Святые и простые смертные, сильные духом и телом. Они скитались, искали, боролись, не сдавались – за веру, за правду, за справедливость. Именно они стали героями картин, показанных в шестой фестивальный день.

«Светя другим, сгораю сам…» — эта картина о ташкентском периоде жизни великого врача и подвижника — святителя Луки (Воино-Ясенецкого) открыла череду показов в четверг. Автор работы – режиссер из Узбекистана Галина Виноградова.

Духовность одна. И для нее не существует границ. Более восьмисот километров отделяют Тверь от Таллина. Города в разных государствах. Но и там, и там свято чтят память о подвижниках тверской земли и ее святынях. В Тверской области восстанавливается Старицкий Свято-Успенский монастырь, а в Таллине идет строительство православного храма в честь иконы Божией Матери «Скопопослушница». Делегация Таллинского Тверского землячества и хор старейшей православной Никольской церкви Таллина отправляются в монастырь в Старице… Эту историю встречи соотечественников на родной земле рассказал в своей неигровой картине режиссер из Эстонии Сергей Леденев.

Фильм-притчу о трех судьбах, связанных общей темой духовного поиска прислала на фестиваль российский режиссер Екатерина Цветкова. История Сергиевского православного подворья и Свято-Сергиевского богословского Института в Париже. История валаамского схиигумена Серафима (Покровского), француза по национальности, связавшего жизнь с Россией. И история насельников Троице-Сергиевой Лавры. В картине тонко и красиво переплетены история России и Франции, судьбы тех, для кого так много значит имя преподобного Сергия Радонежского. К слову, в этом году картина «Три жемчужины» завоевала Золотой диплом XXIV международного кинофорума «Золотой Витязь», прошедшего в Севастополе, в номинации «Документальные короткометражные фильмы».

Российский режиссер Елена Дубкова представила зрителям неигровую картину «Куда уехал цирк…» и поведала историю ее создания. «Мы были в Сан-Франциско на съемках фильма о святом Иоанне Шанхайском. Однажды нас пригласили на цирковое шоу. В большой интернациональной команде артистов выступал русский жонглер Сергей Крутиков, который невероятно мастерски заводил публику. Оказалось, Сергей – наш земляк, с Урала. Из жуткой гостиницы он забрал нас жить к себе домой. Кормил, развлекал историями и шутками. И мы поняли: вот он, наш будущий герой…», — рассказала Елена Дубкова. Сергей и его друзья-циркачи после распада СССР уехали за рубеж в поисках лучшей жизни. Думали, что вернутся домой, но так и остались. Сергей полон оптимизма, человек-фейерверк. У него нет тоски, ему не знакома депрессия. Потому что есть любимая работа и родные люди рядом. «Откуда в тебе столько энергии?» — поражаются американцы. «Да я же медведь уральский!» — шутит он. И больше всего Сергей хочет, чтобы его дети научились говорить, писать, думать по-русски и помнили свои корни.
Зачастую мы гораздо больше знаем о тех, кто говорит и думает по-русски за океаном, в Западной Европе, чем о тех, кто не так далеко. На Украине, в Одесской области есть городок Вилково, который называют «Дунайской Венецией», основанный три века назад беглыми раскольниками. Там можно встретить представителей одной из ветвей старообрядчества – липован.  И по сей день они живут заветами предков и говорят на русском языке. О них снял свой фильм Алексей Погребной – «Липоване. Дунайская Венеция».

Еще одно кинематографическое осмысление повести Владимира Набокова «Бритва» представил российский режиссер Алексей Беляков. Напомним, что первым фильмом по этому произведению, представленным на фестивале была картина белорусского режиссера Кирилла Ерохина с тем же названием. Но в отличие от белорусского, российский фильм снят по мотивам повести. Главные герои картины – пленный красноармеец и офицер вермахта. Бывший некогда в плену у немца советский солдат теперь, спустя годы может поквитаться с врагом…

Особенно сильное впечатление на зрителей в этой день произвел конкурсный показ неигровой картины санкт-петербургского режиссера Сергея Дебижева «Последний рыцарь Российской Империи». Фильм рассказывает от судьбе уникальной и невероятно сильной личности – публициста, мыслителя Ивана Солоневича. Он был также атлетом и борцом. Редкое сочетание ума и физической силы делали его опасным противником. Он прошел множество испытаний: ГУЛАГ, изгнание и скитания, гибель любимой женщины. Его много раз пытались дискредитировать как на родине, так и в глазах эмиграции, но он продолжал идти своим путем, борясь с бесчеловечной системой, которая уничтожила миллионы соотечественников и миллионы обрекла на беженство.

И, наконец, ярким завершением дня стал долгожданный вечер, посвященный юбилею киностудии «Русский путь». Поздравить любимую киностудию с десятилетием приехали практически все режиссеры и сценаристы, в разные времена работавшие с командой Сергея Зайцева. Гостям вечера были показаны отрывки из фильмов киностудии о великих русских соотечественниках – Владимире Зворыкине, Юле Бриннере, Михаиле Чехове, Александре Иваницком, Александре Гречанинове, Владимире Варшавском и многих других. Много теплых слов было сказано, многими дорогими воспоминаниями о работе на киностудии делились режиссеры Ирина Голубева, Исрафил Сафаров, Елизавета Трусевич, Гули Тагиева и др. Музыкальные подарки к юбилейному вечеру подготовили историк, сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Леонидов и режиссер Александр Гурьянов. Гости вечера не раз вспоминали первый фильм киностудии – «Посольство на Таганском холме». Идею названия в свое время подсказал заместитель директора Дому русского зарубежья имени Солженицына, историк Игорь Домнин. Он напомнил о  том, как профессор Евгений Месснер, участник Белого движения, называл русскую эмиграцию послами России в мире. «А Дом русского зарубежья является сегодня посольством той, зарубежной России на исторической родине», — говорит Игорь Домнин.

Автор: Татьяна Кутаренкова

Фото Олега Булдакова