19 апреля 2015 года в Большом зале Доме кино Ростовского областного отделения Союза кинематографистов России с огромным успехом прошёл IV ежегодный Международный Кинофестиваль короткометражных игровых любительских фильмов «Золотой Кадр». Начиная с января этого года Оргкомитет Фестиваля принял более пятидесяти заявок на участие от российских и иностранных кинолюбителей, не имеющих высшего кинематографического образования. Но отборочная комиссия к конкурсу допустила всего одиннадцать. И вот, при переполненном большом зале, за призы «Золотого кадра» боролись самые сильные самодеятельные авторы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы и звукорежиссёры.

Не всех нынешних конкурсантов Фестиваля можно с уверенностью называть кинолюбителями. Сегодня это уже не те, кто хочет, но не умеет. Это и не те, кто без профессиональных знаний и производственного опыта, связей и финансовой поддержки, всё же старается пробиться к основам мастерства, демонстрируя обществу своё особое художественное видение мира.

Нынешние кинолюбители – это молодые люди, не представляющие своей жизни без кино. Имея маленьких детей, свободное время и практически все семейные средства они тратят на новейшую аппаратуру, аксессуары и, собственно, на кинопроизводство. «Я отравилась кино» — призналась одна москвичка — победительница прошлого Кинофестиваля. Так что, вся любительская молодёжь, как и профессионалы, заражена одним и тем же вирусом кино.

Разве можно называть любителем такого разносторонне одарённого человека, как ростовчанин Артём Ткаченко – режиссёр, оператор и даже композитор фильма с весьма претенциозным, будто для энциклопедистов названием «Точка бифуркации» («Точка невозврата»), который уже более десяти лет работает с 3D графикой и спецэффектами, имеет навыки колориста и собственноручно собирает всевозможные операторские приспособления? «За технические новации в изготовлении съёмочной атрибутики» на этом Фестивале Артём Ткаченко награждён Дипломом Министерства культуры Ростовской области. В своём операторском, а теперь и режиссёрском творчестве, он успешно пользуется самодельными операторскими кранами, рельсовыми и на «дутиках» тележками, оригинальными осветительными приборами и, на зависть многим, у него есть даже свой «ветродуй». Но, по общепринятым критериям, такие как Артём будут считаться всего лишь любителями, пока не станут дипломированным кино-специалистами. А сейчас все в одном ряду — парикмахеры, менеджеры и сантехники. И это ряд людей «ушибленных звездой».

Для такой талантливой молодёжи в Ростове образован филиал ВГИКа, где уже нынешним летом пройдёт первый набор студентов на три специализированных факультета. А пока, с января этого года, члены Ростовского областного отделения Союза кинематографистов дают любителям профессиональные мастер-классы по сценарному, режиссёрскому, операторскому мастерству и киноведению.

В этом году Ростовское отделение Союза кинематографистов России стало учредителем Кинофестиваля «Золотой кадр», а поддержка Министерства культуры Ростовской области придала ему статус областного.        Как и прежде, организатором «Золотого кадра» выступило Творческое объединение «Дон ФИЛЬМ». Его руководитель Антон Шнайдер отмечен Дипломом Министерства культуры Ростовской области «За большой вклад в организацию и проведение этого ежегодного Кинофестиваля. Партнёрами IV-го Кинофестиваля стали радиостанция «Хит-ФМ Ростов», Европейская киноассоциация «NISI MASA», Международная Федерация киноклубов «FICC – CINEMAHALL», портал «АФИША» Ростова-на-Дону, Молодёжный журнал Юга России «Мы|We”, Событийный журнал «EMOTION”, «Театр 18+», «Креатив Спэйс Про» Ростова-на-Дону. Изготовление печатной продукции осуществил фотоклуб Таганрогский, а организацию видеосъёмки мероприятия приняло на себя творческое объединение «Кадр». Партнёром церемонии награждения стал цветочный салон «Гран При».

Жюри «Золотого кадра» составили профессионалы — выпускница киноведческого факультета ВГИКа, член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков СК России, член Правления Ростовского областного отделения Союза кинематографистов России Елена Сергеевна Христо, выпускник Высших Курсов сценаристов и режиссёров при Госкино СССР, член Академии «Ника», член Правления Ростовского областного отделения Союза кинематографистов России Михаил Юрьевич Коломенский.

Возглавил Жюри Кинофестиваля выпускник кинооператорского факультета ВГИК и Режиссёрских Курсов при ВГИКе, сценарист, кинооператор и кинорежиссёр высших категорий, Призёр и Дипломант Всесоюзных, Всероссийских и Международных Кинофестивалей, член Гильдии кинорежиссёров России, член Правления Союза кинематографистов России, Председатель Ростовского Областного Отделения Союза кинематографистов России, член Правления Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России, член Совета по культуре и искусству при Губернаторе Ростовской области Юрий Николаевич Щербаков. Министерство культуры Ростовской области вручило ему Диплом «За большой профессиональный вклад в Донское фестивальное движение», а организаторы «Золотого кадра» одарили его и статуэткой. Юрий Николаевич много лет был Председателем профессионального Жюри кинофестивалей «Мой город» и «Мой Край» в Волгодонске. Третий раз он председательствует и на «Золотом кадре».

Безусловно, каждый член Жюри имел собственное мнение, но все сошлись в одном — по разным критериям заслуживали внимание только четыре фильма — «Тишина», «Один человек Вас любит», «Точка бифуркации» и «Приглашение в кино». Можно было бы включить в этот список фильмы «Я живой» и «Первый дубль» но, к сожалению, их исполнение по разным причинам сделало это невозможным. Но трагедии в этом никакой нет, ибо с учётом сегодняшних ошибок, на будущий год эти же авторы смогут представить уже на V-й Кинофестиваль свой по-новому осмысленный, но такой же уникальный взгляд на мир. Конечно, Жюри могло  бы расхвалить всех, одарив участников спокойствием и вопиющим образом поощрив неграмотность. Но похвала расслабляет, а критика мобилизует. И потому была объявлена всеобщая мобилизация талантов – через новые свершения от любительства к профессионализму.

Чего действительно не хватает нынешним кинолюбителям, так это воображения, но в надёжной смирительной рубашке. Иначе некоторые конкурсанты не искушали бы зрителя прелестями лесбиянства и инцеста «в одном флаконе» («Притяжение»). Ведь даже кинолюбителям необходима «интеллектуальная таможня».

Актёрские награды Жюри не присуждало — возникло подозрение в профессионализме некоторых исполнителей. Ведь Кинофестиваль «Золотой кадр» – это короткие перебежки от любительства к профессионализму.

Несмотря на то, что финалистам в затылок дышали многие, к финишу пришли первыми только два фильма.

За нехитрую любовную историю, пронизанную национальным армянским колоритом и южным солнцем в фильме «Один человек Вас любит», Эвелина Барсегян из Санкт-Петербурга получила Приз за лучшую режиссуру, а её оператор и композитор в своих номинациях признаны лучшими. Кто бы мог подумать, но фильм Эвелины Барсегян уже успел побывать даже в Каннах.

Молодой автор сценария и режиссёр Максим Капля, умышленно поставивший себя в заведомо неудобное положение, попытался не только понять  неизвестное ему, но и образно это понимание выразить. Многогранная в своих противоположностях тема строится на причинно-следственных связях между Прошлым и Настоящем и этот фильм Максима не только о внешней и внутренней разрухе, о всеуничтожающей неодушевлённости окружающей среды, но и о долгой памяти человеческих чувств. Оператор фильма Александр Терляев отличился неплохим художественным вкусом, а тематически продуманная музыка, как компонент драматургии, весьма неплохо организована композитором Артёмом Акопяном. Фонограмма умело компилирована звукорежиссёром Ильёй Пучеглазовым и потому так органично переплетается как с ранней песней Леонида Утёсова, так и с более поздней композицией Нино Рота. Этим продуманным фонографическим хитросплетением режиссёр характеризует не только сопричастность героев к определённому времени, но и ассоциативно переносит зрителя своим финальным эпизодом контекстного здесь «дворика» в эпоху итальянского неореализма.

Умело переданная на экране теплота взаимоотношений между немолодыми уже людьми, оказавшимися в противоречивых обстоятельствах нынешнего мира принёс фильму «Приглашение в кино» заслуженный успех. Ростовчанин Максим Капля получил Диплом Министерства культуры Ростовской области «За неудержимую волю к победе», Призы за лучший сценарий и стилистику фильма, а звукорежиссёр этой лирической работы Илья Пучеглазов признан лучшим среди коллег-номинантов.

Гран-При Кинофестиваля тоже получил Максим Капля. И это решение Жюри абсолютно закономерно совпало с Призом зрительских симпатий.

Окрылённый фестивальным успехом, Максим показал свой фильм и на «Святой Анне».

После окончания конкурса и награждений, в Правлении РОО СК РФ состоялся разбор «полётов» любительских фантазий профессионалами.