Через несколько дней, 16 сентября, откроется XVI Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Этой информацией владеют многие читатели новостей. Но что сегодня стоит за названием, которое двадцать лет назад мало кто умел выговаривать? «Флаэртиана» выросла из разряда форумов, где раз в год можно увидеть программу авторского документального кино. Это не её размер. Какой — её? Фестиваль стал социальным феноменом, развивающей и образовательной средой для людей, мыслящих самостоятельно, и тех, кто приходит этому научиться. Как это измерить? Причём тут кино? И почему «Флаэртиану» уверенно можно назвать пермским Оксфордом?

Разобраться и объяснить всё это, как оказалось, непросто. О фестивале написано множество текстов, гидов, снято достаточно сюжетов, в которых приводятся факты, цифры и мнения экспертов. И всё равно актуальность и драгоценность «Флаэртианы» далеко не всем очевидна. Потому что по пути, который прокладывает команда создателей «Флаэртианы», ещё никто не проходил.

Предлагаю читателям триптих, посвящённый флаэртианским открытиям. Первая его часть — попытка найти образ структуры фестиваля и увидеть сущность «Флаэртианы» с разных ракурсов. Вторая и третья части обзора исследуют одно из ведущих направлений работы «флаэртианцев» — медиаобразовательные и медиапсихологические практики.

Коснуться жизни

«Come and hold my hand, I wanna contact the living» (Подойди и возьми меня за руку, я хочу прикоснуться к жизни).

В двух строчках песни Робби Уильямса уместилось настроение поколений, выросших с гаджетами в руках. Впечатлений так много, но как отличить в множащихся виртуальных мирах свою собственную реальность?

Именно дети, по словам руководителя отдела медиаобразования «Пермкино» Ольги Ахмедзяновой, однажды во время обсуждения фильма первыми заговорили о различиях между игровым и документальным кино, о недоверии к постановочным фильмам и интересе к документальным. Значит ли это, что зрители предпочитают документалистику? Это ли причина, по которой залы киноцентра «Премьер» с каждым годом становятся всё более вместительными? В 2015 году по официальным данным общее число посетителей «Флаэртианы» составило 12 621 человек.

Президент фестиваля, создатель «Флаэртианы» Павел Печёнкин отвечает, что интерес зрителей вызывает не документалистика, а сама жизнь посредством документального кино.

0efcf78bd546077e8c5d125cbf908496

Павел Печёнкин, режиссёр, президент фестиваля «Флаэртиана»:

— Фильм в данном случае выступает как инструмент изучения жизни и, прежде всего, самого себя. Когда я мечтал стать режиссёром, я не думал об этом. Когда стал снимать сам, думал о кино. Но после появления «Флаэртианы», когда был проведён четвёртый фестиваль, я вдруг понял, что мы изобрели эффективную гуманитарную технологию. Она помогает человеку открывать самого себя и мир вокруг. То есть, формирует личность. И я бы в обязательном порядке всем рекомендовал учиться снимать документальное кино.

Парадоксальность в том, что большинство проектов «Флаэртианы» учат не столько снимать, сколько смотреть кино. На воспитание профессионального зрителя направлены многие практики фестиваля: занятия в школе медиаобразования, дискуссии, мастер-классы, тематические киноклубы, фотовыставки, экскурсии, медиафорум. В рамках фестиваля «Вуз-Флаэртиана» — курс для студентов гуманитарных факультетов Пермского государственного университета «Письмо и мышление», проект «Doc. Урок. Губаха», проведение медиауроков для школьников совместно с преподавателями, развитие системы тьюторского сопровождения и так далее. Причём пермскими площадками эти практики не ограничиваются. Медиаобразовательные методики уже внедрены в Чусовом, Губахе и Березниках. Наконец, впервые этим летом в новом детском лагере «Нечайка» была проведена киносмена — дети смотрели кино, обсуждали и сами снимали. В этом году и программа фестиваля «Флаэртиана» расширилась и проводится в двух городах — Перми и Губахе.

Чем больше практик, тем больше участников «Флаэртианы».

Павел Печёнкин:

— Для того чтобы иметь за душой что-то своё, что ты можешь сказать людям, необходимо владеть языком. Нужна выработка языка. Проще выучить китайский, чем освоить язык кино. Искусство — это преодоление собственной немоты. Человеку так сложно пробиться сквозь корку своих табу, условностей, ограничений, личностных комплексов. «Господи, мне удалось что-то своё сказать!» — это момент целеполагания, поворот судьбы.

«Сказать что-то своё» — близко к ощущению contact the living. Но для этого необходимо сначала научиться мыслить независимо, уметь выражать свои идеи, критически анализировать любую тему, выстраивать аргументацию, систематизировать свои знания, владеть культурными кодами.

Если увидеть, что эти задачи сосредоточены в центре деятельности «Флаэртианы», то и цели каждого из субпроектов фестиваля проясняются. А разные направления работы, которыми руководит Павел Печёнкин, можно представить в виде концентрических круговых волн. У них единая сердцевина, но разная длина окружности, масштаб.

Круги «Флаэртианы»

По словам Павла Печёнкина, он сформулировал главную задачу «Флаэртианы» шесть лет назад, когда в структуре кинокомпании «Пермкино» был создан отдел медиаобразования во главе с Ольгой Ахмедзяновой. Базовым проектом, вокруг которого выстраивались остальные, организаторы называют «Пермскую синематеку», созданную десять лет назад.

Павел Печёнкин:

— Сейчас я говорю вполне уверенно: «Пермская синематека» — это главное, что мы сделали. Всё остальное — «да, но…».

А что это — «всё остальное»? Представим себе «Флаэртиану» как концентрические волны социальной сети, расходящиеся от своего центра всё дальше и дальше. Дополнят образ формулировки из первых уст — какие смыслы создатели проектов в них вкладывают.

Киностудия «Новый курс» сосредоточивает в себе профессиональную деятельность в сфере кинематографии. Здесь снимается кино.

Павел Печёнкин:

— Молодому человеку в его становлении необходимы герои. По какому пути идти? Как выполнить невыполнимую для остальных задачу, которую ты перед собой поставил? Вот для чего стоит снимать документальное кино. Это очень чётко и относительно коротко сформулированное высказывание, которое помогает правильно понимать жизнь. А те люди, которые пытаются снимать такое кино, занимаются непрерывным тестированием самого себя.

далее

Источник: Звезда