В жестких реалиях ХХ века, когда исторические мизансцены менялись так быстро, что казалось человеческой памяти невозможно точно зафиксировать их детали, на помощь пришел кинематограф, беспристрастный летописец, фиксирующий в кадрах кинопленки события и лица истории. Благодаря кинолентам мы можем увидеть отдельные события в истории Алтая глазами очевидца и ощутить свое присутствие в прошлом.

Алтайская кинолетопись слагалась трудами многих кинооператоров и кинорежиссеров. Ее начало было положено в 1910-ые годы

Первый фильм об Алтае был создан известным барнаульским фотографом Сергеем Ивановичем Борисовым. Летом 1910 г., во время экспедиции в Горный Алтай, он снял фильм «Виды Алтая». Этот фильм демонстрировался  16 и 20 марта 1912 г. в Иркутске, где получил высокую оценку. Съемки барнаульского фотографа вошли в фильм крупнейшего в Сибири и на Дальнем Востоке кинопредпринимателя  А.М. Дон-Отелло, который вышел в прокат в 1912 г. под первоначальным названием.

В 1910-ые годы представительства иностранных кинофирм в России создали широкую кинокорреспондентскую сеть, которая поставляла материалы для выпусков кинопериодики и видовые ленты. В 1913 г. фирмой  «Гомон» был создан фильм «Уголки девственного леса Алтая».

Об уровне и значимости работ кинематографистов Сибири в 1910-ые годы говорит тот факт, что в начале 1920-х годов советская кинематография в региональной форме существовала только в Сибири и на Дальнем Востоке.

Успешный дебют сибирских кинематографистов придал новый импульс в деле создания собственной, самостоятельной сибирской киностудии, организационно оформившейся в 1926 г. как акционерное общество «Киносибирь».

«Киносибирь» являлась киноорганизацией, занимавшейся вопросами кинопроизводства, проката и кинофикации на территории Сибири, в т.ч. и на Алтае. «Киносибирь» имела филиалы в Омске, Томске, Иркутске, Барнауле, Минусинске, Ачинске, Бийске, Камне, Канске, Красноярске.

В «Киносибири» царил дух творческой свободы и энтузиазма, в ней одновременно развивались все виды кинематографии: художественная, хроникально-документальная, научно-популярная, анимационная. «Киносибирь» занималась и выпуском кинопериодики (журналы выходили под названиями «В помощь земледельцу» (4 выпуска), «Киносибирь» (4 выпуска), «Сибирский альманах» (2 выпуска), в них содержались сюжеты и об Алтае. За три года «Киносибирь» достигла рекордных по тем временам объемов производства, причем фильмы снимались исключительно на сибирском материале. Именно в «Киносибири» была разработана и осуществлена идея выпуска «кинохроникального» журнала «Сибирь на экране», который выходил на экраны более 60 лет, и представляет собой настоящую кинолетопись сибирской жизни.

В 1928 г. в «Киносибирью» были сформулированы основные задачи киножурнала «Сибирь на экране». Журнал должен был запечатлевать и увековечивать исторические моменты политического, хозяйственного и культурного значения, происходящие на территории Сибкрая, отражать на экране достижения социалистического строительства Сибкрая, государственные и партийные мероприятия, имеющие как всесоюзное, так и обще сибирское значение, выявлять географические особенности Сибкрая, отражать быт, уклад жизни и занятия инородцев Сибири. (ГАНО, Ф. 277, оп. 1, д. 46, л. 139) В информационном письме окружным Советам ОДСК (Общество друзей советской кинематографии) подчеркивалось: «Киноежемесячный журнал «Сибирь на экране» должен иметь большое культурное значение в деле социалистического воспитания широких масс и знакомства с особенностями богатейшего, но мало изученного Сибирского края». (ГАНО, Ф. 277, оп. 1, д. 46, л.137.) К сбору материалов для журнала активно привлекались активисты местных организаций ОДСК, в т.ч. и в Барнауле.

Но деятельность «Киносибири» была недолгой. Государственная монополизация кинематографа предрешила судьбу «Киносибири», которая были ликвидирована в декабре 1929 г.  Ее техническая база была передана «Совкино» (вскоре переименовано в «Союзкино»), и на ее основе была создана киностудия «Сибтехфильм» («Сибирская фабрика учебных, научных и технических фильмов треста Союзтехфильм»), окончательный статус и направление деятельности которой оформились в 1932 году. «Сибтехфильм» плодотворно работал в Новосибирске до конца 1948 г. (до перевода в Свердловск).

Преобразования в сибирской киножизни имели еще одно важное следствие. Еще при Сибирской фабрике «Союзкино» была создана «Съемочная база кинохроники» (Западно-Сибирская база «Союзкинохроники»). Она возникла в 1930 г. Поскольку собственных площадей и технологического оборудования она не имела, то производственные процессы Сибирской базы «Союзкинохроники» осуществлялись в лабораториях «Сибтехфильма».

В числе первых сибирских кинокорреспондентов был и барнаулец Сергей Васильевич Хмелев. Именно с деятельностью С.В. Хмелева связано регулярное появления на киноэкранах сюжетов кинопериодики об Алтайском крае, им же было снято и три фильма, посвященных родной земле и ее людям. Кинокамера С.В. Хмелева запечатлела многие важные исторические события в истории Алтая 1930-1950-х гг.

Идея выпуска киножурнала о Сибири была подхвачена хроникерами Западно-Сибирской базы «Союзкиножурнала», изначально создававшейся для поставок материалов в Москву.

С 1930 г. киножурнал «Сибирь на экране» регулярно стал выходить в прокат. Успехи коллектива Западно-Сибирской базы кинохроники были вознаграждены, с 1932 г. он получает возможность работать на правах самостоятельной киностудии, возглавил которую Самуил Абрамович Давидсон. Параллельно с выпусками киножурнала «Сибирь на экране»  сибирские кинематографисты снимали и документальные фильмы. Вдохновленные преобразованиями на селе, гигантскими стройками, появлением крупных промышленных предприятий кинооператоры без устали колесили по дорогам Сибири, стараясь запечатлеть на пленку все важное и значительное, что происходило вокруг. Алтайские материалы составляли значительную часть кинопродукции новосибирской студии.

Еще раз отметим, что киносюжеты, создаваемые сибиряками, попадали и на всесоюзный экран, так как лучшие из них направлялись в Москву и включались в «Союзкиножурнал». И именно это обстоятельство позволило сохраниться до наших дней уникальным материалам об истории Алтая 1930-х годов, поскольку сибирский киноархив 1920-30- гг. практически полностью утрачен.

Успешная деятельность кинохроникеров Западно-Сибирской базы «Союзкинохроники» получила признание и в кинематографических  и во властных кругах, что выразилось в изменении статуса организации. В 1938 г. База была реорганизована и переименована в Новосибирскую студию кинохроники. География деятельности киностудии впечатляла: Новосибирская, Томская, Омская, Тюменская, Кемеровская области, Красноярский и Алтайский края. (В 1946 г. – Тюмень отошла в ведение Свердловской киностудии, Красноярск –к Иркутской студии.)

В предвоенные годы в Новосибирской студии сложился дружный коллектив кинематографистов, влюбленных в свое дело.

Алтай постоянно находился в поле зрения кинематографистов. Алтайская тема присутствовала в фильмах и сюжетах киножурнала Новосибирской студии во многом благодаря деятельности Г. Цветкова, А. Тарбеева, Г. Гребенкина, С. Хмелева и др.

Но с началом Великой Отечественной войны процесс создания кинолетописи Алтая был прерван. Работа Новосибирской киностудии была перестроена на военный лад и подчинена нуждам военного времени. Часть работников Новосибирской киностудии ушла на фронт, в числе добровольцев были Георгий Гребенкин и Андрей Тарбеев (погиб в боях под Москвой). Фронтовыми кинооператорами стали Георгий Цветков, Иван Андриевский. Выезжали в места ведения боевых действий многие кинооператоры студии, в т.ч. и С.В. Хмелев.

В годы Великой Отечественной войны из оккупированных и прифронтовых районов страны в Среднюю Азию и Сибирь были эвакуированы многие киноорганизации. Так, в Новосибирске, в 1941-1942 гг. оказались Всесоюзный комитет по кинематографии, ВГИК, Госфильмофонд, Московская и Ленинградская студии научно-популярных фильмов, часть Киевской студии, часть Московской кинокопировальной фабрики и др.

В годы войны общий объем хроникально-документальных материалов об Алтае по известным причинам был невелик.

По окончании войны сибирские кинематографисты вернулись к привычной работе. Было восстановлено в прежнем объеме производство киножурнала «Сибирь на экране». В содержательном плане работа кинематографистов не претерпела значительных изменений, также снималась хроника, выходили фильмы о производственных достижения и значительных событиях в жизни Сибири. Однако в  1948 г. киностудия «Сибтехфильм» был переведена в Свердловск, что явилось большой утратой для сибирской кинематографии. Студия кинохроники осталась без поддержки коллег-кинематографистов «Сибтехфильма». В сложившихся обстоятельствах коллектив кинохроники должен был быстро приспособиться к новым условиях работы.

Перемены в жизни студии негативно отразились на процессе создания кинолетописных материалов об Алтае. Это не осталось не замеченным в Москве. В июне 1949 г  Центральная студия документальных фильмов направила в Новосибирск письмо, в котором отмечалось следующее: «От Новосибирской студии мы по Алтайскому краю ничего не получаем! Богатейший край никак Вами не освещается. Рубцовские тракторостроители забыты. Большое движение – народная стройка в алтайской деревне, меняющийся ее облик – упорно обходятся. Семь работников колхоза «Сибмеринос» и ученые удостоены Сталинской премии за выведение новой породы овец. Самый колхоз и его председатель т. Митусова прославлены в стране, но … без какого бы то ни было участия Новосибирской студии. А преобразование житницы Советского Союза – Кулундинской степи? Ни одной из больших тем Вы на союзном экране не отразили». (ГАНО, Ф. 1475, оп. 1, л. 85-89.)

Начиная с 1956 года, Новосибирская студия кинохроники стала организовывать корпункты в Омской, Томской, Кемеровской областях и в Алтайском крае.

Появление на Алтае постоянно действующего корпункта Новосибирской студии значительно активизировало процесс съемок кинолетописных материалов. Первым постоянным кинокорреспондентом по Алтайскому краю стал И. Андриевский, свою работу на Алтае в 1950-ые гг. продолжали и С. Хмелев, Г. Цветков, Б. Маневич.

В 1954-1956 гг. внимание к Алтайскому краю кинематографистов всей страны резко возросло в связи с началом массового освоения алтайских целинных земель. Тогда люди со всей страны стали приезжать на Алтай, стремясь внести свой вклад в это важное государственное дело.

Тема целины не оставила равнодушными кинорежиссеров всех ведущих киностудий страны. Из Москвы, Ленинграда, Свердловска на Алтай приезжали киногруппы, снимавшие материалы о трудовых свершениях и буднях первоцелинников («Первая весна» (1954), «Мы живем в Кулунде», «Хлеб Алтая» (1956) и др.)

Значительным событием описываемого периода в истории кино Алтая стал выпуск на экраны в 1955 г. первого цветного фильма Новосибирской студии кинохроники «В садах Алтая».

В документальном кинематографе кон.1950-х – сер.1960-х гг. главной темой фильмов и выпусков кинопериодики стали люди труда и их общественозначимая роль. В свое время эти картины внесли большой вклад в процесс самосознания человека в обществе, в  котором главным мерилом ценности человека был труд.

В 1960-ые гг. на первый план кинодукоментолистики выходят образы алтайских земледельцев, их непростые судьбы, самобытные характеры («Одиннадцать из Харитоновки», «Рука друга», «Поднятые целиной» и др,)

В это же время в хроникально-документальном кино наблюдался процесс расширения тематики выпускаемых киноматериалов об Алтае, они становятся все разнообразнее, обнаруживают активные творческие поиски документалистов. На экраны выходят такие фильмы, как «Совесть призывает» о коммуне «Майское утро», рассказ о которой ведется от лица, С.П. Титова, отца космонавта Г.С. Титова, фильм «Незримый пассажир» о просветителе А.М Топорове,  фильм «Иван Ползунов» (об изобретателе паровой машины), фильм о герое Великой Отечественной войны «В небе Покрышкин» и др.

В целом, в 1960-ые гг.на Алтае наблюдалась активизация кинопроцесса, выразившееся, в том числе и в увеличении объема кинопроизводства.

В 1960-е – нач.1970-х  годов тема Алтая мощно прозвучала и в игровом кинематографе благодаря творчеству В.М. Шукшина. Образ Алтая стал лейтмотивом трех фильмов Василия Макаровича — «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки».

.В 1960-1970-ые годы документальный экран все чаще задается теми же вопросами, что и В.М. Шукшин: чем живет современное сибирское село, какие процессы в нем происходят, каково будущее сибирской деревни («Алтайский земледелец», «Дед Фатей и его сыновья», «Если ты крестьянский сын», «Быть хозяином земли» и др.).

В целом, в 1960-ые годы в кинодокументалистике с приходом нового поколения кинематографистов, и в связи с  переменами в общественной жизни страны наблюдались значительные изменения: и в жанровых предпочтениях, и в тематической направленности фильмов.

Отличительной чертой кинематографа этого периода стало то, что поиски кинодокументалистов были направлены на усиление публицистичности, гражданственности своих картин. Главной формой художественного освоения действительности становится проблемный фильм. Один из первых опытов создания проблемного фильма на Алтае явила собой лента В.Н. Шевченко «Кулунда: тревоги и надежды», рассказавшая о пылевых бурях в Кулундинской степи, которые стали следствием ошибок в хозяйственной деятельности и неверных решений руководства края. В фильме, была четко заявлена позиция автора, который кстати сам имел агрономическое образование и в ту пору являлся кинокорреспондентом Новосибирской студии кинохроники по Алтайскому краю. Критические выступления и наступательный характер журналистского анализа проблемы, предрешили судьбу фильма, который оказался на «полке» и был показан зрителям только через 20 лет.

По мнению многих киноведов, в 1970-ые годы документальное кино представляет собой интересную область поисков, и в этом направлении оно значительно опережало игровое кино. Главным критерием при выборе тем стало наличие конфликта. Такой подход обусловил естественное и быстрое развитие кинодукоменталистики в целом, и кинопериодики в частности.

Большой вклад в создание галереи образов наших земляков внес кинооператор П.Е Шуляк, который 12 лет (1968-1980 гг.) работал начальником корпункта Западно-Сибирской студии кинохроники на Алтае.

В 1980-ые годы в истории создания кинолетописи Алтая стали периодом наибольшей творческой активности режиссеров, обратившихся в своем творчестве к исследованию духовного потенциала и историко-культурного наследия Алтая. Неоценимый вклад в развитие алтайской темы в кинематографе внесли кинорежиссеры Р.А. Григорьева и Ю.В. Григорьев, которые осуществили постановку фильма «Праздники детства» (Гос.премия СССР, 1982 г.), посвященного В.М. Шукшину, а также сняли документальные ленты «На родине В.М. Шукшина», «Именем Шукшина», «9 мая». Шукшинскую тему продолжили А. Заболоцкий («Мелочи жизни»), В. Кузнецов «Твой сын, Россия». В 1980-ые годы на экраны страны вышла серия фильмов, рассказывающих о развитии культурных традициях на Алтае  («Шли по улице и пели», «Майское утро», «Алтайские встречи» и др.) Возросший интерес к национальной культуре народов Горного Алтая обусловил появление фильмов о его истории и современности («Песнь о Горном Алтая», «Жемчужина Алтая», «Эхо Алтая», «Алтай – времена года» и др.)

В начале 1990-х  политические реформы, преобразования в общественном сознании привели к изменению социальных функций кинематографа. В истории отечественного кино наступил переломный момент. Идейный кризис и экономическая нестабильность сказались на состоянии кинопроизводства в целом, сократив его объемы до минимума.

Одним из печальных последствий сокращения финансирования деятельности студий стало резкое уменьшение объемов выпуска кинопериодики. В частности, Западно-Сибирская киностудия  в 1991 г. вынуждена была закрыть региональные кинокорреспондентские пункты, в т.ч. и на Алтае. Кинопериодика продолжала существовать, хотя в кинопрокат она не поступала, и снималась изначально как архивный материал.

Не оставили своим вниманием Алтай и кинодокументалисты.

В 1990-2000 ные гг. известные мастера сибирского кино вновь и вновь обращались в своем творчестве к алтайской теме. Так, В.Г. Новиковым были созданы фильмы  «Обед с алтайцами», «В долине Чулышмана».

В последнее десятилетие кинодокументалистика находится в состоянии поиска новых форм диалога с обществом. Одним из направлений развития документально кинематографа  стало исследование внутреннего мира Человека, его взгляда на жизнь, его понимание смысла происходящих в обществе процессов, собственное мироощущение. Примером такого понимания предназначения докуменаталистики является творчество алтайского кинорежиссера В.С. Кузнецова («Предчувствие», «Жизнь на миру», «Златоуст из Потеряевки»).

С именем этого признанного мастера документального кино связано самое значительным событие новейшей истории кино на Алтае — организация киностудии «Алтайфильм». Основанная в 2002 году, студия сплотила небольшой круг единомышленников, усилиями которых ведется активный процесс по выпуску фильмов об Алтайском крае. За три года своей деятельности «Алтайфильм» создал 6 фильмов, почти все фильмы призёры различных кинофестивалей.

В связи с рождением «Алтайфильма» процесс создания кинолетописи Алтая получил новый импульс развития. Как 80 лет назад региональная кинематография возрождается благодаря творческой активности кинематографистов, любящих свой край, трепетно относящихся к его истории.

За несколько десятилетий трудами многих поколений кинематографистов была создана масштабная по объему и бесценная по содержанию кинолетопись алтайской жизни.

Бытует мнение, что документальное кино – искусство факта. Это так. Но кинокадр одновременно несет в себе и точный слепок действительности, и личностное отношение к ней кинематографиста. Поэтому ценность кинолетописи состоит не только в точной фиксации действительности, а еще и в том, что написана она не сухим языком официального документа, а языком художников, страстно любящих свою землю. Это отношение к запечатлеваемому образу передается зрителям, что важно для формирования исторического сознания каждого из нас.

Историческое значение киноматериалов невозможно переоценить. В каждом кадре кинолетописи чувствуется живое дыхание времени, стиль эпохи. Оттого кинолетопись можно назвать хронографом своего времени.

Огнева Елена, Барнаул