В Новосибирске возрождают традиции документального кино и кинохроники, которыми более полувека славился город на Оби. Но, кажется, как и в прошлом веке, хроника будет сугубо официальной.

Новосибирский дом документального кино — новое структурное подразделение Музея города Новосибирска — после 15-летнего перерыва возобновил производство киножурнала «Сибирь на экране», который многие десятилетия «крутили» перед сеансами во всех кинотеатрах Западной Сибири. До конца 2016 года предполагается подготовить четыре новых выпуска о наиболее значимых событиях в жизни Новосибирска. Цель проекта — возродить лучшие традиции новосибирской кинохроники, основанной в тридцатые годы прошлого века. Ведь Западно-Сибирская киностудия, базировавшаяся в Новосибирске, многие десятилетия признавалась одним из флагманов советского документального кино. За плечами коллектива студии — тысячи выпусков журнала «Сибирь на экране» и более трех сотен документальных фильмов.

 Первоочередная задача, стоящая перед Новосибирским домом документального кино — создать фильмотеку города Новосибирска с электронным каталогом, дать возможность смотреть документальные фильмы и кинохронику на разных площадках города и области. «Речь идет не только о фильмах, которые сделали новосибирские режиссеры. Мы говорим о фильмотеке в широком смысле слова. Мы хотим предоставить жителям Новосибирска бесплатный доступ к культурным ценностям в виде лучших документальных фильмов, которые созданы и в России, и за рубежом. Это большое богатство. К примеру, на Западно-Сибирской киностудии до конца девяностых выпускали 48 киножурналов «Сибирь на экране» каждый год.

Золотой век

История новосибирской документалистики началась в конце 1930 года, с создания в городе «Съемочной базы хроники». На первых порах творческая группа из восьми человек занималась производством киносюжетов для центрального «Союз­киножурнала» и ежемесячным выпуском журнала «Сибирь на экране» — пропагандистской хроники, призванной отражать успехи в текущей жизни. Но уже в 1938 году статус организации меняется, и она получает название «Новосибирской студии хроникально-документальных фильмов». Мощный толчок к развитию новосибирское кино получит в годы войны, когда в город на Оби эвакуируют кинематографистов из Ленинграда, Киева, Одессы. С осени 1941 года Новосибирск, по сути, становится кинематографической столицей страны. Выпуск журнала «Сибирь на экране» в это время прекращается, и все творческие силы сосредотачиваются на производстве федерального «Союзкиножурнала». В Новосибирске монтируют еженедельные хроникально-публицистические выпуски, по которым страна следит за важнейшими событиями фронта и тыла. Но уже через полгода выпуск «Сибири на экране» возобновляется и уже не прекращается до конца XX века. Правда, меняется угол зрения авторов и глубина сюжетов. В 1961 году главным редактором киностудии становится опытный кинематографист Александр Розин, который подталкивает съемочные группы к показу события через его конкретных участников, что позволяет рассмотреть событие с разных сторон, услышать индивидуальную оценку, понять мотивы поведения. Больше появляется тематических журналов. Уже в 1964 году чуть ли не четверть выпусков именно такого рода, и почти все они получают от столичного руководства наивысшую оценку.

«Если киножурнал «Сибирь на экране» охватывал только Западную Сибирь — от Омска до Кемерово, то документальные фильмы снимали по всей стране: от Владивостока до Бреста, от Салехарда до Кушки, — рассказывает Валерий Соловьев, многие годы работавший звукорежиссером на Западно-Сибирской киностудии. — В поле зрения объектива наших операторов оказывались наиболее знаковые события в жизни города, региона, страны. И сегодня можно увидеть, чем жили люди 40–60 лет назад, во что они были одеты, как менялись их взгляды на себя и на жизнь».

1960–1970-е годы — «золотой век» новосибирской документалистики. К этому времени Западно-Сибирская киностудия уже многие годы славилась на всю страну собственной школой документального кино. И уже работал «Новосибирсктелефильм», чей коллектив создавал фильмы самого высокого уровня. По количеству и качеству продукции новосибирский кинематограф тогда занимал почетное третье место после Москвы и Ленинграда. В те годы на киностудии работали такие маститые режиссеры, как Михаил Лукацкий, Евгения Мордохович, Михаил Шерман, Алла Мамонтова; операторы — Владимир и Анатолий Хомяковы, Виктор Мамонтов, Данат Озолин, Петр Шуляк…

Не менее успешными для новосибирских кинематографистов оказались и восьмидесятые. Во второй половине десятилетия большой резонанс в обществе вызвал цикл картин режиссера Валерия Новикова о Чернобыле — «Чернобыль. Осень 86-го», «Чернобыльская богоматерь», «Зона полугласности». В это время Западно-Сибирская киностудия, наконец, обзаводится собственным специализированным зданием. «С 1949 года наша киностудия занимала площади бывшей церкви (ныне Собор во имя Александра Невского. — Ред.). Примерно два года ушло на реконструкцию здания и монтаж оборудования. Пространство церкви было разделено на три этажа, что позволило обеспечить рабочими местами порядка ста человек. И в 1952 году киностудия вновь заработала на полную мощность. До 1964 года — это выпуск 60 киножурналов в год, а с 1964 года — 48 журналов по 10 минут, — вспоминает Валерий Соловьев. — В собственное же специализированное здание на Немировича-Данченко мы переехали в зиму с 1986 по 1987 годы». В новом здании трудились уже полторы сотни человек.

Весьма плодотворными для Западно-Сибирской киностудии и «Новосибирсктелефильма» оказались и лихие девяностые. Если в 1980 годы киностудия выпустила порядка 90 документальных фильмов, то в 1990-е — без малого восемь десятков фильмов. Наиболее яркие режиссеры советского и постсоветского периода — Юрий Шиллер, Владимир Эйснер, Валерий Соломин. Многие их работы отмечены призами российских и международных кинофестивалей.

Но если творческая составляющая киностудии оставалась на высоте, то экономика предприятия в условиях новой капиталистической России захромала. При минимальном бюджетировании со стороны государства развиваться прежними темпами стало невозможно. Съемочные группы киностудии в это время с успехом осваивают производство рекламных роликов. До 2004 года фильмы, снятые на киностудии, можно было увидеть в эфире ГТРК «Новосибирск», но затем телевидение от таких показов отказалось. С начала нового тысячелетия перестали выпускать и киножурнал «Сибирь на экране». В 2005 году ФГУП «Западно-Сибирская киностудия» становится открытым акционерным обществом со стопроцентной долей государства. Основной доход компании ближайшие десять лет будет приносить сдача помещений в аренду и оцифровка изображений. Наконец в июне 2015 года Росимущество продает стопроцентный пакет акций киностудии. Сумма сделки — 150,6 млн руб­лей. На момент продажи киностудия обладала всем необходимым оборудованием для законченного цикла производства кинофильма: от монтажа до озвучания.

Сказывается инерция

Идею возродить новосибирскую документалистику горячо поддержали и чиновники. Более того, складывается впечатление, что именно власть подсказала Музею города Новосибирска эту простую мысль — возобновить производство киножурнала «Сибирь на экране», который так талантливо показывал жизнь и достижения советского человека. «Во все времена, с тех пор как было изобретено кино, кинохроника снималась. Как бы трудно ни было, какие бы сложности страна не испытывала — экономические кризисы, войны, разрухи, — но кинохроника была всегда. К сожалению, эта традиция в какой-то момент оказалось под угрозой. И виной тому не какие-то экономические трудности, а просто недопонимание роли кино в нашей жизни, в воспитательном характере, который оно оказывает на общество, — заявил на презентации проекта мэр Новосибирска, член КПРФ Анатолий Локоть. — И я на своем примере вижу, как много мы теряем от того, что у нас нет этой простой хроники. Прошло 9 Мая, 70-летие Победы советского народа, Красной армии в Великой Отечественной войне, проведена масса мероприятий. Мы гордимся, показываем фотографии, но фильма-то нет. Мы его не сняли! Мы не сняли качественно парад, пролет авиационной группы над площадью Ленина…. И это неслучайно. Сказывается инерция, которая долгие годы довлела над Новосибирском, что кинодокументалистика — это прошлое, это неинтересно, это не актуально. Актуально! Нужно! Интересно! И крайне важно даже не для нас, а для тех, кто сегодня, может быть, в детский сад еще ходит».

«Еще совсем недавно мы имели кино мирового уровня. Последние годы новосибирская документалистика умирала, ни областным, ни городским властям до нас не было никакого дела. Сейчас произошел перелом. Мы видим, что всякий уважающий себя большой город имеет Дом кино. Дом кино есть в Иркутске, Самаре, Екатеринбурге. Да, сейчас Новосибирский дом документального кино создан в рамках городского музея, но думаю, что процесс наберет темп и Новосибирск обретет настоящий Дом кино, где можно будет собираться кинематографистам, показывать свои работы и общаться со зрителями», — говорит режиссер Владимир Эйснер.

На что именно будут нацелены камеры документалистов-хроникеров, недвусмысленно объяснила начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова: «Когда наша коман­да пришла в мэрию, мы столкнулись со своего рода информационным вакуумом. Мы проводим праздники, мероприятия, наши спортсмены становятся олимпийскими чемпионами, мы входим в Книгу рекордов Гиннесса… И вдруг понимаем, что все эти важнейшие события не запечатлены на камеру. Да, есть коротенькие новостные зарисовки, но нет рассказа о наших героях, нет рассказа о наших событиях, снятых профессионалами, как это было всю жизнь. Тогда и возникла внутренняя потребность в возрождении кино­хроники городских событий, включая тех, которые мы делаем на уровне департамента. И тогда мы стали анализировать и поняли, что колесо изобретать не нужно, все уже сделано до нас. В городе живут великолепные люди, которые создавали «Сибирь на экране» — кинохронику, которая славилась на всю страну. Надо их только поддерживать».

По договоренности властей и в соответствии с планом работы нового подразделения музея города в качестве технической базы Новосибирский дом документального кино будет использовать здание кинозала «Синема». «Маленький, уютный кинозал «Синема» мы сохраним, сделаем его лучше и удобнее для зрителей, чтобы была возможность смотреть новинки кино в этом зале, к тому же он будет социальным», — подчеркнул министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников.

Мэрия также ведет переговоры с новыми собственниками здания Западно-Сибирской киностудии о сохранении зала для кинопоказов: «Мы еще не решили, каким образом вернем этот великолепный зал. Возможно, будем арендовать его, чтобы не допустить его использование под склад. Мы встречаем понимание со стороны владельца, который тоже не хочет, чтобы зал с такой хорошей акустикой просто стал складом», — рассказала Анна Терешкова.

Источник: http://expert.ru/siberia/2016/10/sibir-na-ekrane/