С 28 января по 30 января  в Центральном Доме Кино работала секция “Православие и кино”. Этот год для организаторов, Творческой лаборатории “Видимое и сокровенное” при Союзе кинематографистов России, — юбилейный: уже 5 лет секция проходит в рамках Международных Рождественских образовательных чтений и с каждым годом собирает на своих показах все больше единомышленников не только из Москвы, но и из разных уголков России. Все три вечера  секцию представляли ее организаторы: сопредседатель иеромонах Михей (Гулевский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, устроитель скита в честь иконы Божией Матери “Всецарица”; Татьяна Москвина-Ященко, киновед, доцент ВГИКа, ведущий консультант Союза кинематографистов России и Наталья Кононенко, режиссер, член Союза Кинематографистов России и Гильдии неигрового и кино и ТВ, руководитель Творческой лаборатории. В этом году впервые основные показы проходили в Белом зале Дома Кино, который вмещает 600 человек.

ctenija-2019-zal-mal

 

День первый.

vech1-org-mal-mal

28 января на Творческом вечере, посвященном памяти режиссера-документалиста, иконописца, писателя Владимира Щербинина зал был полон. … «Смерти и разобщенности в мире, по сути, нет. Тем более нет ее в человеке, имеющем в себе искру вечности. Просто мы утратили слух и понимание окружающих нас вещей; потеряли язык, связующий нас с миром физическим и духовным; отдали всё на откуп логике, которая всегда заводит в тупик, в область неверия, хаоса и обреченности.» — это цитата из книги Владимира Щербинина «Сердце сокрушенно»… На вечере прозвучали и другие отрывки из его прозы и поэзии, музыкальный коллектив сестер Сирота-Пищугиных порадовал зрителей прекрасным исполнением классических и современных произведений. Центральной частью вечера стал фильм Владимира Щербинина «На пути в Дамаск», снятый в 2005 году при непосредственном участии Фонда святого апостола Павла. Показ фильма предварял небольшой сюжет о событиях в Сирии сегодня, который подчеркнул  глубинную связь событий прошлого и настоящего на этой древней земле, что только усилило восприятие этой картины. Несколько слов о благотворительной деятельности фонда в Сирии во время войны произнес настоятель храма священномученика Климента Папы Римского, протоиерей Леонид Калинин, член Патриаршего совета по культуре, духовник Фонда сохранения христианских памятников им. св. апостола Павла.  Примечательно и то, что ведущим вечера был друг Владимира Щербинина, народный артист РФ Валентин Клементьев, который озвучивал дикторский текст представленной на показе картины. Сам Владимир Щербинин улыбался гостям вечера  с многочисленных фотографий, его образ раскрывался через его иконописные работы,  которые появлялись на экране одновременно с текстом-посвящением кинодраматурга  Игоря  Винниченко, близкого друга и однокурсника Владимира Щербинина  по ВГИКу. Еще  одной краской к портрету героя вечера стал видеосюжет Дмитрия Гливинского. На протяжении нескольких лет они вместе работали на студии “Отрада” Университета Натальи Нестеровой. Зрители увидели уникальные кадры, собранные из материалов не вошедших в фильмы Владимира Щербинина.  Вдова Владимира Ивановича Марина Синанян, перечисляя лучшие фильмы своего мужа, пообещала собрать его многочисленную, но разрозненную фильмографию. Организаторы вечера готовы разместить ее на сайте Творческой лаборатории «Видимое и сокровенное».

 

shevkunov-mal

Венцом вечера стало слово митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), близкого друга Владимира Щербинина. Их дружба началась в 1978 году, когда оба поступили на сценарный факультет ВГИКа. «Человек-загадка”, который предстоял миру, людям и Господу Богу широко открытыми глазами и широко открыто душой…»  —  так определил внутреннюю суть Владимира Щербинина владыка Тихон. – «Он ушел, конечно  же,  безвременно для нас, но абсолютно вовремя для себя и для Господа Бога, созерцая, создавая фрески, создавая целый мир — отображение божественной и человеческой жизни в том храме, который он расписывал… Царствие ему Небесное, вечный покой и вечная память…»

Владимир  Щербинин отошел ко Господу 1 августа 2017 года во время работ по росписи монастыря в Ивановской епархии в возрасте 57 лет.

 

День второй

29 января в конференц-зале Союза кинематографистов России, собралось более 30 человек  на круглый стол «Роль кино в  деле социального служения». Предварял разговор показ фильма-призера XXIII МКФ «Радонеж»  —  «За Лучший документальный фильм о милосердии» — «Сердце на бетоне», режиссера Рубена Казаряна, Казахстан.  Это трогающий сердце рассказ о бомжах, ставших частью нашего общества. Кто они – «люди без определенного места жительства»? Нищие, босые, больные. Умирающие. Даже полиция не хочет к ним прикасаться. А благополучные подростки готовы забить до увечья забавы ради. Можно ли помочь падшему человеку вернуться к полноценной жизни? Не мы ли сами такие пред Господом?         На обсуждении встал вопрос о нашем сочувствии к тем, кто ниже нас по социальной лестнице, кто находится в немощи и беде, нуждается в поддержке. Кино способно пробудить в людях сопереживание и помочь найти контакт с современной молодежью, выросшей больше на гаджетах, чем на живом общении. Алексей Михайлович Алябьев, директор Православной средней школы Феодоровской иконы Божией Матери в  Иваново поделился после просмотра фильма конкретной историей: «Очень важно понять, чем человек может помочь? Мне не тяжело было доехать в Центр социальной реабилитации «Бомж» и его туда устроить. Вот реальная помощь, не то, что ты дал на кусок хлеба, а он потом взял и замерз. От нас зависит, на самом деле, очень трезво оценить ситуацию и понять, где и в чем ты можешь помочь… Я постоянно детям говорю, что жизнь впереди очень непростая и надо быть сильными духовно. И вся моя работа как раз и заключается в том, чтобы ребенок, подойдя к такой границе, отошел от нее». Его дальнейшее выступление было посвящено возможной реализации межрегионального проекта «Ассамблея «Наследники пути адмирала Г.И.Невельского» (Ивановская обл., Костромская обл., Сахалинская обл., Приморский  край) средствами кино. И другие участники круглого стола рассказывали  о своих планах и реализованных инициативах. Ирина Ушакова, журналист, продюсер, поэт, поделилась опытом  Краснодарской киностудии в продвижении  фильмов к зрителю. Эта студия  является детищем замечательного режиссера-документалиста, лауреата многих премий, Валерия Тимощенко. Его фильмы о русском крестьянстве, Великой Отечественной войне, Луганске, русской глубинке представляют собой пример подлинно патриотического кино, глубокого и художественного по своей сути, обращенного к самой широкой аудитории, к молодежи в первую очередь.
Кинорежиссер одного из лучших фильмов  2018 года  «Донецкая вратарница» Наталья Батраева, лауреат многочисленных премий, рассказала о том, как ей трудно организовать продвижение картины к зрителю. Священник Аристарх Свиридецкий (руководитель киноклуба Таллинского кафедрального Александро-Невского собора, г. Таллин) заострил внимание на том, как сложно подобрать подходящий репертуар, такой фильм, чтобы он заинтересовал прихожан и был полезен в пастырской работе.
Александр Костюченко, педагог, руководитель Международного детского кинофестиваля «Мы сами снимаем кино», сосредоточился на факте, что современные подростки мало читают, скоро разучатся писать, живут в интернете,  — все это накладывает особый отпечаток на их мировосприятие. Сегодня нужны сотни, тысячи педагогов кино. Нужно разговаривать с детьми на их языке, вместе с ними заниматься кинотворчеством, развивать их  мировоззрение.
Ирина  Дядченко, куратор секции от Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, педагог-религиовед автор образовательного проекта «Берега», обратила внимание на то, что кинематографисты должны очень трепетно и осторожно относиться к сакральным темам, чтобы в стремлении к популяризации не скатиться на пошлость и вульгаризацию,  все превращая  в балаган или слащавую назидательность. У авторов непременно должно оставаться благоговение к святыням на экране, присутствовать профессионализм, талант и чувство меры.

 

 

 

День третий. 

vech_gugueva-mal

30 января состоялся показ и активное обсуждение фильма режиссера Наталии Гугуевой «Свидетели любви», который рассказал о  Новомучениках Российских, их семьях, детях, внуках, которые и сегодня бережно чтут память о родных, погибших за Христа.
В вечере приняли участие  автор фильма, кинорежиссер Наталия Гугуева, лауреат многих российских и международных премий  и  протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово,  внук по материнской линии свщмч.  Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году, одного из трех главных героев фильма.
Два других  героя – священномученик Алек­сандр Те­тю­ев из Пермского края, претерпевший гонения от советской власти (он  был расстрелян в том же 1937 году), и пресвитер Михаил Шик  убит в Бутово в 1937-м.   Главных героев – трое, но мы успели их разглядеть и полюбить, что и было задачей авторов, снявших по жанру  житие — киноикону с клеймами о судьбе наших соотечественников. Рядом с ними прозвучало много имен тех, кого нам еще предстоит разглядеть и полюбить. Отец Кирилл подтвердил, что кинематограф может быть современной формой проповеди Православия, свидетельством живой Веры за Христа.
«Чтобы пойти на мученичество и смерть за веру, человек должен почувствовать реальность бытия Божия и реальность иного мира»,  — сказала Наталия Гугуева.  Она смогла передать это чувство реальности бытия Божия средствами кино. Порадовала реакция молодых студентов и недавних выпускники ВГИКа, высших режиссерских курсов и школы кино Никиты Михалкова, которые оставались в зале до конца обсуждения. «Свидетели любви» — это высший пилотаж. Уникальный документальный материал, просто клад, сокровище. Предельная концентрация мысли и чувства, точная работа, с той мерой добросовестности и правды, которую нынче почти и не встретишь.», поделилась своим впечатлением от фильма одна из молодых режиссеров. Просмотр собрал полный зал людей, многие приехали из разных мест – Пермского края, Томской, Тюменской, Ивановской, Нижегородской и др. областей, были гости из республики Беларусь. Зрители поведали, что не везде должным образом чтут память Новомучеников Российских. Зачастую места массовых расстрельных захоронений заброшены. Чудом в зале оказалась молодая женщина из Южной Кореи. «Я думаю, что пригласил меня Господь сюда, чтобы я могла это видеть…» — дрожащим от волнения голосом она рассказывала о том, что в Северной Корее существуют настоящие  гонения на верующих. «Господь сегодня через это кино меня разбудил, просто, что надо молиться за них…. Это не кино было, это настоящее! Это для меня Россия!»

Все, кто остался на разговор с авторами, были объединены единым порывом скорби и радости. Выяснилось, что почти у каждого выступающего в роду есть пострадавшие за христианскую веру.

«Я почувствовал, что Господь незримо присутствовал среди нас», — поделился своим впечатлением от обсуждения один из священников уже после завершения вечера. И это было признанием духа  соборности,  собравшем в Белом зале Союза кинематографистов России единомышленников.

Материал подготовлен Татьяной Москвиной-Ященко, Натальей Кононенко, Валерием Деминым, организаторами секции “Православие и кино” на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях.

Видеозапись всех вечеров будет опубликована на сайте Творческой лаборатории “Видимое и сокровенное” при Союзе кинематографистов России http://kinokanon.ru      

 

 

Источник:  kinokanon.ru