10 ноября 2016 г. X Международный кинофестиваль «Русское зарубежье».

 Четвертый день работы X Международного кинофестиваля «Русского зарубежье» представил к показу шесть неигровых кинолент («Великий князь Николай Константинович» (реж. Э. Давыдов, Узбекистан, 2005; «Любите Родину, как он», реж. В. Костюк, Россия, 2016; «Евгений Чириков. Изгнанник земли русской», реж. А. Судиловский, Россия, 2015; «Никита Струве. Под одним небом», реж. А. Авилов, Россия, 2011; «Игра воображения. Гайто Газданов», реж. Р. Гаспарянц, Россия, 2015; «Аллеи Буниных», реж. Г. Илугдин, Россия, 2015) и две игровые – «Завещание» (реж. Н. Петренко, Франция, 2015) и «Девять дней и одно утро» (реж. В. Сторожева, Россия, 2014).

X RZ -10-3

Фильмы о выдающихся русских литераторах, вынужденных жить и творить на чужбине, – Иване Бунине, Гайто Газданове, Евгении Чирикове и переводчике, многолетнем главном редакторе легендарного эмигрантского издательства «YMCA-Press», журнала «Вестник русского христианского движения» Никите Струве – придали четвертому дню кинофестиваля определенное «литературное» звучание.

Лента «Никита Струве. Под одним небом» создавалась, в том числе и, с участием сотрудницы Дома русского зарубежья, журналиста Тамары Приходько, хорошо знавшей Никиту Алексеевича – одного из соучредителей нашего Дома, почти двадцать пять лет бывшего и главным редактором издательства «Русский путь»… В мае этого года Никита Алексеевич ушел из жизни… Показ картины, по замыслу организаторов, посвящен памяти этого удивительного человека, чья эрудиция, казалось, не имела границ, личные качества вызывали неизменное восхищение, а деятельная любовь к русской культуре служила примером для всех нас …

X RZ -10-1

Фильм Веры Сторожевой «Девять дней и одно утро», завершивший показы четвертого дня X МКФ, по опыту автора этих строк, оставит у зрителя долгое, стойкое и многогранное «послевкусие», – слишком современны, злободневны и реальны проблемы, обозначенные создателями картины. Подкупает, в первую очередь, правдивость и точность персонажей – без единой фальшивой интонации, жеста, слова и действия. Кажется, будто камера следует за реальными людьми, создавая в художественном пространстве картины эффект документалистики.

Один из главных героев ленты – старинный русский город, не названный в слух, но сразу же угадываемый зрителем – величественный, белокаменный, многозвонный Ростов Великий… Серебристая чешуя соборных куполов старого Ростовского Кремля, торговые ряды, храмы, часовенки и внезапно открывающаяся панорама уходящего за горизонт озера Неро – все просится в объектив фотокамеры француза Мишеля, мужа модели русского происхождения Анны. Восхищенный аутентичным русским городом, Мишель и его супруга – уроженка здешних мест, воспитанница детского дома, усыновленная французской семейной парой, – не замечают сначала, как красота природы и красота творения рук человеческих сменяются картинами пронзительной неустроенности бытия русского провинциального захолустья… Режиссер творит на контрастах, сопоставляя монументальность древней русской архитектуры и убогость так называемого «частного сектора» по соседству, ухоженность Анны и внешнюю неопрятность ее родной сестры, формировавшейся воспитателями детского дома и реалиями провинциального существования…

Так кто же из них счастлив: внешне успешная топ-модель, одолеваемая паническими атаками, или не потерявшая внутренней силы и подлинной привязанности к своим корням ее сестра?.. Создатели фильма предоставляют право ответа на этот вопрос самим зрителям…

Ирина Тишина для Ассоциации документального кино