12 ноября 2016 г. X Международный кинофестиваль «Русское зарубежье».

Шестой день работы X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» представил четыре неигровые картины («Переводчик», реж. Г. Манюк, Германия, 2014; «Чужие города», реж. А. Ким, Россия, 2016; «Лемнос», реж. Е. Китайцева, Россия, 2016; «Врангель. Путь русского генерала», реж. Г. Огурная, Россия, 2016) и игровую ленту «Ангелы революции» (реж. А. Федорченко, Россия, 2014).

Продолжением военной темы представленных к показу неигровых фильмов стала презентация книги Г.В. Майоровой «А.В. Колчак: «Нет ничего выше Родины и служения Ей» (изд. «Посев», 2016) и тематический вечер «Русский экспедиционный корпус (1916–1918). Дорога домой длиною в сто лет».

Картина автора, продюсера Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной «Врангель. Путь русского генерала» поражает высочайшей степенью проникновения ее создателей в материал – не только на уровне исторического знания, но и в контексте философского и нравственного осмысления событий Гражданской войны, Исхода, последующей жизни и деятельности русской эмиграции на чужбине и роли в них выдающегося военачальника, государственного деятеля Петра Николаевича Врангеля.

X RZ -12-3

Потомок старинного шведского рода, двоюродный племянник А.С. Пушкина, яркий, многогранный, целеустремленный – Петр Николаевич всецело следовал фамильному девизу Врангелей – «Сломаюсь, но не согнусь!». Он мог быть талантливым горным инженером, литератором (писательский дар героя картины, по замечанию ее авторов, явно прослеживается в письмах П.Н.Врангеля матери с полей русско-японской войны), но стал выдающимся военачальником и защитником российской государственности. «Я всей душой жажду прекращения Гражданской войны, – приводят создатели фильма слова генерал-лейтенанта Врангеля, – и каждая капля пролитой русской крови отзывается болью в моем сердце. Но борьба неизбежна, пока в России не установится настоящая государственная власть…».

В самых трагических обстоятельствах Петр Николаевич думал, прежде всего, о сбережении своего народа, как когда-то говорил Михаил Васильевич Ломоносов: в ноябре 1920-го под руководством П.Н. Врангеля состоялся организованный Исход Русской армии и гражданских беженцев из Крыма, а позже – переброска армии с Галлиполи и Лемноса в Болгарию и Югославию…

В картине принимают участие авторитетные военные историки,  в том числе И.В.Домнин, заместитель директора Дома русского зарубежья по вопросам культурно-исторического наследия; видные общественные деятели русской эмиграции – А.А. Трубецкой (Франция), А.А. Арсеньев (Сербия), дочь П.Н. Врангеля – Н.П. Врангель-Базилевская, сын – П.П. Врангель (создатели ленты использовали интервью с Петром Петровичем 1992 года). Фильм, безусловно, должен войти в образовательную программу средних и высших учебных заведений, дабы его главная миссия – просветительская – не ограничивалась единичными показами на телевидении среди пустозвонных ток-шоу и развлекательных передач…

Пример настоящего, вот уже тринадцатилетнего, просветительства – судьба картины режиссера, создателя киностудии и киноклуба «Русский путь», президента Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергея Зайцева – «Погибли за Францию».  Замечательный фильм, созданный тогда еще совсем молодым кинематографистом на основании серьезнейших исторических документов, кинохроники, научных работ, мемуаров и свидетельств потомков героев ленты, посвящен истории Русского экспедиционного корпуса, созданного российским командованием для защиты наших Союзников на Балканах и во Франции в 1916 году. Картина, по словам ее создателя, за прошедшие годы показана во многих странах мира и давно уже «живет своей жизнью», — так, по свидетельству очевидцев, в этом году фильм демонстрировали и в Российском Посольстве в Париже, и на одном из областных телевизионных каналов.

Открывая тематический вечер «Русский экспедиционный корпус (1916–1918). Дорога домой длиною в сто лет», Сергей Леонидович рассказал об истории создания своего фильма и представил ведущего вечера – куратора проекта «Общество памяти русских особых бригад во Франции и на Балканах 1916–1918)», исследователя Александра Миссонова. Интерес Александра к судьбе и воинству Русского экспедиционного корпуса понятен: он – внук ефрейтора 1-й пулеметной роты 5-го особого полка Петра Гавриловича Миссонова, командующего пулеметным расчетом.

АлX RZ -12-1ександр Миссонов рассказал об истории создания особых пехотных бригад – именно так называли сначала отряды специально отобранных по росту, образованию, цвету глаз и волос молодых русских мужчин. Слова руководителя Общества подтвердили и представленные фотографии столетней давности: на экране – бравые, осанистые, безусые и усатые – русские солдаты и офицеры…

Идея создания Общества, продолжил Александр Миссонов, принадлежит Наталье Родионовне Малиновской – дочери маршала Р.Я. Малиновского, чей славный воинский путь начинался со службы в Русском экспедиционном корпусе. Наталья Родионовна рассказала о переписке отца с сослуживцами по корпусу, о создании Обществом единой электронной базы особых бригадах…

Организаторы вечера вспоминали об историке Владимире Лобыцыне, чья статья «Погибли за Францию» о Русском экспедиционном корпусе вдохновила С. Зайцева на создание фильма. Зрители увидели фрагменты картины с участием нашего соотечественника из Франции – Юрия Вячеславовича Копылова, чьей светлой памяти посвящен этот вечер. Юрий Вячеславович, комментирует Александр Миссонов, сделал многоX RZ -12-2е для того, чтобы не стерлось воспоминание о подвиге русского воинства на французской земле…

Об интересных фактах биографии музыкантов Русского экспедиционного корпуса – французского композитора Поля ле Флема и первого скрипача Большого театра Романа Фидельмана – рассказала историк Елена Наумова, а песни времен Первой мировой войны исполнил давний друг Дома русского зарубежья, талантливый гармонист и певец Владимир Топоров.

Завершил вечер показ документального фильма режиссера Владимира Гурьянова «Гармонь» (1965), повествующего о судьбе солдата Русского экспедиционного корпуса Ивана Костяева и его любимой боевой подруги и попутчицы — гармошки 1909 года выпуска. Костяевскую гармонь, сообщил Александр Миссонов, удалось разыскать в одном из краеведческих музеев страны, и в скором времени она займет свое почетное место среди раритетов легендарных особых бригад, в чьих воинах жила неустрашимая, отзывчивая, разудалая и страдающая – русская душа…

Ирина Тишина для Ассоциации документального кино