В ноябре 2017 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», разработанный Минкультуры России. Они создают правовую базу для устранения проблемных вопросов в деятельности организаций по коллективному управлению авторскими правами. В их числе недостаточная прозрачность и подотчетность организаций, отсутствие должного уровня автоматизации процессов сбора и распределения авторских вознаграждений, а также неполноценный контроль за деятельностью обществ.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Эксперты отрасли позитивно оценивают нововведения в законе «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Андрей Кричевский, генеральный секретарь Евразийской конфедерации обществ правообладателей, президент ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain), отмечает:

«Закон, по сути, регламентирует те процессы, которые уже идут в сфере коллективного управления авторскими и смежными правам в России. И очень важно, что между российскими аккредитованными обществами и властью есть взаимопонимание. Более того, тот факт, что общества самостоятельно нашли инструментарий для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, выстроили диалог с органами государственной власти и ключевыми заинтересованными лицами внутри отрасли, говорит о высокой способности к саморегулированию. ОКУПы давно работают над решением задач, обозначенных в законопроекте, и многие из них имеют практическое решение.
Была проведена большая работа по реформированию региональных представительств и отделений обществ. Создана региональная агентская сеть. Принципиальная разница – в системе мотивации. Раньше штатные инспекторы обществ получали фиксированную зарплату, которая никак не зависела от результата и эффективности их работы. Сейчас мы внедрили систему аутсорсинга, где вознаграждение работающих с пользователями агентов зависит исключительно от объема собранного ими вознаграждения»
.

Одно из важных нововведений закона – учреждение наблюдательных советов в организациях по управлению правами, которые будут следить за их деятельностью. В них должны входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, творческих союзов, пользователей объектов авторского права и смежных прав, а также правообладатели. В наблюдательный совет должны входить не менее 11 членов.

«В аккредитованной организации создается наблюдательный совет, являющийся коллегиальным органом управления аккредитованной организации, который осуществляет контроль за деятельностью ее исполнительных органов, а также решает иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции. При этом лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа аккредитованной организации, не может быть членом наблюдательного совета аккредитованной организации, но участвует в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса», — говорится в документе.

Наблюдательный совет будет осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, принятием организациями решении о создании специальных фондов, расходованием этими фондами денежных средств, а также решать «иные вопросы, отнесенные типовым уставом аккредитованной организации к его исключительной компетенции». При этом вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения другим органам аккредитованной организации.

На сегодняшний день в организациях коллективного управления авторскими правами (ОКУПы), помимо традиционных коллегиальных органов управления – советов, сформированы и наблюдательные советы, а в РАО – еще и совет директоров. В эти органы входят деятели культуры, ключевые эксперты отрасли и ведущие представители профильного бизнес-сообщества. Как отмечает Андрей Крический, советы не являются «законсервированными» структурами, они активно работают и участвуют в решение стоящих перед обществами задач. «На последней внеочередной конференции РАО было принято решение расширить Авторский совет — в него вошли представители тех профильных сфер, которые ранее не были представлены в совете», — уточняет Кричевский.

Российское авторское общество (РАО)

Еще одно нововведение касается аудита бухгалтерской отчетности, направленное на повышение прозрачности работы отрасли. Теперь аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе обязаны по итогам финансового года проводить аудит бухгалтерской отчетности с последующим ее размещением на сайте. Обязательному аудиту также будет подлежать годовая финансовая отчетность специальных фондов, учрежденных аккредитованной организацией.

«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность аккредитованной организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц, подлежат обязательному аудиту и раскрываются путем размещения вместе с аудиторским заключением о ней на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» не позднее десяти рабочих дней, следующих за датой получения аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Сведения о таком размещении с указанием даты размещения представляются аккредитованной организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех рабочих дней, следующих за днем размещения», — диктует новый закон. Немаловажен для повышения прозрачности работы ОКУПов и тот факт, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней должны быть доступны на официальном сайте аккредитованной организации в сети «Интернет» в течение пяти лет с даты размещения.

По мнению экспертов, за последнее время в ОКУПах прошла системная модернизация, в результате которой был автоматизирован ключевой операционный функционал. Все это снижает не только издержки, но и минимизирует вероятность возникновения, так называемых, «серых схем» при сборе, распределении, начислении вознаграждения, равно как и ошибок, вызванных человеческим фактором.

«Все ОКУПы без исключения ежегодно проходят независимые аудиторские проверки с привлечением ведущих компаний. Недавно аудиторская проверка была проведена в РАО, ее результаты были озвучены и опубликованы. Мы считаем, что аудит — незаменимый инструмент для эффективного управления и своевременной корректировки деятельности организаций», — комментирует Андрей Кричевский.

Организации также обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, например о методике сбора, распределения собранного вознаграждения, о составе органов управления, а также информацию о деятельности своих фондов. Стандарт раскрытия информации, содержащий состав, порядок и сроки, будет утверждаться кабмином.

Максимальный размер сумм, которые смогут удерживать организации из собранных средств на собственную деятельность, будет определять Правительство России. Это же касается и сумм, которые могут быть направлены в специальные фонды, создаваемые аккредитованными организациями.

Кроме того, каждый из правообладателей получит доступ к «личному кабинету», где можно будет посмотреть отчеты о суммах собранного в пользу правообладателя вознаграждения и об удержанных из него суммах.
«Аккредитованная организация <…> обеспечивает функционирование информационной системы «личный кабинет правообладателя» и предоставляет правообладателю авторизованный доступ к ней», – следует из документа.
Необходимо отметить, что в ВОИС система личных кабинетов работает уже давно, а вот в РАО – это новинка, пока еще требующая внимания и отладки. С помощью новой опции правообладатели могут проверить детализацию начислений вознаграждения, отслеживать использование своих произведений, а также регистрировать, редактировать и обновлять каталоги.

Стоит отметить, что сегодня ОКУПы ведут большую работу не только по автоматизации внутренних процессов, но и активно работают над проектами, призванными модернизировать сферу в целом, сделать ее комфортной и привлекательной средой для всех участников. Так, вместе с крупнейшими российскими компаниями, такими как фонд «Сколково», Высшая школа экономики, общества ведут большую работу по созданию новой «инфраструктуры доверия» для сферы интеллектуальной собственности – IPChain.

 

«Одной из ключевых задач, которую призвано решить создание нового инструмента – повышение прозрачности и эффективности работы всей отрасли, переход на принципиально новый уровень взаимоотношений.
И если раньше ОКУПы были посредниками между авторами и пользователями, и этот механизм до определенного момента был рабочим, то теперь с наступлением цифровой эры институт посредничества стал отмирать. Переход к новой прозрачной и современной модели отношений в сфере интеллектуальной собственности позволит защитить, в первую очередь, интересы авторов, а также уничтожить поле для возможных злоупотреблений. И переход этот возможно осуществить при помощи новых технологий, таких, например, как блокчейн.
Посредник-ОКУП трансформируется в среду или инфраструктуру для организации взаимодействия сторон. Задача для обществ по коллуправлению – создать эту инфраструктуру для прямого взаимодействия авторов, исполнителей, правообладателей и пользователей контента»
, — поясняет Андрей Кричевский.

***

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ вступила в силу 1 января 2008 года. Она состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» и представляет собой консолидацию норм права, содержащихся в законах, действовавших до введения ее в действие. Среди них, в частности, закон «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара», закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», закон «О селекционных достижениях».
В части 4 определяется понятия интеллектуальной собственности, исключительных прав, срока действия исключительных прав, лицензионного договора, принудительной лицензии, сублицензионного договора, защиты интеллектуальных прав.
Глава 70 части четвёртой ГК РФ регулирует вопросы по авторскому праву, соавторству, исключительны прав на произведения, свободы воспроизведения произведений в личных целях или информационных, научных, учебных, культурных целей, сроков действия исключительных прав, заключению договора авторского заказа.
Гражданским кодексом установлено, что помимо авторских прав, есть права, смежные с авторскими (право на фонограмму, право на исполнение, право организаций эфирного и кабельного вещания). Также в части 4 дается определение понятия «патентное право», «права на селекционное достижение», «право на топологии интегральных микросхем», «право на товарный знак» и другие понятия.
В целом с момента вступления в силу четвертой главы Гражданского кодекса России изменения в нее вносились не так уж часто – 20 раз с 2008 по ноябрь 2017, и во многих случаях не несли важных изменений для деятельности отрасли, напротив, подвергались активной критике со стороны экспертов и общественных деятелей. Тем не менее, нельзя не отметить ряд новаций, привнесенных в законодательство об интеллектуальной собственности в последние годы. В часть четвертую ГК РФ введены новые интеллектуальные права – право публикатора и право изготовителя базы данных; введен новый вид результата интеллектуальной деятельности – ноу-хау; появились нормы, регулирующие создание и использование такого объекта, как единая технология. Наиболее существенные изменения и дополнения, как отмечают эксперты, были внесены Федеральным законом от 12 марта 2014 года.
По сути, закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подписанный президентом 14 ноября 2017 года, закрепляет четыре важных для индустрии нововведения, которые призваны повысить прозрачность организаций по управлению авторскими правами: учреждение наблюдательных советов, введение финансового аудита организаций по итогам года, необходимость публикации данных о деятельности ОКУПов на официальном сайте компании, а также запуск «личного кабинета».

 

Источник: