ТЕАТР ЖИЗНИ

Драматургия восстания в Барселоне

«Демонстрация»

Режиссёр В. Косаковский и 32 студента IDECBarselona

ООО «Киностудия Косаковского, Санкт-Петербург»

Весь мир театр, а люди в нем актёры,- сказал однажды Шекспир. Картина Виктора Косаковского «Демонстрация» выражает эту мысль как нельзя лучше.

В день всеобщей забастовки в Барселоне из всех государственных учреждений остался открытым театр оперы и балета, там шел «Дон Кихот» Минкуса. В восстании автор находит этого самоотверженного героя – старика Пере, образ которого заставляет принимать события иначе. Дедок с тросточкой борется за права людей так, как Дон Кихот воевал с мельницами, самоотверженно, отрешенно и однозначно. Он понимает всю театральность явления, но не бросает сражение за справедливость. Ему это далеко не по силам сделать в одиночку, его пытаются остановить, но он кричит полицейским: «Убийцы!» — и перегораживает дорогу своим телом. Пере – Дон Кихот нашего времени, борется за отмену поправок в трудовом законодательстве. Он тот, кто не прятался от пуль полицейских, когда бежала толпа.

На протяжении всего фильма играет музыка из балета Минкуса «Дон Кихот», что удивительно, событие ритмично ложится на эти мелодии. Под шутливые духовые поджигаются мусорки, взрываются петарды, толпа с улыбками машет плакатами, под бравурный марш приходит полиция, разгонять восставших.

Ракурсы постоянно меняются, мы смотрим этот «спектакль» со всех возможных точек зрения и снизу, и сбоку, и сверху, и прямо. Однако, в «Демонстрации» преобладают общие панорамные планы: толпа мелких людишек борется за права, ну и пусть, завтра все равно будет по-прежнему.

Утром всё возвращается на круги своя: магазины открываются, демонстрантов разогнали, теперь можно спокойно почистить улицы и приступить к привычной жизни. Фильм-событие показал бессмысленность, самоотверженность, театральность и балаганное шутейство борьбы за права. Герой фильма Пере признается, что понимает абсурдность ситуации, но сдаваться он не намерен, он готов к любому исходу своей битвы, но только не к признанию поражения.

Анастасия Сидорова