около 20 полноцветных мультфильмов отечественного производства.

Лидерство мультфильмов в освоении трехцветного процесса вполне объяснимо. К середине 30-х годов прошлого века на киностудии «Мосфильм» Павел Михайлович Мершин разработал и практически осуществил процесс печати цветных копий на хромированной желатине с трех цветоделенных позитивов, а Государственный оптический институт и лаборатория цветного кино киностудии «Ленфильм» разработали технологию печати цветных фильмокопий гидротипным способом, аналогичным процессу печати компании «Техниколор». То есть процесс массового тиражирования цветных фильмокопий был решен и находился в стадии дальнейшего усовершенствования и развития. История развития советского трехцветного процесса полностью повторила историю трехцветного «Техниколора», поскольку для получения цветоделенных исходных материалов при съемке мультипликации как графической, так и кукольной нет необходимости применять трехпленочную камеру. Достаточно перед объективом обычной 35-мм кинокамеры для покадровой съемки установить круг с тремя светофильтрами — синим, красным и зеленым. Через них последовательно снимается каждая фаза мультфильма. Таким образом, получалась одна негативная кинопленка с цветоделенными кадрами стандартного размера, расположенными последовательно друг над другом. С исходного цветоделенного негатива на специальном копировальном аппарате выпечатывались цветоделенные кадры, несущие соответствующую цветосоставляющую, — на три пленки в Москве для печати по методу хромированной желатины и на четыре в Ленинграде для печати гидротипным способом.

По способу П.М. Мершина студией «Мосфильм» были напечатаны и выпущены в прокат цветные мультфильмы: «Лиса и Волк», «Завещание» («Завещание пса-скотинки»), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937), «Волк и семеро козлят», «Чудесный светофор» («Сова-светофор») (1938).

Каждый из этих пяти мосфильмовских мультиков — маленький шедевр советской анимации, свидетельство  высочайшего мастерства их создателей. Они как бриллиант в коллекции отечественного кино. А «Сказка о рыбаке и рыбке» — цветная кукольная мультипликация, поставленная великим отечественным киносказочником А.Л.Птушко в 1937 году, третий цветной фильм киностудии «Мосфильм» самый крупный из них. Об этом фильме нельзя писать, его надо смотреть. А вот смотреть было нечего более 70-ти лет. Фильм был выпущен на экран 3 ноября 1937 года со сроком демонстрации в СССР по 1 января 1940 года. До наших дней не дошло ни одной, даже черно-белой копии фильма. К счастью, в Госфильмофонде России сохранились цветоделенные исходные негативы, фонограммы и монтажный лист, что позволило автору этих строк цифровыми методами восстановить оригинальный цветной вариант этого фильма.

В мае 1945 года на экраны страны был выпущен последний цветной мультфильм «Зимняя сказка», снятый методом трехцветки и созданный на киностудии «Союзмультфильм». Производство отечественных цветных мультфильмов было переведено на использование многослойной цветной кинопленки по негативно-позитивному процессу. На этом история советской трехцветки закончилась. Со временем были закручены до дыр сохранившиеся с довоенных времен трехцветные копии.

Количество выпускаемых в СССР мультфильмов ежегодно увеличивалось, и за ненадобностью постепенно «забылась» технология, а затем и «затерялась» аппаратура для печати трехцветки. В общем, потомкам остались затертые копии с линялым цветом да воспоминания стариков о былом пире красок, радовавших юных кинозрителей перед Великой Отечественной войной и во время войны.

Современные цифровые технологии позволяют вернуть к жизни эти мультфильмы во всем их многоцветии, благо в Госфильмофонде России сохранены исходные материалы.

Начатая в 2010 году Госфильмофондом России программа восстановления отечественной цветной анимации 1930-х – 1940-х годов прошлого века продолжается. Восемнадцать довоенных цветных анимационных фильмов уже обрели новую жизнь в своем первозданном цвете. Впереди восстановление еще трех, один из которых «Сказка о царе Салтане» созданный в годы Великой отечественной войны на Союзмультфильме.

В программу лекции «А до войны они были цветными…» включены восстановленные цифровым способом цветные анимационные фильмы: «Лиса и волк» (1936), «Завещание» («Завещание пса-скотинки») (1937), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937), «Волк и семеро козлят» (1938), «Чудесный светофор (Сова-светофор)» (1938).