Большая история маленького поселка

«Коктебельские камешки»

Режиссер Андрей Осипов. ООО «Точка зрения», Москва

Среди замечательных фильмов второго дня Открытого фестиваля документального кино «Россия» зрителями особо тепло была встречена работа Андрея Осипова. Это не летопись небольшого поселка на востоке Крыма. Это летопись Серебряного века отечественной поэзии. Сложно было предположить, что такие именитые мастера, как Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Алексей Толстой и другие окажутся в разное время в одном клочке земли площадью меньше одного квадратного метра! И что это побережье оставит след в их чувствах, мыслях, в их творчестве так же, как они оставили свой след в истории Коктебеля.

Большая часть фильма – это картины минувшего: фотографии, хроника, стихи. Повествование в «Коктебельских камешках» начинается с далекого для нас конца 19 века, когда поселение было только-только основано Эдуардом Юнге, и продолжается до второй половины 20 века, жизни в этом месте искусствоведа Александра Габричевского. Современность остается за кадром. Все-таки для Коктебеля истинно настоящим был и есть – тот самый Серебряный век нашей литературы.

Вообще режиссер выступает в роли этакого сфинкса, преподносящего зрителю любопытную загадку: «А почему Коктебель? Почему именно сюда тянуло всех этих известных нам людей?». Живописные окрестности, отличное месторасположение, отсутствие любопытных глаз? И да, и нет.

Максимилиан Волошин – поэт и художник, ему досталась особая роль в становлении этого края засушливых и каменистых холмов. Конечно, не стоит преуменьшать внешнюю притягательность  этих мест, но именно Волошин, поселившись в Коктебеле, вписал его в историю. Его дом стал центром паломничества для людей искусства. Дом поэта был местом, в котором можно было скрыться от внешнего мира, погрузиться в себя, полностью отдаться творчеству. И фильм Андрея Осипова посвящен именно взаимовлиянию Волошина и Киммерии, как сам поэт именовал свой Коктебель.

Все, кто хоть раз бывал в Крыму, никогда не забудут его изумительные красоты, скалистые великаны-утесы и лазурную синеву Черного моря. Однако не это главное в картине. Главное – человек, душа, творчество. Великолепен закадровый текст – это безумное сочетание эпитетов и метафор, невероятно атмосферные стихи Волошина, прекрасные актерские голоса! Слушать этот фильм – одно удовольствие. Хочется аплодировать Андрею Осипову и автору сценария Одельше Агишеву снова и снова.

Необычна композиция картины. Она разделена на 9 равноправных частей, каждая из которых описывает очередную историю человеческой судьбы и ее место в истории Коктебеля. У каждой главы – свое название, например, «Песнь бедуинов» об основателе поселка Эдуарде Юнге или «Не смейтесь над мертвым поэтом» об Андрее Белом. Эпиграфом к началу каждого эпизода служит отрывок из произведений Максимилиана Волошина и необыкновенная картинка: зеркало посреди поля, скал, морских волн.

Где еще вы услышите о том, что Александр Грин – хулиган и пьяница; что Алексея Толстого, Веру Белкину и Максимилиана Волошина приняли за фантастические трансформации одного и того же волшебника-иллюзиониста; что Валерий Брюсов предлагал своим слушателям стихи научные, исторические или эротические? Все эти истории, как коктебельские камешки, складываются в яркую мозаику, раскрывающую перед нами литературную историю Коктебеля. Историю маленького клочка земли, загадочным образом ставшего меккой для величайших людей прошлого столетия.

Варвара Семилетова