Прошла торжественная церемония закрытия XIX Международного фестиваля «Кино детям». Именно так: церемония закрытия прошла, а сам фестиваль продолжается. Вот такой он уникальный.

Фестиваль стал едва ли не круглогодичным, показы его программ идут по нескольку месяцев, и нет конца заявкам от школ и учреждений культуры. С 1996 по 2013 годы на 18 фестивалях побывали 399 620 юных зрителей. Им было показано 632 премьерных российских – игровых, анимационных и документальных – фильма, 188 зарубежных фильмов. Гостями детского фестиваля за эти годы стали 368 представителей кинематографии и деятелей культуры, в том числе из Италии, Чехии, Словакии, Грузии, Белоруссии и Украины.

Но ирония – в том, что все эти грандиозные цифры не помогают, а скорее, мешают организаторам фестиваля делать свое благородное дело. В настоящее время сложился фестивальный стереотип, в который самарский долгожитель (самарский – самый «старый» в российской провинции кинофестиваль, адресованный детской и подростковой аудитории) не вписывается. Детище областного отделения Союза кинематографистов России и студии «Волга-фильм» (их усилиями, в основном, существует фестиваль) давно переросло рамки «одноразового» события. «Кино – детям» – скорее, альтернативная киносеть.

Именно так. В ситуации, когда единственным критерием успешной работы кинотеатра остается рубль, доход от показа; – дети прокатчикам интересны разве что как потребители поп-корна и столь же полезной газводы. Так функционирует современная экономика: без каких-либо поправок на социальные задачи. Организаторы же фестиваля – они из «раньшего времени», когда кино было важнейшим инструментом формирования личности.

Нет, я совсем не призываю искать вредителей: тех, кто мешает пользоваться кино в целях образовательных, воспитательных. Никто не хочет мешать. Но как блистательно в прошлом году чиновники провалили инициативу Союза кинематографистов под титлом «Сто фильмов»! Да, как она хороша! – пели чиновники всех ведомств осанну до той самой поры, когда стало ясно, что уже никакие оргмероприятия идее показывать детям хорошее кино не помогут.

Вы, наверное, не представляете, до какой степени регламентирована деятельность современной школы! (Это я обращаюсь к «пользователям образовательных услуг», а не к их исполнителям.) Во имя спасения школьников – и бюджета! – от перегрузок из школы исчез дух свободы, а за ней и творчества разумеется.

Учитель должен преодолеть колоссальные преграды, чтобы осуществить инициативу, которой нет в общефедеральном регламенте. Вдумайтесь: преодолеть! Регламент создан не для того, чтобы помочь инициативе; – а чтобы поставить барьер «бездумной трате драгоценного детского времени и бюджетных денег».

Интересно, как же жили мы, несчастные, у которых были 32 урока в неделю, заочные математические и физико-математические школы (я учился в 63-й – не нынешней чета). И никто из учителей больно-то ни у кого не спрашивал разрешения, отправляясь с нами – будущими студентами мехматов и физтехов – в походы, на филармонические концерты или снимать кино.

А кто-нибудь всерьез задумывался, куда современные школьники потратят такую кучу сэкономленного времени? Только учтите, что о большинстве существующих социальных практик они не имеют ни малейшего понятия: неоткуда взяться этим знаниям. Даже чтобы почерпнуть соответствующую информацию из Интернета, нужно знать, что искать и на чем останавливать свое внимание.

И в этой ситуации организаторам фестиваля удается найти единомышленников в системе образования. Тех, кто считает, что кино – обязательная составляющая и свободного, и учебного времени. И дети приходят на фестивальные программы. Но давайте честно скажем: раз-два в году, – и целый год ждут следующего фестиваля.

На большее у фестиваля – и денег нет, и не может он подменять собою систему воспитания и образования детей и подростков, в которой кино заняло бы подобающее ему место.

Пока всё зиждется на персональной инициативе и понимании эффективности кино в воспитательном процессе. Вот понимают эту важность в Ресурсном центре Тольятти – и только в течение одного фестиваля на просмотрах в этом городе побывали учащиеся из 73 школ и гимназий, более 12 500 детей. Относительно благополучно дела обстоят в Западном, Северо-Восточном, Северном управлениях образования.

Фестивальные программы сейчас – едва ли не единственный в области законный источник систематической демонстрации кино для детей и подростков в режиме «социальный показ», то есть бесплатно. Дирекция фестиваля и областное отделение Союза осталисьуникальными систематическими собраниями документального, анимационного кино и – кино для детей!

Архив на государственном телевидении – сожгли! Уже лет пятнадцать как сожгли. Дотла. Потом заморозили крупнейший в провинциальной России государственный киноархив. И фильмы, созданные на местной студии документальных фильмов, перевезли от греха в Москву. Теперь его можно получать на заказ – за деньги.

Российское документальное кино практически не показывают на российских телеканалах (не путать с «телеформатами»). На круглом столе, за которым во время фестиваля собрались кинематографисты, педагоги, представители министерств культуры и образования; исполнительный директор фестиваля Елена Манцурова напомнила слова Виктора Астафьева: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он еще не сирота. Родина – это все, и прежде всего, язык, природа, древняя история своей страны, ее праздник, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный труд, труд во имя своей страны, своего народа».

Вряд ли можно любить Родину «от ума» – только «от сердца». И только художественная культура способна обратиться к эмоциональной стороне личности. И делать это необходимо в юном возрасте, когда душа особенно открыта миру. И делать это нужно с помощью кино – самого массового из всех искусств.

Имеется фонд фестиваля. Не маленький: количество фестивальных фильмов, показываемых ежегодно, превышает сотню. Есть крупнейшие собрания фильмов – в Красногорске и Белых Столбах. Все предлагают свою помощь. Но чиновникам эта помощь не нужна: они сами…

«Сегодня – дети, завтра – народ». Афоризмы всегда немного лукавы, но в этом высказывании Сергея Михалкова я, как ни старался, второго дна не нашел. И этот завтрашний народ хочет ходить в театр, хочет заниматься творчеством, хочет смотреть кино. У этого завтрашнего народа пока ещё такой возраст, когда он с открытым сердцем, без каких бы то ни было «черточек» и «крестиков», разделяет события на «хорошие» и «плохие» и готов стать деятельным участником вечной борьбы добра и зла – на стороне добра.

Этот завтрашний народ таким любит киномир. Ему интересно в нем (он пока не знает, что не только интересно, но и поучительно). Ему нужно хорошее кино. То, которое ему показывают на фестивале «Кино – детям». Он хочет встречаться с теми, кто делает кино, он привык к этим встречам.

Но для этого организаторы фестиваля должны прекратить «христорадничать», как они делают это каждый год. Нужен Центр кино для детей и Центр документального кино. Нужна государственная программа поддержки детского кино. Нужна кинообразовательная программа для учебных заведений всех уровней.

И я абсолютно уверен, что подобного результата в масштабах России добиться невозможно. Имея сегодняшние федеральные министерства культуры и образования – невозможно добиться ни при каких обстоятельствах. Так, имея такого мощного лоббиста, как нынешний самарский губернатор, – почему бы не объединить ведомственные усилия на региональном уровне? Не такая уж и затратная идея. Зато какая эффективная!

Виктор Долонько, г.Самара