Самара. Фестиваль «Соль земли»

Юбилейный 10-й фестиваль документальных фильмов «Соль земли» завершил свою работу в Самаре. А чем стал фестиваль документального кино «Соль земли» для самарского зрителя понять уже можно – для зрителя постоянного и случайного, подготовленного и не очень. Вот, например, студенты 1-2 курсов направления «Журналистика» и «Телевидение» Самарского университета впервые увидели документальное кино фестивального формата. Придут они на показы в следующем году? Примут эту киноправду или предпочтут забыть то, что узнали из порой шокирующих фильмов? Не знаю…

Показ внеконкурсных фильмов открывался «Булгаковщиной» Анны Юртаевой. Почему из всего творчества Михаила Афанасьевича мы выбрали и полюбили роман «Мастер и Маргарита», что значило читать и любить Булгакова 25 лет назад, и чем эта любовь обернулась сегодня – на эти вопросы пытались ответить авторы фильма. Надежду на творческое бессмертие черпала в романе интеллигенция эпохи застоя, рецепты вечной любви и внутренней свободы искали бунтари перестройки, мистику и котика – предвосхищая тренд – выделила для себя молодежь «нулевых»… Сегодня старшеклассники под присмотром учительницы пишут на стенах подъезда с «нехорошей квартирой» пожелания об успешной сдаче ЕГЭ.

Антология жизни

За десять лет фестиваль «Соль земли» показал более шестисот фильмов, из которых можно составить антологию нашей жизни. А можно – и вот это действительно интересно, поучительно и даже перспективно! – попытаться проследить, как, почему изменяется понимание смысла жизни: авторами фильмов, зрителями, журналистами, гостями… За время существования фестиваля изменился мир – мир как состояние равновесия, гармоничного существования, относительного покоя. Эти изменения

затронули и каждого конкретного человека, и отдельные государства. В сознание современного человека вернулось понятие «война», появилось осознание многовариантности мироустройства, исчезли предсказуемость и почти обретенная уверенность в завтрашнем дне. Но ответ на зыбкость и утрату ориентиров во внешнем мире – и это хорошо прослеживается на примере фестивальной фильмографии – можно найти во внутреннем мире человека. Именно о том, что спасение и смысл жизни заложены в самом человеке, — большинство фильмов 2017 года.

Не было бы счастья…

Для Олега Белова, ведущего артиста Самарского драмтеатра, эта пословица стала явью пять лет назад. Он стал заниматься арт-терапией с пациентами психиатрической больницы. На творческом вечере в «Художественном» был представлен фильм «Счастливый случай» (реж. С. Зимний): о том, как начинался больничный театр, об открытии режиссером актеров и актерами – самих себя, об осознании проблемы адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья. Для Олега Белова работа в реабилитационном центре стала спасением: «Сострадание не врожденное качество, а воспитуемое… Мы поняли, что помогать людям – удовольствие. Постоянно рассказываем всем о нашем проекте, и рады, что вокруг так много неравнодушных людей!». Однако задача фильма – не просто озвучить проблему адаптации больных в обществе, но изменить, вернее, попробовать изменить отношение к людям с ограниченными возможностями в обществе. Возможно ли это?..

Кто смотрит?

Татьяна Попова

Зрителей на фестивале было до обидного мало, иногда их не было совсем. Те, кто, может, и хотел бы посмотреть документальное кино, не смогли приехать из-за неудобного расписания: показы проходили в будние

дни с девяти утра и до восьми вечера, когда у большинства тянулся рабочий день. Понятно, что людям в это время было не до социальных фильмов. «Какая мне документалистика после девяти часов работы, тут и телевизор на кухне вполне устроит», — посетовал мне в троллейбусе слесарь Самарского метрополитена Иван.

Винить организаторов фестиваля и уж тем более трудящихся самарцев здесь не в чем – можно только порадоваться, что такие мероприятия не обходят Самару стороной. Получилось, правда, то, что получилось: на «Соль земли» ходили любопытные до всего журналисты, утомившиеся на жаре бабушки и недовольные школьники, которым не терпелось уйти домой.

И вроде бы радоваться ребятам, что вместо уроков их отвели в кино, а они не хотят – не нравится сегодняшней продвинутой молодежи кино без развлечений. Может быть, это еще одна причина, по которой в «Художественном» было немноголюдно. Сидят ребята на фильме о кардиохирургах и выясняют, кому пришло в голову снимать лопнувшую во время операции аорту, да еще и показывать это зрителям (««Сердце» сорок лет спустя», реж. Е. Голынкин). А в «нормальном» кинотеатре идет интересный фильм про смайлики «эмодзи» и картина по роману Стивена Кинга – там все понятно (наверное, понятно, где смеяться, а где пугаться).

От таких слов становится грустно, ведь не развлечением же единым жив современный человек? Все-таки фестиваль «Соль земли» тем и ценен, что за несколько дней поднимает такой пласт социальных и культурных проблем, о которых мы можем не думать годами.

В «нормальных» кинотеатрах и по телевизору не покажут, как работники детского хосписа на планерке пытаются пережить детскую смерть и как тяжело даются врачу слова: «в вашем случае медицина бессильна» («Чужое и свое», реж. Г. Адамович). Не расскажут там и о приютах для собак, которые больше напоминают концлагеря («Каждая собака», реж. В. Казарина), и о жизни женщины, ухаживающей за немощным отцом («Тата», реж. Н. Василевская).

Но были и те, кто пришел на фестиваль, чтобы посмотреть настоящее документальное кино о настоящем и личном. Такие картины вряд ли появятся в прокате или в онлайн-доступе, а значит, сохранятся только в памяти зрителей, как исключительные человечные истории без сценария и пестрого шума. Может, и хорошо, что в «Художественный» приводили школьников, ведь этот фестиваль остался одним из немногих мест, где людям показывают реальность такой, как она есть, непостановочной, — трудной и многогранной.

Общие проблемы

Как заметил член жюри, Президент Ассоциации кино- и телевизионных работников Воеводины (Сербия) Срджан Илич, в Европе есть три фестиваля, фильмы которых поднимают ту же тематику, что и самарский фестиваль, — культура, вера, традиции. Так, большинство фильмов фестиваля «Бдения души» (Сербия) рассказывают о проблемах и попытках героев их исправить: «Все, что я слышал о документальном кино в России, можно сказать и о сербском кино. Те же трудности, та же тематика – состояние души является способом существования нас, как народа». Действительно, «Дом ангелов» (реж. Б. Бешевич), «На грани ума» (реж. М. Маяр) не просто украсили программу фестиваля, но и принесли своим создателям заслуженные награды.

Белорусским кинодокументалистам сегодня могут позавидовать российские режиссеры – культурологический канал «Беларусь-3» демонстрирует исключительно документальные фильмы. Поэтичность, присущую белорусским фильмам, привносят в российское документальное кино и студенты Белорусской государственной Академии искусств, которые часто уезжают работать в Россию: «Для нас это потеря», — констатирует Сергей Катьер, член жюри, продюсер, Член Союза кинематографистов Республики Беларусь.

Для самарских зрителей откровением, потрясением стал фильм «Тата» (реж. Н. Василевская). Простой сюжет, нарочито несложные съемки,

тотальное отсутствие авторской позиции, хотя это дочь-режиссер снимает мать и деда: он доживает жизнь, она помогает ему сделать это достойно. Вот и все. Почему этот фильм переворачивает душу?..

Рефлексия на тему жизни после войны: а что в итоге?

Диана Егоровская

Сложно переоценить значение войны в жизни человека ее пережившего. Фильмы, представленные на фестивале «Соль Земли» в этом году, кричали зрительному залу: «Разрушьте паттерны и задумайтесь, возможна ли счастливая жизнь после войны. Представьте на секунду, что испытывают те, кто смог сбежать, выжить, победить. Правда ли, что их борьба закончилась? Или они каждый день вступают в схватку с чем-то враждебным, что иногда существует не снаружи, а внутри них самих».

Попавшая во внеконкурсную программу картина «Бежать от войны» (реж. М. Иванова, Н. Викторов) существовала в двух измерениях: в первом правили бал красивые ведущие выпусков новостей, которые из своих красивых студий отстраненно рассказывали о вооруженном конфликте в Сирии. В другом измерении были те, кому оставили жизнь, но отняли семью, родину, право говорить на своем языке. Авторы картины не делают глубокомысленных пауз, не оставляют открытых финалов, а отвечают на все вопросы, возникающие в течение того часа, что идет фильм: эти люди хотят вернуть свой дом. Им нужна родина, которая лежит в руинах.

Картина «Мост» (реж. А. Драницына) о ветеранах войны. Две сестры живут по разные стороны еще не построенного Керченского моста. Добраться друг до друга почти невозможно — здоровье не позволяет. Жизнь старшей сестры кажется ужасной, она рыдает, рассказывая то о голодном детстве, то о старости, подчиненной болезням. От нее же мы слышим, что жизнь ничего кроме страданий не приносит и не принесет. Младшая сестра веселее, истории она рассказывает искрометно, так, что зал иногда заливается смехом вместе с пенсионеркой. Здесь нет обреченности, хотя бабушка давно не

выходит из квартиры и с трудом встает на ноги без помощи дочери. В конце фильма женщины все-таки встречаются, но разговоры ограничиваются перечислением знакомых и соседей, которые умерли за те 15 лет, что сестры не виделись.

Понять, что после войны, даже у победителей, не будет мира в душе, важно. За любым конфликтом стоит личная трагедия каждого, кто так или иначе с ним связан. Людям стоит задуматься, что мир можно не только завоевать, но и сохранить.

Фильм «Иосиф Бродский: северный край» (реж. Н. Якимчук) привлек много молодых зрителей – Бродский, увы, модный поэт (увы – потому что читают его и любят «по-булгаковски», однобоко и экстатично). К сожалению, фильм и создан в духе этой любви: кровать Бродского, завалившаяся под пол деталь фотоаппарата Бродского, воспоминания о простоте, доброте, человечности Бродского – «здесь был Бродский», так можно коротко передать содержание фильма.

Камерный портрет режиссера Алексея Балабанова («Алексей Октябринович», реж. Д. Иванкова) удалось создать его землячке – студентке ВГИК им. С.А. Герасимова. Кадры из фильмов разных лет – от культового «Брата» до малоприятного «Груз 200» — вместе с интервью самого режиссера, репортажами с питерских экскурсий, воспоминаниями жены и друзей показывают не только яркого режиссера, уловившего суть своего времени, но и набросок – очень точный, кстати, самого времени.

Встречи

Алина Масалимова

—А что здесь, фестиваль какой–то? —Да, всероссийский фестиваль документального кино «Соль земли-2017». —Документального кино? Погодите, российского кино?.. Не то, чтобы в России сейчас процветает жанр кинодокументалистики. И не то, чтобы он устаревает. В мае в моем старом саду особенно выигрышно

смотрелись молодые, дышащие свежестью яблони — так и современное документальное кино вбирает в себя воздух нового времени и тянется выше и выше к солнцу.

—Ну как, понравилось? — спрашивает Сергей Мирошниченко после того, как в зрительном зале зажегся свет. Показывали пролог его фильма «Кольца Мира». Значительная часть съемочной группы — молодые и необычайно талантливые люди, как отмечает выступающий.— Я всегда приглашаю работать молодых, сначала я их учу, а потом они меня, — режиссер улыбается со сцены. Он верит в молодежь, в поколение, которое прорастает сквозь асфальт.

— Как большая группа людей делает космический корабль, так и мы делаем фильмы. Кино — это дело коллективное, дело чести. Поэтому мы снимали философию спорта, а не просто документалистику.

Да, раньше и сгущенка слаще была, и кино другое было.

— Очень много светлого, переходящего от фильма к фильму было в моей жизни. Я работал с разными режиссерами — мне не повезло, все они были умнее меня и конфликтов у нас не было, — иронично всплескивает руками оператор Николай Волков. — Они давали мне полную свободу. И у меня тряслись колени, потому что свобода — это ответственность. А я-то хочу по указке ходить, чтобы в случае чего можно было свалить на режиссера. Знаете, с какой проблемой сталкиваешься в документальном кино? — больше самому себе, чем зрителю, задает вопрос оператор. — Жизнь проходит очень быстро. Смотришь — 10 лет, а потом — раз!— и еще 30.

Кино — это еще и свет, и звук, и эмоция, кино априори больше, чем слово. Слово является лишь одним из многочисленных инструментов, при помощи которых эмоция с экрана пробирается в сердце зрителя…

Про сгущенку — не знаю, может, она и была слаще. Но фильмы — хорошие современные фильмы — оставляют после себя очень приятное послевкусие.

Итоги

Все-таки, итоги подвести придется — не юбилейные, а 10-го фестиваля. Программа – конкурсных и внеконкурсных фильмов – была интересной: выделись конкретные тренды довольно трудно, скорее, тематика фильмов повторяет ту мозаику мнений, взглядов, образов, героев, фактов, которые сегодня составляют нашу повседневную жизнь. Много боли и страданий, несправедливости и жестокости, очень много равнодушия, которые иногда можно преодолеть работой, творчеством, добротой, участием, вниманием – человека к человеку. Об этом и был фестиваль.

Виктория Трифонова, Самара