3 сентября 2015 года на 72-м Венецианском кинофестивале прессе показали «Франкофонию» Александра Сокурова. И это был едва ли не первый пресс-показ нынешней Мостры, сопровождавшийся аншлагом. «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией» снята французским оператором Брюно Дельбоннелем, в графе «производство» указаны Франция, Германия и Нидерланды, язык в основном русский (закадровый текст читает сам Сокуров).

Смотрится этот документально-игровой фильм как наднациональное политическое размышление о роли культуры и конкретно музеев в развитии и формировании Европы. То, что ближе всего подходит под определение сюжета тут – история о тогдашнем директоре музея Жаке Жожаре и главе немецкой Службы охраны культурных ценностей графе Вольфе Меттернихе, которые фактически вступили в сговор, чтобы не допустить разграбления музейных коллекций. Один помогал сопротивлению, второй был нацистом. Но оба они предано трудились на ниве культуры. И именно это последнее и определяло их решения.

Этот замечательный фильм больше одной конкретной истории Лувра и в заданных в нем вопросах очень актуален. На примере Лувра Сокуров размышляет о культурном единстве Европы и отстраненности России от этого процесса. В редакторском комментарии на сайте фестиваля он пишет, что Европа всегда казалась ему давно объединившейся семьей с общими традициями, грандиозная европейская культура является фундаментом этой семьи, а Германия и Франция – как сестры, каждая со своим характером, отношения их трудны. Но «Франкофония» говорит о том, как даже во время войны герои находят возможность взаимопонимания. Культуре стоит отстраниться от текущих исторических процессов, но при этом она должна быть всегда готова к войне в том смысле, что ее служители были бы способны сохранить и вывезти из зоны военных действий культурные ценности.

Хотя Сокуров обходит некоторые спорные моменты и задает вопросы не до конца или задает, не давая на них собственных ответов. Что важнее, искусство или человеческая жизнь, что надо спасать в первую очередь? Собственно, фильм вокруг этого вопроса и ходит. Или, например, автор говорит, что в Европе в отличие от мусульманских стран была развита портретная живопись, и благодаря этому Европа сегодня имеет возможность смотреть в глаза своему прошлому в буквальном смысле, то есть видеть своих предков. Но не идет дальше, не говорит о вытекающих из истории европейской культуры нынешних противоречиях радикального исламизма с искусством. Возможно, дай он свои собственные ответы на такие вопросы, политкорректному миру они бы не понравились.

Источник: официальный сайт Профисинема