Что может стоять за словом фестиваль? А тем более Международный Сретенский Православный? Особенно, если он проходит не в Москве и не в Каннах, и даже не в столице края или области? XI Международный Сретенский Православный кинофестиваль «Встреча» собирается в Обнинске. Приветствует всех традиционно хлебом и солью Президент фестиваля монахиня София. София — в работах Флоренского — это выражение любви предвещающей и объединяющей все духовное, вышнее, невыразимое и философское. Как это бесконечное слово и невысказанное понятие повлияло на кинофорум, посмотрим вместе, тем более, что его девиз «Мир Вашему дому!»

Четырёхзвёздочный отель Обнинска и оргкомитет дали уникальное расположение фестивалю: вся организации, просмотровые зрительские залы, семинары и импровизированные круглые столы, питание и жизнь — все под одной крышей, подобно ковчегу. Актуальна также близость дома ученых, что очень глубоко, содержательно и символично. Там проходили церемонии открытия и закрытия.

Ведь общество это и ученые, и армия и флот, и множество различных людей, спокойных, умных, думающих, различных видов деятельности и достатка. Безусловно, то, о чем думает общество еще предстоит узнать, а то, что оно думает про кино и культуру тем более. Эта правда может нравиться и не нравиться. И это не повод не знать зрителя, общая задача понять его. И ответить на самые взыскательные запросы.

Безусловно, измерение кассовости, сегодня, хоть и пестрит цифрами и валютами, в отношении к общему числу сограждан и поклонников кино, несерьезный мизер. Информация в киноисполнении не становится событием для массового обсуждения, всеобщего побуждения к ознакомлению и самоосознанию. А попкорновая среда, как привлекающая дополнительное увеличение стоимости посещения, равно как и игровое сопровождение в торговых центрах и кинотеатрах, исполняет и обратную роль. Те кто ищут не развлечения, а кино, не становятся целевой аудиторией.

Попытка найти массового зрителя начинает спорить с содержанием, а желание сделать что-то авторское и не стандартное, противоречит стратегиям проката, а подчас и здравому смыслу. Участились речи о патриотизме, а всегда это личное и осознанное, или способ найти государственные финансы. Вопросов может возникать много. То, что об этом говорят и думают, это хорошо, и поможет выйти на осознание кинопути. Хотя ясно, что у каждого автора и студии будет всё равно личный выбор. Время, когда фильмы врывались в жизни людей и становились общественным явлением пока далеко позади, что будет впереди, еще предстоит увидеть.

Ясно, что Международный Сретенский кинофестиваль «Встреча» имеет такое название не случайно. Он проходит на Сретение, большой духовный праздник, в народе объясняемый просто «когда зима с весной встречается». Возможно поэтому так разнообразен список участников. Это Сербия, Греция, Иран, Китай, Киргизия, Беларусь, Украина, Латвия, Эстония, Германия, Польша, Босния и Герцеговина, ближние и дальние Российские студии и авторы.

В одной программе встретились Москва, Калуга, Санкт-Петербург, Краснодар, Смоленск, Самара, Казань, Курган, Калуга, Вятка, Курск, Пермский край, Брянск, подмосковный город Чехов, Хабаровский край, город Электроугли Московской области и город Хвалынск Саратовской области.

В анимационной программе встретились небольшие авторские работы и признанный полнометражный житейно-исторический мультфильм «Необыкновенное приключение Серафимы» режиссера Сергея Антонова и продюсера Вадима Соцкова. В игровой конкурс вошли, как прокатные полнометражные работы , так и студенческие короткометражки. В документальной программе: теле документалистика, теле сюжеты, очерки, и конечно само документальное кино. Это программа самая богатая и разнообразная по разным позициям.

Открытием и душой общения стали две творческие семейные пары мамы и сына из Курска и Киргизии. Из Курска, всех привлекли к участию, в целях наибольшего творческого общения и роста, молодой режиссер Михаил Теплинский и его редактор и продюсер Наталья Теплинская. Уникальный по эффективности творческий альянс молодого режиссера-оператора-художника, и мамы, точно ведомой поисками сына.

Результат: все мастера на просмотре, море личных мастер-классов и рекомендаций. Противоречивых? Конечно! Но ведь выбирать и творить самому. Для того и фестиваль, чтобы найти много полезного. Главное, личный герой цельный и полнокровный, приковывает внимание всех. Народный художник Российской Федерации И. В. Ерофеев, преподающий мастер, яркий в свои восемьдесят с лишним. Не верите? Поезжайте в Курск, посмотрите на его курских красавиц, советских и современных, по работам Ерофеева можно научиться любить жизнь, страну и женщин.

Из Киргизии, поразившая глубиной, красотой, широтой взглядов и потрясающе располагающим доверием и общением мама-режиссер Чолпон Турсунова и ее сын музыкант, актер, будущий дипломат Ислам Турсунов. Их совместный игровой фильм «Непокорный» смотрится естественно, как будто там только живые кадры, без игры, без постановки. Соучастие и погружение не обманывает ни зрителя ни профессионала, ни широкое духовно-кинематографическое международное жюри. А киргизский колорит фильма, помноженный на детство, обычные подростковые проблемы и необычные решения, только добавляют доверия и расположения.

Документальная программа богата и темами, от фильма «Чечня» Алексея Наумова, до Афона «Всецарица»» Натальи Кононенко, «Хиландр» Отца Андря Коротаева. Непривычные территориальные перемещения: о Пушкине взглядом из Сербии, о Преподобном Иоанне Кронштадтском в Калуге, о Патриархе Кирилле во времена служения на Смоленщине, о знаменитом хоре донских казаков на Западе, о меценате, посвятившем себя установке поклонных крестов в православных монастырях.

Военную тему, человеческой силы и духа, как на многих фестивалях, сильно и неразменно, представляют работы Владимира Тимощенко из Краснодара. Основной смысл его работ может выразить одна цитата из его фильма «Не стреляйте в оператора»: «Невозможно быть с двух сторон окопа. Это не объективность. Нужно понять с какой стороны окопа ты», его герои всегда особенно сильные люди, рассказы яркие, живые, не под запись, искренность зашкаливает, корректность неизменна. Эльбрус, Новороссийск, Ай-Петри, Небо или Поднебесная. Это высшее человеческое качество. Мы забыли о профессионализме! Может это и есть верх профессии…

Не мало фильмов, прошедших по другими фестивалям, особенно во внеконкурсе. Хорошо видна природная тема. «Будни простой хуторянки» Екатерины Дорофеевой о хуторе в Карелии, где сначала нашла свое счастье фермер-бизнесмен-человек Юлия, и теперь щедро дарит его людям, приезжающим за природой, радостью и впечатлениями. Эпопея-наблюдение-легенда «Где дремлют мамонты» Евы Беловой путешествие из города в тундру, в верхний, нижний и серединный миры, познание многотысячелетней мудрости северных народов, их жизни, и конечно многоточие, устремленное в будущее.

Не обошлось без грустных моментов: автор двухсерийной документальной работы «Земля вольной надежды» Эола Пак «Ассоциации корейских организаций Приморского края», которую очень ждали на фестивале, не смола приехать, и не сможет больше никогда. За ее призом приехала ее коллега и сестра, а также родители. Что можно сказать! Теплые слова от монахини Софии, «матушки», как говорят многие. Больше слов, то тепло, любовь и благодарность, что ни сказать ни выразить. Пожилые родители кореянки, говорили «матушка» русской монахине, как дети божие. Что-то в этом сверх понимания, не нуждающееся в переводе.

Международное родство и духовная жизнь этого Сретенского кинофорума сложно постижимы и осознаваемы, возможно, сама Калужская область с ее историческими и духовными монастырскими твердынями к этому обязывает. По этому направлению укреплялись земли русские по заветам и призывам Преподобного Сергия Радонежского, и не зря. Как показала жизнь, что много полегло здесь захватчиков и защитников. Это и место откуда пошли и многие святые подвижники. Здесь было многонациональное стояние на реке Угре. Оптина Пустынь хоть и дальше от Обнинска, но тоже на калужских землях.

В монастырские и музейные поездки вместе отправлялись и российская телевизионно-киношная братия, и Иранский режиссер с командой и замечательной исламской переводчицей, и Кыргызская кинокоманда, украинский режиссер-аниматор, и душа автобуса-ковчега молодой тихий приветливый батюшка из Харькова. Как-то радостно всем было. По-православному «потрудились», равно поработали душой и умом, все. Было все понятное и общее, будто это общая история и язык общий.

Диорама «Стояния на реке Угре», места и монастыри, связанные с Тихоном Калужским, Пафнутием Боровским, посещение Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого женского монастыря с сиротским приютом, меняющем жизни детей к лучшему, с опекой и после взросления. Ведь действительно, дети, вырастая, не должны становиться одинокими по причине сиротства. Чудо древности и чудо восстановления удивляло равно.

Поездка после окончания фестиваля в Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь и благодарственный молебен. По мнению одного молодого режиссера с разнонациональными тюркско-арабскими корнями, надо в будущем продолжать такое общение, ведь это единственный способ рассказать о великой истории России. Как не крути, ничего не происходило без церкви, молитвы, святых, благословения и чудес воинства и непомерного духа. Да разве не чудо, что единственным священником во всей команде в поездках и на трапезах был полюбившийся всем Харьковский молодой батюшка Отец Федор, в рясе и кожаной куртке.

Отразится ли пережитое вместе на фильмах, что повлияет больше кино на церковь или церковь на кино, ясно одно, что чувство желания истины, добра, мира и братства в людях, и творящих и смотрящих, велико. Военная тема не уходит, она востребована и в почете. Духовный разнонациональной поиск люди не оставляют, значит не оскудеет не только земля русская, а мир будет спасен и международно поддержан.

Приглашение Аббасом Рафеи режиссером из Ирана, создавшего фильм о борьбе с ИГИЛ «Звуки моей родины», матушки Софии к себе в страну, тому подтверждение. Может поедет она как Президент и основатель этого фестиваля, но руки жал монахине Аббас, как своей маме. Почти двухметровый высокий крепкий иранец с длинной полуседой шевелюрой, собранной в хвост, наклонясь втрое, говорил: «Вы, матушка, для меня теперь всё равно что моя родная мама! Такое от Вас тепло и любовь! Спасибо Вам! Приезжайте!» Она приедет, и будет также как-то необычно тепло от благословения, как в начале, с ароматным хлебом: «Кушайте, кушайте! Ломайте! Ломайте! А то будете после жалеть, что не все съели!» Так начинался фестиваль…

О наградах все сказано на сайте и в релизе. Но хочется вспомнить об одной дальневосточной встрече фестиваля, которая прошла тихо и тепло, с работой из Хабаровска Анны Самойловой «Святая заступница», так как в ней воплотилось слово «Встреча». Единственная прославленная и почитаемая местная икона на Дальнем Востоке по иному зовется «Слово плоть бысть» — «И слово воплотится». Время прошлое в этой работе соединяется в настоящим, и перетекает в будущее.
О чем? О молодежи, которая счастливо строит семьи и живет годами в любви, о чудесах со времен казачьего и имперского освоения дальневосточно-тихоокеанских земель. О тех, кто добровольно сплавлялся на поселения по рекам богатого края, кто в неравных боях защищал свои деревянные остроги на Амуре и других землях. О всего двух великих князьях, посетивших этот край в имперское время, из них единственном будущем императоре, ставшем последним, для которого строились знаменитые Благовещенские триумфальные ворота.

Тихо и скромно рядом с церковью, где находится дальневосточная чудотворная икона, в чугуне возвышаются две фигуры. Это граф Муравьев, прозванный Амурским, и Святитель Иннокентий, названный Сибирским, алеутским и так далее. Он окармлял, буквально посещая лично и помогая, Камчатку, Чукотку, часть Якутии, Курильские, Командорские и Алеутские острова, Северную Америку. Помимо бескровного мира с Китаем, заключенного Муравьевым-Амурским, в чем принимал участие, была оставлена вековая память доброты, соединяющая континенты.

Важно чтобы на наших бескрайних просторах произошла встреча между частями света с Москвой и Санкт-Петербургом, ведь недаром батюшка Иннокентий стал Митрополитом Московским, а Муравьев-Амурский родом из Санкт-Петербурга. А сам фестиваль проходит под патронатом Митрополита Калужского и Боровского Климента, хорошо знакомого, как с Америкой и Канадой, так и с Тихоокеанской историей нашей страны. Великой, завораживающей, непостижимой.

Если «слово воплотится», у нас здесь, то «в поисковиках в топе» электронных коммуникаций появятся содержательные запросы. Ведь люди у нас наши, хорошие, родные, повсеместно. Их надо найти, разглядеть и донести им исключительно лучшее. А спорное оставить для профессионального круга. Как это сделать? Может быть не просто, но важно, чтобы произошла искренняя радостная Сретенская встреча кино, ТВ и зрителя. Для того и появилось, немногим более ста лет, кино. Может потому год кино авансом отмечается повсеместно всей страной, чтобы услышать: «Мир Вашему дому!»

Наталья Мещерякова