Кинорежиссер, председатель ЯРО Союза кинематографистов России Алексей Романов, стоявший у истоков современного якутского кино, в интервью «Якутия.Инфо» рассказал, что происходит с местным кинематографом, как можно реформировать студию «Сахафильм», а также о своей творческой и административной работе в студии. 

 pASogBx3

– Что можете сказать по поводу развития в Якутии кино? Вот уже из Берлина якутяне возвращаются, участвуют на российских фестивалях. Да и лент много выпускают. Это бум?  

– Бум – это слишком громко сказано. Лет пять – семь назад, когда началось массовое увлечение созданием фильмов как профессионалами, так и не профессионалами, которые где-то на 80% были любительского уровня, мы смотрели на это, скажем так, сквозь пальцы. Почему? Многие говорили нам: вот вы Союз кинематографистов почему не отбираете, почему не критикуете, почему все это показываете зрителям? Но я на это всегда отвечал так: пусть ребята снимают и это будет для них большим уроком. Пусть набивают руку, погружаются в процесс. И потом, когда особенно появился наш фестиваль, наши киношники  стали понимать, что когда они конкурируют, то становится видно, чего не хватает, какие есть ошибки, и начали учиться. И что тоже важно – зритель начал учиться и требовать более содержательное кино.

Сейчас стали снимать меньше, но качественнее. И ребята осознают, что просто так за копейки хорошее кино не снимешь. Хотя, конечно, в большинстве у нас все же малобюджетные картины и это тоже играет большую роль в том плане, что картина будет более оригинальна.
– А чем же?

– Во-первых, в ней точно не будет известных артистов. Не будет хороших спецэффектов, хотя они не всегда и нужны. Далее съемочная группа будет ограниченной. Работа будет скорее всего без ассистентов. И все это сказывается в конечном счете и на качестве.

– Да, по суровому оригинальна. 

– Но, тем не менее, наше кино попадает на фестивали. А теперь уже наши фильмы увидели в Берлине, а это фестиваль класса «А». И все это нас искренне радует, ребята сделали первый шаг и дай бог, что наши фильмы в скором времени попадут и в конкурс, войдут в шорт-лист. В прошлом году была большая шумиха вокруг фильма «Мой убийца» – он вошел в лонг-лист Золотого глобуса – и это уже достижение! Еще что стоит отметить – в мировом кино есть нехватка идей и поэтому многие ведущие западные фестивали смотрят в сторону Востока. И вот еще и поэтому у якутского кино есть неплохая возможность попасть на фестивали.

За эти 25 лет якутское кино прошло непростой путь но результат, несомненно, есть! И хочется видеть картины разноплановые, разных жанров. Я считаю, что пусть снимают даже и хорроры – почему нет? Вспоминаю, когда учился во ВГИКе у Сергея Герасимова, он нам говорил – снимайте, учитесь, набивайте руку и делайте все, кроме контреволюции, порнографии и антисоветчины (улыбается). Время было такое. А сейчас якутское кино ищет себя, свой стиль. У режиссеров формируется свой авторский поиск и этот процесс естественен. Сейчас мы создаем экспертный совет, где будем обсуждать насколько те или иные идеи сейчас будут интересны зрителю. И будем четко разделять – коммерческое кино, авторское и социальное, делающееся по госзаказу. И мы должны помогать молодым режиссерам ориентироваться.

– Вы сейчас также заканчивает игровой фильм, после долгих лет работы в документальном кино.
– Я все эти годы снимал документальное кино  не потому, что мне не нравится игровое, а потому что особенно не было денег. Мне говорили – почему не снимаешь за небольшие деньги? А я отвечал, что это бессмысленно. Но в прошлом году я все-таки согласился снять игровой фильм, хотя денег было не очень много. Это исторический фильм, рассказывающий о революционном времени. Но самое главное, что во мне проснулось желание к работе в игровом кино и в голове есть уже в голове несколько проектов. Я чувствую, что несмотря на свой опыт, мне нужно ощущать себя молодым – быть конкурентноспособным.

– Что сейчас происходит в «Сахафильме»? Как будет развиваться студия? 

– Я уже месяц нахожусь в должности худрука «Сахафильма». Раньше я тоже занимал эту должность на протяжении 15 лет и теперь вот снова вернулся. Сейчас я разрабатываю дорожную карту развития «Сахафильма» на следующие пять лет. Самая главная проблема – это нехватка технологий, отсутствие технических условий. Например мы сделали озвучку нашей картины «Детство, которого мы не знаем» – там условия ужасные, но ребята тем не менее стараются и делают все хорошо. Но техники не хватает и она очень быстро устаревает. Поэтому если хочешь идти в ногу со временем, то нужно брать такое оборудование, которое прослужит хотя бы пять лет. Сейчас, в рамках проекта «Тыгын Дархан», оборудование закупили, и самое главное – появились две камеры АРРИ очень высокого уровня. Также было закуплено различное вспомогательное оборудование.

Другая ощутимая проблема – это, конечно, недостаточное финансирование «Сахафильма». Государство выделяет деньги на содержание компании, но не на  производство фильмов. Время от времени поступают эпизодические заказы или сразу такой проект как «Тыгын Дархан» – раз в семь-восемь лет. Но этого мало и к тому же наши режиссеры хотят снимать авторское кино, а деньги дают, разумеется, не на авторское кино. Но ведь именно авторское кино имеет наибольшую ценность, а не заказное. Конечно, в случае заказа продукт тоже получается качественным – ведь если работу дают профессионалу, то он и должен делать свою работу на уровне. Но тем не менее авторское кино – это все же более творческая и интересная работа. И в общем вот эти два момента – технологии и деньги это две главные проблемы. Нет, хотя есть еще и третья, тоже очень важная – это нехватка профессиональных кадров.

Не хватает художников-постановщиков, гримеров, звукорежисер-профессионал только один. Операторы есть, но тоже, в общем-то, недостаточно. К тому же сейчас есть совершенно новые специальности – как, например, режиссер мультимедиа – таких у нас нет вообще! В области кино около 40 профессий, а у нас от силы около 20. И нам нужно создать условия, чтобы был  полный цикл кинопроизводства.

– Что можете сказать о работе других наших киностудий и о сотрудничестве «Сахафильма» с ними?

– Их работа меня восхищает. Да, там не всегда работают профессионалы, но тем не менее. Тот же Сергей Потапов – он театральный режиссер, но он понимает язык кино и он перенес театральную сцену на киноэкран. Он вообще очень талантлтивый человек. А так Михаил Лукачевский, Константин Данилов – все они большие молодцы. Есть специализированое образование или нет – в любом случае нужно пройти путем проб и ошибок. Но все же иметь специализирванное образование намного лучше.  Но мне кажется, что из 10 не имеющих образование только один может стать приличным кинематографистом. А что касается других студий, то мы же не знаем, сколько проработает та или иная студия. А «Сахафильм» работает уже давно – это локомотив нашей киноиндустрии. И причем многие картины независимых студий сняты при поддержке «Сахафильма», только многие забывают об этом.

– Как вы планируете реформировать студию и как думаете работать со сторонними производителями?

– Я  хотел бы, чтобы на базе «Сахафильма» можно было создать центр якутской кинематографии, где была бы возможность снимать до пяти фильмов одновременно. А это значит, что нужно несколько камер, несколько монтажных станций и так далее. Например, два фильма производства «Сахафильма» и три сторонние студии. Взять «Мосфильм» – 65% бюджета он зарабатывает за счет предоставления услуг сторонним студиям. И мы вполне могли бы делать то же самое. Сделать это реально. Нужно представить проект и обосновать его значимость для республики.

Ведь кино играет очень положительную роль в формировании имиджа Якутии, оно вступает и в активный диалог с обществом – в общем, кинематограф играет важную роль в общественной жизни республики. И поэтому нам нужно убедить правительство, чтобы оно приняло наш проект реформирования студии.

Источник: Якутия Инфо