Знакомьтесь, хабаровчане Альберт и Анна Самойловы, которые снимают документальное кино о Дальнем Востоке.

Пожалуй, самое сильное чувство у этой семейной пары — это чувство малой родины. Ее потрясающую красоту они показывают в своих фильмах. А еще Самойловы — великолепные рассказчики. Сколько удивительных историй они рассказали, придя в редакцию.
Все началось с центра реабилитации диких животных «Утес», где я познакомился со знаменитым тигроловом Владимиром Кругловым, - говорит Альберт Самойлов. -
Два месяца он прожил в тайге, по пятам ходил за человеком, который стал для него Емельянычем, снимал тигра Лютого и других лесных обитателей.
Там же он встретил Аню, тогда корреспондента телекомпании, которая приехала из Хабаровска брать интервью у Круглова.
Альберт был для всех солнышком, покорял своей искренностью, - сказала она. -
Шел 1998 год, то, что они увидели в этом центре, стало всероссийской сенсацией. Нашелся подвижник, который соединил людей и зверей. Создал в тайге туристический комплекс и соседнее село Кутузовку работой обеспечил.
Запомнилось, как прощаясь, Круглов просил: «Про меня не очень расписывайте. Лучше про зверей. Их же кормить надо!»
Тогда фильм «Хозяин тайги» соединил их судьбы навсегда. Альберт был  режиссером, Анна — сценаристом. Эта работа получила главный приз престижного кинофестиваля.
А трагическая гибель Емельяныча стала для них моментом истины: человек должен оставить после себя добро.

Еще раз про любовь
Киноповесть «Любить полосатого зверя» — о дальневосточном писателе и режиссере Владимире Василиненко. Тема разговора со зрителями — судьба амурского тигра, который исчезает с лица Земли. Этот зверь самый могучий на нашей планете — и самый беззащитный. Альберт и Анна с героем фильма прошли по тигриной тропе и сказали: «Самый главный враг тигра — браконьер!» И получился рассказ о том, как вопреки всем бедам амурский тигр остается для людей чудом. Но сегодня есть все основания для беспокойства: для его утраты слишком велика вероятность.
Поведали они о том, с каким трудом снимали «Хозяйку залива Счастья». Фильм о «нашенской земле», о месте зимовки команды Невельского — Петровской косе. О великих тяготах и мужестве женщины, имя которой осталось в истории.
Десять дней пытались добраться до залива, - вспоминает Анна. - Заказали грузовое такси до Власьева, которое тут же сломалось. Только с пятой попытки это удалось. -
Какая-то мистика преследовала их всю дорогу. То транспорт подведет, то циклон с моря накинется. Зато повествование — умное, с ассоциативными выходами в разнообразные области — идет как по туго натянутой струне.
Самойловым удалось воочию восстановить неповторимость существования своих героев, дать слепок необычного духа, занозив сердце зрителя сожалением: как мало мы знаем свое прошлое!
А какую кропотливую работу они проводят в архивах, собирая полузабытые сведения, воскресая из небытия имена русской истории. Фонды Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Смоленска — только часть этого погружения. Чего ищут? Личные интонации, живой голос, подробности быта…
За их плечами — более десятка картин. Все они очень разные. Однако при всем своем несходстве есть все же у них общий знаменатель.
Я люблю все, что вокруг меня и во мне. Я люблю людей, которых снимаю, - сказал Альберт. -
И все же есть в их картинах мысль: нельзя кино превращать в диетическую столовую, где главное блюдо — сладкая манная каша.
Нужно любить. Но нужно уметь и ненавидеть. Без борьбы добра и зла нет конфликта. Нет эмоционального потрясения. А значит, нет правды, - считает Анна. -

От Амура до Камчатки
Потом пришел день, который их захватил, захлестнул своей проблемой. На Камчатке живут айны, которые «вроде бы есть, вроде бы их нет».
В истории айнов много белых пятен. Как они сегодня живут? — задались вопросом авторы фильма «История забытого народа». -
На полуострове они встретились с горсткой людей, которые сохраняют обычаи своих предков. Сначала айны отнеслись к съемочной группе с недоверием. А потом оттаяли.
Самойловых поразила красота этих людей и земли, на которой они живут.
Это сотни километров побережья, неумолчный шум воды, крики чаек, снег на вершинах сопок. Наше суетное время пока что не успело оставить здесь своих примет — дороги идут где-то в стороне. Да и туристы пока что не добрались — далековато. И вот страна вулканов лежала перед ними во всей своей первозданности.
Эта абсолютно не поддающаяся пересказу сцена — если не лучшая из того, что довелось до сих пор снять, то во всяком случае — незабываемая.
Как-то они прочитали в газете сообщение, что ученые нашли цветочные семена, принадлежащие еще третичному периоду. Их посадили в землю — и они расцвели. Их потрясло это общение через века. Вот так и камчатские айны. В них много таких древних зерен. Пересаженные в современную почву, они связали культуры.
Русский человек все делает своим. Режиссер тоже присваивает себе своих героев: все люди, о которых они когда-либо ставили фильмы, — близкие им.
Этот фильм стал открытием в Москве среди этнографов, получил призы и признание коллег-кинематографистов.
Самой большой наградой для нас было «спасибо» простых зрителей, - услышал от Самойловых. -

Оборотная сторона кино
В приамурских селах их называют «киношниками». Завидев людей, нагруженных киноаппаратурой, гостеприимно приглашают в дом.
Проедьте от Хабаровска до Москвы, сердце ахнет от простора! — восхищается Альберт. -
Какая-то неприкаянность чувствуется во всей этой необъятности. Деревня, словно корабль, который штормом выбросило на берег. Матросы сами починить и спустить на воду его не в состоянии. Сельские жители, не избалованные вниманием режиссеров и артистов, душу свою распахивают охотно. А в глазах — какая-то маята. Едва ли не с первых минут встречи слышат от них привычное: молодежь уезжает, землю бросают, считай, каждый десятый дом пустует. Мало того, в селах — одни старики. Конечно, кому что ближе, а Самойловым их жаль.
С этими людьми они одной крови, они даже физически составлены из той же воды, того же воздуха, что и они. Они слышат их речь не как чужую, а как родную. Их, собственно, и не различишь среди этих людей, в лесу ли, на реке ли, в деревенской ли избе.
Событием для них стали съемки фильма об иконе Святой заступницы, Божьей Матери Албазинской в Благовещенске — о героизме защитников Албазинской крепости в XVII веке.
Посмотрите этот фильм, в нем есть душа. Реликвия — это в каком-то смысле живое существо. Иногда начинает плакать, иногда кровоточить — и все для того, чтобы ей поклониться, просить у нее, чтобы помогла, исцелила, наставила.
Скажут: «Ну какие они художники? Какие-то землепроходцы, тигры, егеря… Они — публицисты!» Да, Альберт и Анна — публицисты, взявшие на себя ответственность быть хроникерами в той области русской жизни, которую другие «чистые художники» отбросили.
Для них Екатерина Невельская, Владимир Арсеньев, семья Лариных, уехавшая из города жить на природу, — истинные герои сегодняшней, а главное — завтрашней России.

Кто скажет правду о России
Свою первую кинокамеру Альберт Самойлов взял в руки в 1984 году, когда устроился работать в Дальневосточную студию кинохроники. Прошел путь от ассистента кинооператора до режиссера постановщика. Закончил ВГИК. Можно сказать, что нет сейчас человека, кто бы лучше его знал «кухню» документального кино.
Анна сначала училась в академии госслужбы, затем на курсах режиссуры, она — продюсер, пишет сценарии, сама ставит фильмы.
Самое тяжелое время для них было, когда в 1998 году грянул дефолт, не стало кинопленки, работы. С переходом на видео, организовали ООО «Дальневосточная киностудия». А еще они удостоены многих наград в различных конкурсах. Альберт — почетный кинематографист России, член Союза кинематографистов России, лауреат трех премий губернатора Хабаровского края, Анна награждена Национальной экологической премией им. В. И. Вернадского, а буквально на днях её приняли в Союз кинематографистов России.
Какие надежды питаете в Год кино? — интересуюсь у них. -
У обоих какие-то непраздничные лица.
Сегодня кино не столько развивается, сколько загибается, - услышал от Альберта. -
Приказов идти в атаку на этой войне никто не отдает. Она идет как бы сама собой, невидимая для непосвященных. Но от этого не менее страшная, ибо жертвы, понесенные в ней, невосполнимы.
Примеров тому более, чем достаточно. Неигровое кино — это десятки студий во всех регионах. Это тысячи документальных и научно-популярных фильмов. Чтобы запустить свою картину, нужно защитить заявку в Министерстве культуры РФ, откуда идет финансирование. Но большая часть средств оседает в Москве, лишь крохи доходят до окраин.
Телевидение создало на сегодняшний день монопольную структуру производства документального продукта. В этом не было бы ничего плохого, если бы не оказалась отрезанной от зрителя целая отрасль.
Дальневосточная студия кинохроники, которая раньше выпускала более 20 киножурналов в год и столько же кинофильмов, сегодня — на мели.
Сегодня есть возможность посмотреть наши фильмы по ГТРК «Дальневосточная», плохо то, что их вытеснили из кинотеатров, - посетовала Анна. -
Жаль, что всероссийский зритель их не увидит.
Для них, как художников, лучшие встречи — это когда смотрят ими снятое.
Это уже целая кинотека, которая на глазах становится страницей истории России.
Каждым своим фильмом Самойловы говорят: каждый из нас имеет право видеть, что теряет. А сколько человек в России могут позволить себе поехать на Камчатку или увидеть добрый фильм? Многие так и не прикоснутся к ослепительному снегу, а тем более — к дикуше, подпускающей так близко, что ее можно погладить, — не увидят гималайского медведя в реке. И будут смотреть пустые телепередачи.
А в это время в Хабаровске живут таланты. Об одном из них, Александре Лепетухине, - новый фильм Альберта и Анны.

По дороге к счастью
Они не задумываются — патриоты или нет. Они любят свою Родину. Не в переносном смысле, а в буквальном. У них связь с ней духовная, генетическая.
Альберт и Анна любят ее до боли сердечной.
Что такое счастье для Самойловых? -
Ответили: в семье, в работе. У них трое детей на двоих. И темы у них «штучные», как они сами. Сейчас перед ними простирается эпоха творческой зрелости. Нет никаких сомнений в том, что Альберт и Анна уже видят в этом бескрайнем пространстве свои новые вершины, которые неразрывно связаны как с прошлым, так и с настоящим.
Это — труд вдумчивый, откровенный, честный. Потому что ими снятое — вовсе не вымысел, а жизнь. Природа ли это, или демаркация границы, герой ли нанайского народа или ветераны Великой Отечественной войны — все это часть их целого, которых они любят. Они находят в них самих себя. И каждый раз, собираясь снять фильм, они не могут избавиться от чувства их живого присутствия. И они овладевают их всеми помыслами, заставляют снимать десятки дублей одного и того же кадра, чтобы в конце концов сказать: «Снято!»
Александр САВЧЕНКО.
Фото Александра САВЧЕНКО.

Автор: Александр САВЧЕНКО

Источник: https://www.toz.khv.ru/newspaper/podrobnosti/tvorcheskiy_soyuz_alberta_i_anny/