Весной этого года «ТВ Студия Август» при поддержке Министерства культуры приступила к съемкам документального проекта «Авиатриссы Первой мировой». Фильм будет посвящен первым женщинам в истории русской авиации. О том, чем интересен новый проект, расскажут режиссер Сергей Головецкий и продюсер Анна Коряковцева.

 

 Анна, Сергей, добрый день! Расскажите, пожалуйста, подробнее про идею проекта «Авиатриссы Первой мировой».

— Анна Коряковцева: идея проекта зародилась уже давно. Ещё 2 года назад автор сценария «Авиатрисс» Татьяна Басова поделилась со мной этим замыслом. Уже на тот момент я могла оценить, что такой фильм будет интересен зрителю. Одним из направлений работы нашей компании является военно-историческая тематика. В числе проектов «ТВ Студии Август» — многосерийный документальный фильм «Прекрасный ПолК», посвященный женщинам-участницам Великой Отечественной войны. Фильм «Авиатриссы Первой мировой» посвящен первым российским женщинам в авиации. Эти проекты созвучны. Я увидела в сценарии большой художественный потенциал, а поскольку у меня уже был опыт работы с подобным материалом, я, не задумываясь, взялась за него. Мы долго искали финансирование. И, наконец, получили грант Министерства культуры и очень благодарны за возможность сделать это кино.

00021.MTS_000058742

 

— В названии Вашего проекта есть несколько составляющих элементов: авиация, женщина, Первая мировая война. Скажите, что для вас, как для авторов, является приоритетным в развитии темы фильма? Что же всё-таки на первом месте: самолет или женщина?

Сергей Головецкий: для меня основным интересом представляется, конечно же, женщина. Этот фильм – своеобразный гимн женщинам. В процессе размышления над картиной это стало очевидно. Важен контекст, в котором раскрывается образ. Что вынуждало молодых, красивых, образованных женщин, принадлежащих к высшим слоям общества, взмывать в небо, каждый раз рискуя жизнью? А ведь это было элитарное удовольствие, это была роскошь. Женщина – загадка. В этом фильме мне было важно проследить мотивы, которые толкали первых авиатрисс в небо. Важно понять, чем был для них самолет. Метафорой свободы? Вызовом обществу? Технология меня здесь интересует меньше. Можно было бы снять кино про технические характеристики первых самолетов. Но сама эпоха олицетворяет дух аристократизма, в противовес технократизму, которым и без того пропитана современность.

C0005.MP4_000003640

 

— Чем с продюсерской точки зрения интересен проект?

Анна Коряковцева: для «ТВ Студии Август» образ женщины является своего рода «фирменным» интересом. Наш проект «Прекрасный ПолК» насчитывает 7 фильмов-историй, посвященных участницам войны. Что касается «Авиатрисс Первой мировой» – это кино лирическое, в нём преобладает ностальгическая интонация. Здесь факты уступают место эмоции. Мы хотели бы передать то волнение, которое возникает при просмотре старых фотографий эпохи Первой мировой войны. При этом невероятно интересно рассматривать такие альбомы, за каждой фигурой, за каждым лицом скрывается целая история. В художественном отношении наш фильм своего рода эксперимент, совмещение форматов. Реальные исторические лица, наши авиатриссы, помещены в пространство художественных образов.

C0015.MP4_000002018

— Расскажите, чем Вас привлекла эпоха, о которой рассказывается в фильме?

Сергей Головецкий: это время – последний отблеск элегантной эпохи в России. Время романтики, а не прагматики, которая пришла ей на смену. Атмосфера Серебряного века непосредственно влияла на людей, на их  самосознание. Это время очень быстро проскочило, были буквально считанные годы этого явления. Почему для нас это важный исторический момент? Женщина себя проявила, ничего не утратив. В её поступках была великая дерзость, однако, женщина оставалась женщиной.

 

— Какими были женщины, про которых рассказывается в Вашем фильме? Есть что-то, что их объединяло?

Сергей Головецкий: главное, что поразило меня в героинях этой истории – удивительный внутренний стержень, и в то же время гармоничность. Никто толком не знал, что такое самолет. Но женщины шли на риск, поднимались в небо. Разбивались. Но это неиссякаемое любопытство, которое толкало их иногда на смерть, меня, как автора потрясло. Это любопытство сродни любопытству Евы, оно необъяснимо и этим завораживает. Авиация в то время – это риск, вызов, но это и роскошь, красота. Одной из ярких представительниц такого типа женственности была Вера Холодная, звезда немного кино. Она сочетала в себе тайну и энергию. Женщины той эпохи имели отпечаток вечной женственности, искомой художниками всех веков.

 

— Ваш документальный фильм посвящен военному времени – Первой мировой войне. В проекте как-то акцентируется тема патриотизма?

Сергей Головецкий: гражданские качества женщин, о которых мы ведем разговор, – отдельный смысловой план фильма. Они были и женами, и матерями, любимыми и любящими. Однако это не останавливало их, не ограничивало. Авиация влекла этих женщин больше, чем тихая спокойная жизнь.

 

— Скажите, в какой степени Ваш фильм можно назвать историческим?

Сергей Головецкий: конечно, фильм нельзя назвать историко-архивной работой. Я бы сказал, что это фильм-эссе, размышление над красотой ушедшей эпохи, попытка схватить какой-то важный момент времени и отдать ему почтение. В проекте много субъективного.

Анна Коряковцева: фильм скорее лирическое высказывание об эпохе, чем историческое исследование. Это анализ времени, в котором жили потрясающие люди и происходили судьбоносные события.

 

— Расскажите про поиски материалов к проекту. К работе над проектом привлекались специалисты?

Сергей Головецкий: на съемках фильма в Петербурге нам удалось встретиться и побеседовать с потрясающими специалистами, страстно увлеченными людьми. Это и научный сотрудник музея гражданской авиации Георгий Владимирович Галли, и писатель Геннадий Трофимович Черненко, историк авиации Владимир Васильевич Король, Вера Александровна Ефимова, писательница, автор книги об авиатриссе Шаховской. Все, кто занимается данным вопросом, представляют очень узкий круг энтузиастов, которые одержимы историей ранней авиации также, как и первые авиатриссы были одержимы небом.

00078.MTS_000008194

— Скажите, были ли сделаны какие-то открытия в процессе съемок?

Сергей Головецкий: открытие – это то, на что можно навести камеру. Мы постарались высказаться по поводу времени, по поводу человеческих судеб. А открытия – и исторические и художественные – надеюсь, сделает зритель  нашего фильма.

Интервью провела Ольга Лосева.

 

Пресс-центр  Ассоциации документального кино СК РФ