11 февраля самарскому кинооператору Игорю Саранскому исполнилось бы 75 лет

Он был из поколения кинематографистов, пришедших в искусство в конце пятидесятых. Десятки фильмов сняты Саранским на Куйбышевской студии кинохроники и на местном телевидении. Работал он не только как оператор, но и как режиссер. Не раз получал призы на всесоюзных фестивалях документального кино — в Алма-Ате, Владивостоке, Горьком. Пять лет назад Саранский погиб от рук подонков, оставшихся неизвестными.

Хранитель истории

Его квартира напоминала музей. Огромное количество старых фотографий. Документы кинематографистов разных поколений. Уникальное оборудование, среди которого — старая кинокамера, допотопный аппарат «Фотокор» с «гармошкой», который снимал еще на пластинки. Макет деревянного дома со съемок первого куйбышевского игрового фильма «Тревожные ночи Самары». Саранский был настоящим хранителем истории Поволжского кино. Он не только собирал экспонаты, но и изучал историю кинематографа Поволжья, начиная с 20-х годов, записывал воспоминания ветеранов, в том числе и фронтовых кинооператоров. После него остались большое количество этих видеозаписей, переведенных с помощью его сына Станислава на цифру. Саранского никто на это не уполномочивал. Просто так сложилась жизнь, так сердце приказало.

f75b7e95-a808-47e9-80e4-015a3d8a20f6

Как-то он рассказал, как начинался этот домашний музей. «Я был знаком со многими операторами, — вспоминал Игорь Арсеньевич, – в том числе и с Николаем Васильевичем Киселевым, снимавшим еще до войны. После его смерти позвонила вдова: «От мужа осталось много снимков разных времен. Если хочешь, возьми».

Кстати, на одном из снимков из этого домашнего музея — оператор Киселев у Бранденбургских ворот. Улыбка, вскинутые вверх руки. Он окончил войну в Берлине, снимал подписание акта о капитуляции Германии. Саранский любил делать фотографии рабочих моментов съемок. Коллекция таких снимков собиралась в течение десятилетий. А галерея портретов творческих работников студии составляет значительную часть собранного им архива.

«В добрый путь, ребята!»

На одном из снимков – сам Игорь Саранский. На дворе – 1957 год. Игорь — ученик восьмого класса. Однажды он пришел в фотокружок Куйбышевского дворца пионеров, руководил которым главный инженер студии кинохроники Михаил Ельнер. Какое-то время присматривался, как работают ребята постарше. А вскоре получил возможность самостоятельно поработать оператором на студии кинохроники. Затем была учеба на операторском факультете во ВГИКе и снова – съемки, съемки. «Атмосфера на студии была по-настоящему творческой: наставники были терпеливы и поощряли молодежь даже за небольшие достижения, — вспоминает киновед Вера Мордвинова. — Красноречивый пример – документальный фильм 1962 года о детском театре Ульяновского дворца пионеров «В добрый путь, ребята!». Кино в ту пору было не только творческим делом, но и сложным технологическим процессом. Съемки на черно-белую пленку, качество которой оставляло желать лучшего, жесткий лимит пленки, тяжелая кинокамера – все это осложняло работу кинооператора. Особенно во время репортажных съемок».

Воздушные съемки

Многое тогда, в шестидесятые, было впервые. 1961 год. Киногруппе нужны воздушные съемки. До этого съемки делались только камерой с 16-миллиметровой пленкой. Аппарат прикреплялся к специальному шлему на голове парашютиста. Но к этому времени в распоряжении документалистов были уже камеры с 35- миллиметровой кинопленкой. Кадры получаются более качественные, но аппарат куда тяжелее. «Никто в мире тогда не снимал на 35-миллиметровую пленку в воздухе, — вспоминал Саранский. – Мы решили прикрепить камеры к груди одного из парашютистов. Придумали специальные крепления». Вот этот момент и остался на фотографии в архиве: парашютист с прикрепленной к нему камерой готовится к прыжку.

В 1963 году Саранский снимал сюжет о приезде в Куйбышев космонавтов Валерия Быковского и Валентины Терешковой. Тогда на встречу с ними прибыли первые космонавты — Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев. А на летное поле пришло множество самарцев.

f4baa526-b9fe-4c65-b520-015a3d8a31ff

«Он постоянно находил новые выразительные возможности для съемок, — вспоминает Вера Мордвинова, — чтобы показать красоту человеческого лица, или выразительные ракурсы волжских просторов, или накал спортивных страстей».

«Папа был всегда, что называется, в творческом тонусе, в профессиональном поиске, — рассказывает сын Игоря Арсеньевича Станислав. — И магнитное поле этого поиска захватывало окружающих людей. Мне говорили об этом его коллеги по кинохронике 60-х, известные тележурналисты 80-х. В 90-е он преподавал историю и теорию кино в школах, и его ученики становились операторами, а потом приходили к нему за советами».

Не праздничные рассуждения

Лучшими своими операторскими работами он считал картины шестидесятых – экспериментальную ленту «Огонь и хлеб» режиссера Михаила Серкова и фильм «Два дня мае» Владислава Ефремова. В свое время Госкино положило на полку эту ленту. В фильме, где чувствуется дыхание неореализма, — два праздничных дня – в Москве и в Пензенской глубинке. И отнюдь не праздничные рассуждения о жизни сельчан. Вообще, без идеологического давления не обходилось. «Мы старались снимать по-новому, снимать правдиво, но не очень-то нам давали, — вспоминал Саранский. — Красивая картинка порою вступала в противоречие с правдой жизни. Как-то мы снимали в свинарнике по колено в грязи. После этого надо было одежду два дня проветривать. А к нам претензии: «Игорь, ну что ты такую грязь снял?».
Одним из своих достижений Саранский считал и участие в съемках фильма «Черная смерть», поднимавшего глобальные экологические проблемы. Тогда, в 1989 году, картина имела большой резонанс. И казалось, что документальное кино может многое изменить – и в жизни, и в нас…

Источник: Волжская коммуна