Он не телезвезда, но фильмы его многие знают. Анатолий Эфрос когда-то сказал: «Мастер, которому надо поверить раз и навсегда». И ему поверили – и коллеги, и зрители. Заслуженный деятель искусств России, телевизионный режиссер и сценарист, лауреат премии ТЭФИ — Андрей Торстенсен отмечает сегодня 80-летие.

Постановочно, под взглядом камеры, Андрей Торстенсен заходит на телеканал «Культура» впервые. А вообще этот маршрут режиссеру знаком уже без малого 20 лет. Абсолютно непубличный телебог — так называют Торстенсена коллеги. О нем даже во Всемирной паутине лишь сухая справка: учеба, работа и список фильмов. За полвека на телевидении – их около сотни.

«Сейчас я придумал себе такое название, как-то меня осенило – телевизионный динозавр. Что я только ни делал за это время на телевидении. А вот, когда на канал «Культура» пришел, я тут делал все, вплоть до прямых трансляций», — рассказывает заслуженный деятель искусств России, телевизионный режиссер Андрей Торстенсен.

Андрей Торстенсен вырос в театральной семье: отец – актер, мать – художник по костюмам. Закончил актерский факультет ГИТИСа, но по специальности — в Саратовском ТЮЗе — проработал лишь три года. Понял: сцена – не его. Судьба привела на телевидение. Здесь и задержался. Свое основное дело жизни – документальное кино – Андрей Торстенсен встретил в отделе учебных программ Центрального телевидения.

«Я чистую документалистику не люблю. У меня было такое свое определение, я называл то, что я делаю, творческим процессом. Это не было просто документальное кино, документальная передача, — говорит Андрей Торстенсен. — Если вы делаете или про писателя, или про художника, вы должны знать все про этого человека».

Всё Торстенсен знает про Чайковского, Светланова, Пушкина, Шнитке и про многих других деятелей искусства. Работает медленно, без телевизионной суеты — Торстенсен так любит, хотя и списывает всё на свою лень. Телевизионным рассказом не пытается увлечь каждого зрителя, слишком хорошо понимает аудиторию. Не выдумывает замысел фильма, идея сама возникает в процессе. «Он наделен безошибочным нравственным инстинктом»,- говорят коллеги. Для режиссера важна своя команда.

«Для меня команда первостепенное значение имеет. Я привык работать, я вспоминаю свою не такую короткую жизнь на телевидении, у меня было совсем немного операторов. Обычно это была группа, в которой — и оператор, и монтажер, и редактор, я не говорю уже про автора, которые мне были близки, и мы понимали друг друга с полуслова», — вспоминает Андрей Торстенсен.

С театроведом Натальей Крымовой работали и над циклом биографических программ «Театр Чехова», и над одним из первых в стране фильмов о Высоцком, с писателем Юрием Карякиным снимали ленты о Достоевском и о драматичной истории «Моцарта и Сальери». По словам режиссера, с такими авторами удается сохранить в фильмах самого себя.

«Для меня самое главное и самое интересное – это работа. Для меня работа означает работа тире – отдых», — признается Андрей Торстенсен.

Про отдых тоже говорит увлеченно – любит путешествовать, за последние 10 лет удалось объездить полмира, но добавляет – по работе.

Источник: Общероссийский государственный телеканал «Культура»