Литература в изгнании – именно этой темой были объединены большинство картин, показанных на фестивале в понедельник, 9 ноября.  И хотя два фильма, открывавшие киносмотр в этот день, не были посвящены поэтам или писателям в эмиграции, в них, так или иначе, ощущалась мысль о силе и влиянии человеческого слова.

В рамках информационного показа была представлена неигровая картина российского режиссера Марины Богомоловой «Родная чужбина» — о русских православных на Кипре. О людях, которые берегут русское слово и русскую речь вдали от родины, на острове гор, оливковых деревьев и виноградников. Эта чужбина стала для них родной.

К 70-летию Великой Победы был приурочен внеконкурсный показ картины режиссера Алексея Бурыкина (Россия) «18 секунд» — о русской эмигрантке, княгине Вере (Вики) Оболенской, которая сражалась против нацистов в оккупированной Франции. Участница Движения Сопротивления, она занималась, в частности, разведывательной деятельностью. Для антифашистского подполья ее слово было на вес золота.

Конкурсные показы открыла работа российского режиссера Екатерины Дорофеевой «Василий Ерошенко. Дорога к солнцу». Крестьянин из Курской губернии, ослепший в раннем детстве, он стал классиком японской литературы и одним из главных певцов языка эсперанто. Человек с необычайно доброй душой: Василий помогал таким же слепым людям научиться жить яркой и полноценной жизнью, понять, что зрение – всего лишь один из огромного множества способов постижения этого мира.

Одному из самых известных «русских американцев» — писателю Сергею Довлатову – посвящена документальная картина «Марш одинокого» режиссера Валерии Курбатовой (США). Судьба картины непростая. «Фильм был снят в начале 1990-х годов, в сложное время. Практически без денег, на одном лишь энтузиазме. Операторскую работу проделали нью-йоркские студенты. Только к 2012 году картину удалось смонтировать», – рассказала режиссер. В кадре о Сергее Довлатове вспоминают его отец, супруга, сестра, друзья – Петр Вайль, Александр Генис, Андрей Арьев, Григорий Поляк.

В продолжение «довлатовской» темы уже вне конкурса был показан игровой фильм режиссера Павла Фетисова (Россия) «Гарун». В основе сюжета – один их эпизодов повести Довлатова «Зона». «В этой картине через маленькую, камерную историю, дается проекция на всю судьбу героев и суть их взаимоотношений», — рассказал Павел Фетисов.

В нынешнем году исполнилось 75 лет со дня рождения поэта Иосифа Бродского. К этой дате был приурочен внеконкурсный показ неигрового фильма «Разговор с небожителем», снятого Романом Либеровым и получившего свое название в честь одноименного стихотворения поэта.  Личность Бродского, перипетии его судьбы открываются зрителю в представленном режиссером диалоге, который действительно имел место за три года до смерти поэта – между Иосифом Александровичем и критиком Соломоном Волковым.

А завершил этот «литературный» фестивальный день показ игровой картины Марины Мигуновой «Зеркала» — о судьбе великой поэтессы-изгнанницы Марины Цветаевой. Фильм представили его режиссер и актеры. «Я была несказанно рада, когда меня утвердили на роль Ариадны Эфрон. Особенно мне было интересно изучить ее молодые годы. История ее жизни поистине душераздирающая, как и истории многих ее современников. Современному  человеку сложно представить весь драматизм тех обстоятельств. Помести нынешних людей в то время – им бы было очень нелегко выжить в тех ситуациях», — поделилась впечатлениями от работы над образом актриса Александра Мошкова.

А актер Роман Полянский (исполнитель роли Сергея Эфрона) посетил показ в день своего рождения и удостоился самых громких аплодисментов и поздравлений от организаторов и гостей фестиваля.

О работе над этой картиной мы поговорили с режиссером Мариной Мигуновой: «Я сознательно искала тему, которой можно было отдаться, избежав какой-либо конъюнктуры. Никакой конъюнктуры в Цветаевой нет. К тому же, в истории кино не было ни одного художественного фильма о ней. Съемки проходили в Чехии, в Коктебеле, в Москве, в писательских поселках Подмосковья. Тема одинокого человека, который не вписывается в социум и имеет волшебное дарование, всегда будет актуальна. Жизненные истории этих людей учат нас тому, как важно оставаться самим собой. Особенно в наше время, когда люди стали приспосабливаться ко всему, теряя стержни. Что переживала Цветаева на чужбине? Да, она говорила: «Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой. Быть», «Моя родина везде, где есть письменный стол…». Но на самом деле она очень тосковала по родине. Связи с родиной, ощущение корней очень важны были для ее творчества. А Эфрон говорил о том, что в эмиграции есть некая духовная астма: не хватает воздуха. И потому он хотел уехать, и в итоге они уехали все. «Можно ли вернуться в дом, который срыт?», — задавала  вопрос Цветаева. Действительно, в одну реку нельзя войти дважды. Вернувшись на родину, она перестала писать: потому что таковы были обстоятельства, и чувства ее переполняли совсем не радостные. Родина была уже совсем другая».

Автор: Татьяна Кутаренкова

Фотограф: Олег Булдаков