ЛИТОВСКИЙ ОБЕД ГОДОВАЛОЙ ВЫДЕРЖКИ

«Обед на Липовке»

Режиссер Л. Микута. Студия «Monoklis», Вильнюс

«Обед на Липовке» стал уже второй работой литовского режиссера Линаса Микуты, показанной на фестивале «Россия» (в прошлом году его картина «Дзукийский бык» завоевала приз «За лучшую операторскую работу»). Этот 30-минутный фильм – рассказ о посетителях благотворительной столовой, это – серия жизненных историй в ожидании бесплатной тарелки супа. О том, как проходила работа над короткометражкой, и сколько времени ушло на съемки и монтаж, мы узнаем из первых уст.

— Линас, расскажите немного об идее создания «Обеда на Липовке».

— Я сам жил на Липовке и однажды заметил, как возле одного из зданий на этой улице постоянно собирается народ и чего-то ждет. И так день за днем. Причем, кого или чего они ждут, непонятно, и мне стало очень любопытно. Я пошел и узнал, что это здание – благотворительная столовая. И начал потихоньку проникать в эту ситуацию: познакомился с посетителями, а потом и с владелицей этого заведения. Тогда и решил, что нужно снимать фильм об этих людях, потому что истории их жизней показались мне интересным материалом, решил, что через них можно попытаться раскрыть человеческую сущность.

— Действительно, в фильме очень много откровений, как вам удалось разговорить ваших героев? Наверняка, на это ушло много времени?

— Можно по праву сказать, что съемками картины руководило время: нам необходимо было успеть познакомиться с каждым нашим героем и выслушать его историю, пока в столовой накрывают на стол. Но прежде мы провели почти месяц бок о бок с этими людьми. Мы приходили туда день за днем, чтобы посетители к нам привыкли и не отвлекались на камеру. Я и оператор старались стать незаметными, как дерево, как скамейка, иначе такой фильм снять невозможно. Я подходил к своим героям очень осторожно, пытался их разговорить, и, если мне это удавалось, оператор просто плавно поворачивал на нас камеру. Так проходила запись, не мешая беседе.

— По какому принципу вы выбирали героев? Почему в фильм вошли именно эти истории?

— Мне была интересна грань между надеждой и отчаянием. Весь фильм построен на контрастах: это прослеживается и в историях, и в размышлениях героев. Вспомните только мужчину с синяком под глазом, ведущего спор с другой посетительницей столовой – внешне очень интеллигентной женщиной. Ведь очевидно, что они оба сильно пьют, но при этом он уверен, что во всех его бедах виноваты окружающие и несправедливые обстоятельства, а она понимает, что давно уже растрачивает свою жизнь и деградирует по собственной вине.

Этот же принцип в историях. Вот пара антиповодов: один смог перебороть свое отчаяние после смерти жены и ребенка, бросил наркотики и пешком дошел через тысячи километров до Испании, второй – не может прийти в себя после нападения грабителей, оставивших его ни с чем в чужом городе, и добраться в соседний город внутри Литвы, территория которой поперек составляет всего 300 км.

На контрасте с общим унынием смотрится и самая яркая героиня – жизнерадостная женщина в красном. Ведь она в такой же ситуации, как и все эти люди, но в отличие от них не унывает. И я хотел показать, что эта жизнеспособность человека может проникнуть везде. Она, как трава, которая способна пробить асфальт.

— Как долго шла работа над фильмом?

— Мы снимали три месяца – на протяжении лета, но монтаж растянулся на целый год. Дело в том, что в общей сложности мы отсняли 60 часов видео, в итоговую же картину вошло всего 30 минут. Многие спрашивают меня, почему я не сделал полнометражный фильм. Ведь материала у меня было достаточно. Но я решил, что краткость есть ценность, и, чтобы не утонуть в этих интервью, в этом множестве историй, я на протяжении такого длительного времени отсекал все лишнее. Но это не значит, что я просидел за работой все 365 дней. Несколько раз в месяц я просматривал видео, отбирал фрагменты, затем все убирал, давал мозгу отдохнуть, чтобы глаз не замылился. Сначала было 50 минут, затем 40 и наконец осталось итоговых полчаса.

— Вы довольны результатом?

— Конечно, многое осталось за кадром. Десятки историй: грустных, поучительных или просто смешных. Главное, безусловно, вошло в фильм, и этого для понимания смысла достаточно, но кусочку одной из не вошедших в «Обед на Липовке» жизней место в картине все же нашлось. Я говорю о кадре, где на входе в столовую в одиночестве сидит молодой человек. Этот парень остался совсем один, мама выставила его из дома со словами: «Все, что я могла – это родить тебя, больше ничего я дать не могу». И с тех пор в его глазах будто застыл вопрос «Почему?». Ине показалось, что эту историю, пусть даже в одном кадре, будет очень символично оставить в конце. Она словно подытоживает все вышесказанное, но не ставит точку, а дает зрителю пищу для размышлений.

Ирина Шутько