Алексей Попогребский перечисляет штампы начинающих режиссеров, советует, как от них избавиться, и объясняет, почему полезно снимать документальное кино

В МШК прошел день документального кино — закрытый показ студентов второго курса и выпускников школы. Работы на суд преподавателей и студентов с других факультетов представил куратор режиссерских курсов Алексей Попогребский.

2017-02-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_MSHK_DOC_0009

— Зачем студентам вашего курса снимать документальное кино?
— Хотя у нас школа игрового кино, мы считаем, что студентам полезно прочистить и открыть глаза, помочь найти точки соприкосновения с реальностью еще в начале обучения. Поэтому первый семестр посвящен документальному кино. Раз в неделю студенты снимают короткий этюд на заданную тему, и к концу семестра у них накапливается порядка семи-десяти этюдных документальных работ. Кроме того, они должны найти героя или группу героев, которых они бы снимали в течение первого-второго семестров, и к концу первого года обучения, параллельно с игровыми дисциплинами, выпустить документальную курсовую. Это уже проект большего формата, в котором они учатся работать с историей, где мы узнаем предысторию героев и текущие обстоятельства, где есть драматургическая арка — начало, середина и конец.

— Какие темы для документальных работ чаще всего выбирают студенты?
– Темы самые разные. У нас на показе было восемь картин в разных жанрах: от драмы до чуть ли не триллера, комедии и фарса. Стилистика у фильмов разная, но ограничения едины. Вы не увидите у нас «говорящую голову» или нарезку из красивых кадров, где за кадром кто-то что-то умное повествует. Это ровно то, с чем не работает игровое кино, за редким исключением.

2017-02-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_MSHK_DOC_0040
Но, как и в игровом кино, в документальном есть свои штампы, от которых мы пытаемся избавить студентов. Очень часто они хотят снять фильм про людей с ограниченными возможностями. Много работ о путешественниках. Другая крайность — люди, которые не знают, что им делать в жизни, про это очень сложно снимать фильм, ибо в нем сложно за чем-то следить. То же самое мы видим и в игровом кино. Еще одна крайность: многие думают, что документальное кино — это история про помойку, маргиналов и мрак. Такие предложения тоже нередки, потому что новичкам кажется, что это выпуклая фактура, за которую легко схватиться.

На наших защитах мы пытаемся вместе с преподавателями и студентами найти то, что двигало бы самого автора, то, с чем он сможет прожить полгода-год съемок и постпродакшена. Найти то, что нас заведет. Это может быть обыденная, привычная вещь, которая заставит нас подключиться к ней по-новому. Например, на дне документального кино мы показали фильм о слепой певице. Когда смотришь его, то уже на пятой минуте забываешь, что она слепая: это фильм про путь, про борьбу человека. Человека уникального, но не инвалида.

2017-02-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_MSHK_DOC_0004

Наша общая беда, не только студенческих, но и российских фильмов в целом, — мы снимаем о том, что уже видели в кино. Какая-то цепочка, дурная бесконечность одних и тех же персонажей, ситуаций, ощущение глянцевого фейка. И чтобы ее разрушить, не нужно быть Триером. Это касается и мейнстрима. Есть фильмы, где ты начинаешь верить в реальность, ты видишь в героях живых людей, которых можно встретить на улице. Даже если это инопланетяне, ты им доверяешь.

— То есть вы нашли ключ к игровому кино через документальное?

— Я бы так не сказал, но мы ищем ключ к тому, чтобы помочь ребятам наработать глаз и чуйку. В каждой работе мы обсуждаем монтажность, крупности, звук, диалог, игру актеров, хотя речь идет о достоверных людях. Все это пригодится потом для игрового кино. Если посмотреть документальные работы наших выпускников и сравнить их с дипломными игровыми, то может показаться, что это абсолютно разные картины. Но в них прослеживается преемственность в ощущении достоверности, 100% человеческой правды. Те, у кого хорошо получились документальные курсовые, отлично справляются и с дипломными игровыми. И я очень надеюсь, что у этих фильмов будет хорошая фестивальная судьба.

2017-02-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_MSHK_DOC_0012

— Вы даете ребятам снимать документальные работы, потому что это проще с точки зрения организации процесса и поиска съемочной группы?

— Нет, это сложнее, и, более того, очень многие сталкиваются с серьезными внутренними и внешними препятствиями. Нужно чуть ли не с болью отдирать от себя огромное количество наросших штампов и шаблонов восприятия. Мы даем эти задания, потому что жизненно необходимо, чтобы система хорошо работала. А для этого ее нужно сначала прочистить от накипи и налета. Многим в первом семестре гораздо легче взять оператора и актеров и снять игровой этюд, чем пробить документальный блок.

— Можете привести пример заданий, которые вы даете ребятам?

— Вначале я прошу снять однокадровую историю, потом уже монтажную,  и затем по усложнению — один день, несколько дней, один герой, несколько героев. На этом они набивают руку и учатся строить драматургию. Например, самое первое задание называется «Каждый день», когда нужно снять что-то, что происходит каждый день одним кадром. Но даже такое простое задание оказывается сложным.

2017-02-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_MSHK_DOC_0002

— Какое место в вашей жизни занимает документальное кино?

— Я люблю его смотреть, и большинство моих любимых режиссеров игрового кино — состоявшиеся режиссеры-документалисты. Вернер Херцог, Мартин Скорсезе, список можно продолжать. У каждого видного режиссера, за редким исключением, есть какой-то интересный документальный фильм. Вот у меня такого фильма пока нет, может быть когда-нибудь возникнет. Я мечтаю снять полнометражный документальный фильм, если меня уколет, подцепит, или увлечет какая-то тема.

Источник TVKINORADIO