На прошедшем в Москве большом творческом вечере известный режиссер Андрей Кончаловский выступил с интересными мыслями и идеями. Публикуем некоторые из них.

■ Чем дольше я живу и больше снимаю кино, тем меньше понимаю, как его снимать. С одной стороны, нарабатываются приемы (в основном сворованные у других мастеров, что нормально) и опыт. А с другой — невольно начинаешь повторять самого себя. С желанием научиться поновому снимать кино я и поехал в Архангельскую область к почтальону Тряпицыну.

■ Искусство — жесткий отбор. Я снимал фильм «Белые ночи…» с непрофессиональными артистами (была одна актриса, и то неизвестная) и без сценария. Мне был интересен человек — как он реагирует, что думает, чем живет, что чувствует.

■ Наши критики пишут глупости: мол, «Белые ночи почтальона Тряпицына» — документальное кино. Там все придумано — от начала до конца! Поэтому кино — художественное, но снятое по другим законам и сложенное из других кирпичиков.

■ Я был уверен, что кино про почтальона Тряпицына снимаю «в стол», и я был свободен, и для меня было только важно зафиксировать жизнь этих людей исключительно для того, чтобы понять их, а с их помощью понять и себя, живущего в XXI веке. Уверен, что те средства, которые я использовал в этой картине, доступны каждому новичку в кино, каждому студенту, ассистенту и даже школьнику.

■ Сегодня кино можно снимать везде и на что угодно — телефон, фотоаппарат, айпад, встроенный микрофон… Единственное, что необходимо, — талант. Поэт Михаил Светлов замечательно сказал: «Талант, как деньги: есть — есть, нет — нет». Можно снимать кино с дорогими артистами, дорогой техникой, с самым дорогостоящим сценарием, а можно взять людей с улицы, беседовать с ними…

■ С развитием ТВ, мобильной связи изображение девальвировалось. Идет безжалостный поток картинок. Все снимают селфи. Ценность изображения, имеющего скрытый смысл, из кино ушла. Американский кинематограф постарался, чтобы изображение обесценилось. Кадр в американском фильме сейчас длится не больше двух секунд. Зритель ничего не может разглядывать. В кино «большого стиля» режиссер дает такое изображение, которое вызывает размышление, заставляет задуматься.

■ Знаете, в чем разница между искусством и развлечением? В развлечении зрителю впихивают продукт, лишая его фантазии. Искусство, напротив, включает и развивает фантазию зрителя, передает чувства. Вызывать чувства — огромное мастерство.

■ Самый дорогой визуальный эффект — это человеческое лицо. Всмотревшись в лицо человека, можно многое о нем понять, представить, поверить. Но для этого режиссер, во-первых, должен найти такое лицо, чтобы оно было интересным, а во-вторых, помочь этому лицу не стушеваться.

■ Убежден, будущее кинематографа — за молодыми людьми, готовыми снимать кино бескорыстно, на единственный рубль, который у них есть. В кино можно снимать все, любую тему… Единственное условие — умение режиссера передать свою любовь к тому, что он показывает.

■ Я не люблю «не любить», тогда как современное кино — причем во всем мире — как правило, снимается с большой долей ненависти к себе, к людям, к миру.

 

Подготовила Анжелика Заозерская

Источник: интернет-портал Вечерняя Москва