В кинотеатре «Совкино» хабаровчанам впервые показали документальный фильм о заслуженном художнике России Александре Петровиче Лепетухине. Его выход приурочен ко второй годовщине со дня его смерти. Но это не фильм-биография о жизни дальневосточного художника, а, скорее, рассказ о том, как он чувствовал этот мир и людей в нем. Александр Лепетухин из Хабаровска: художник и его картины Удивительно, в зале кинотеатра — аншлаг, яблоку негде было упасть. Он был переполнен людьми разных возрастов, теми, кто лично знал Александра Лепетухина. Они пришли не просто почтить память своего друга, а еще раз встретиться с ним и мысленно поговорить. На этом кинопоказе присутствовала и Наталья, вдова Александра Петровича, а также режиссер фильма и оператор — творческий и супружеский дуэт, Анна и Альберт Самойловы. «Путь Александра Лепетухина» — это необыкновенная картина, где чуть ли не каждая деталь и кадр — говорящие. Его снимали на протяжении двух лет, отсматривали несколько раз перед первым показом на большом экране. А боль большой утраты еще жива: взволнованные друзья Александра Лепетухина, присутствовавшие на премьере, отметили, что для осмысления всего увиденного и сказанного им потребуется несколько просмотров в одиночестве. Фильм начинался словами художника, а заканчивался девичьей песней под гитару. В нем рассказывается о последних годах жизни художника, о том, как он пришел к вере и новому пониманию окружающего мира. В фильме Лепетухин говорит о своей борьбе с онкологической болезнью, которая стала причиной его ухода. Он рассуждает о современном человеке, что его окружает снаружи и что он хранит внутри. Главный вопрос, который занимает любого думающего и культурно обогащенного человека — существует ли душа? Ее воспитание, муки и радость, которые проходит человек во время разложения или совершенствования. Эти вечные вопросы занимали художника, и именно они нашли отражение в его картинах. В фильме показан Хабаровск на протяжении сменяющих друг друга времен года. Зима переходит в весну, а затем зрителя переносят в жаркий Иерусалим, где художник рисовал местные пейзажи. Фильм заканчивается кадрами Хабаровска. Друзья Александра Петровича переживали документальную картину жизни художника каждый по-своему: кто-то светло улыбался, а другие — застенчиво прятали свои эмоции. Фильм присутствующих растрогал, после каждого яркого, насыщенного образами и мыслями фрагмента хотелось остановиться и подумать. Ведь порой совершенно не требуется объяснять, что нарисовано, по наитию души считываешь образы и размышляешь о них.

 

lepetuhin-zal

Оператор фильма Альберт Самойлов считает, этот фильм близок зрителю на интуитивном уровне

 

 

 

Александр Лепетухин крестился в позднем возрасте и окунулся в веру с головой. В эти годы он, пожалуй, максимально использовал свой талант, достигнув таких высот, к каким некоторые художники только приближаются. Его картины – словно отпечатки духовного пути Александра Петровича. Находясь рядом, чувствуешь умиротворение от теплых тонов, а извечные библейские сюжеты привносят в них свой неповторимый смысл. Это то, чем была наполнена душа художника. Некоторые работы мне впервые удалось рассмотреть прямо в фильме. Особенно запомнилась картина насыщенно-синего цвета: в центре — земной шар, по которому вереницей движутся едва различимые с высоты космоса фигурки людей. И эта земная вереница плавно перетекает в звездный калейдоскоп на небе. Возможно, именно так себе представлял конец пути Александр Лепетухин. Или один из его возможных вариантов. В архиве вдовы сохранились папки с эскизами, на которых написано: «Путь, неоконченные». Так и путь Александра Петровича символично еще не окончен, пока живы люди, которые дорожат памятью о нем. А любовь только тогда вечная, когда человека любят даже после его ухода, говорит художник с экрана. Нам говорит.
Елена Барабанова