Приступила к работе Экспертная комиссия по определению профессионального качества неигровых фильмов, выпущенных при государственной финансовой поддержке Министерства культуры РФ в 2014 году.

В 2013 г. по инициативе Ассоциации документального кино при поддержке Союза Кинематографистов РФ и Государственного архива кинофотодокументов в г. Красногорске, была организована Экспертная комиссия по просмотру картин (более 300 неигровых фильмов), выпущенных при поддержке Министерства культуры РФ в 2012г.

Отчет и доклад Экспертной комиссии были представлены на IV (девятого созыва) Пленуме Правления Союза кинематографистов России.

Пленум предложил и далее работать Экспертной комиссии, так как в результате анализа и проведенного обсуждения программы 2012 года, выявились реальные проблемы в производстве документальных фильмов, созданных при финансовой государственной поддержке.

Экспертная комиссия Союза Кинематографистов РФ оценивала представленные документальные фильмы по следующим (предложенным совместно с СК РФ в Минкультуры) параметрам: 1).драматургическое и режиссерское решение фильма; 2).изобразительное решение и технологическое качество (операторская работа, звук); 3).«освоение» бюджета фильма; 4).социальная значимость фильма; 5).особые замечания.

В 2013 г. комиссия СК РФ также  отсматривала фильмы, созданные при финансовой поддержке Минкультуры, и по итогам работы сформулировала и обобщила результаты в Итоговом отчете, учитывая впечатления от просмотров 2012 года. И тут следует признать, что фильмы стали лучше по профессиональному уровню и ответственности, меньше стало откровенной халтуры. Хотя она, увы, еще нередко встречается. Но ряд картин достигает высокого художественного уровня, который доказывает способность документального кино даже в нынешних материальных и социальных условиях стать значимой частью культурной и общественной жизни страны.

Количество фильмов, которые вызывали недоумение своим откровенно низким профессиональным, а иногда и несостоятельным техническим уровнем, на тот период также было меньше, учитывая, что за каждым фильмом стоят немалые государственные деньги.

От творческой неудачи не застрахован ни один художник, и такие случаи вызывают сочувствие. Однако не может найти понимания откровенный непрофессионализм, безответственное отношение к финансовой государственной поддержке, недостаточно продуманный подход к отбору субсидируемых проектов.

В 2013 году создано много фильмов, которые преодолели планку профессиональной приемлемости, но вряд ли эти фильмы смогут заинтересовать широкую зрительскую аудиторию, -и в силу тематического однообразия, -и ввиду отсутствия драматургической и художественной новизны.

Экспертная комиссия отдельно отметила, что одна из тенденций, которую мы выделили после просмотра картин, – это преобладание фильмов, сделанных в откровенно телевизионной стилистике. Их более 50%.  В последнее время идет много дискуссий о том, в чем состоит отличие кино от телевидения, для профессионалов совершенно очевидно, что у телевидения (телепроектов) стоят другие задачи и используются другие инструменты для решения этих задач.

Так же необходимо учитывать, что телевизионные фильмы относятся к Средствам Массовой Информации и несут на себе иную (в основном информационную), отличную от документального кинематографа ценность.  ТВ-фильмы — это путь стандартизации и обезличивания документального кино, и на это следует обратить самое пристальное внимание.

Документальное кино является самостоятельным видом киноискусства, важнейшим элементом культуры, и мы считаем крайне необходимым и актуальным сохранение и развитие традиций уникальной отечественной школы кинодокументалистики.

Особо обращаем вниманием, что Экспертная комиссия СК РФ рекомендует при проведении тендеров на получение государственного финансирования на создание «неигрового национального видеофильма» направлять средства именно на развитие документального кинематографа.  Также Экспертная комиссия СК РФ считает необходимым и полезным дальнейшее совместное с Министерством культуры РФ, продолжение     работы по контролю за качеством и развитием отечественной кинодокументалистики.

Экспертная комиссия СК РФ состоит из опытных, профессиональных кинематографистов России (включая кинематографистов, работающих в регионах) – сценаристов, режиссеров, операторов, продюсеров. В 2015 году Комиссия СК работает в объединенном составе с членами Гильдии неигрового кино и телевидения, выставляет оценочные балы в электронном голосовании по 10-бальной системе. Дополнительно Комиссия СК РФ оценивает фильмы по расширенной системе, с большим количеством критериев: зрительский   потенциал для   кинотеатрального показа; содержание и тематическое своеобразие; драматургическое и режиссерское решение; изобразительное решение и операторская работа, , звук; социальная значимость фильма; бюджет; особые замечания.    Расширенные критерии оценки качества фильма позволят Комиссии СК РФ составить более точную оценку фильму и произвести анализ того или иного фильма объективно. По результатам голосования будет составлен протокол с последующим обсуждением в Союзе кинематографистов России и в Министерстве культуры РФ. Комиссии предстоит, посмотреть и оценить 383 документальных картин — производства 2014 года. Результаты работы Экспертной комиссии будут опубликованы на сайтах Минкультуры РФ,      СК РФ, Ассоциации документального кино СК РФ,  в прессе.

 

Состав Экспертной комиссии:

Алферова Елена Евгеньевна – режиссер, отборщик фестивалей, член Гильдии неигрового кино и телевидения (ГНКиТ);
2. Быченко Светлана Николаевна – режиссер, член Союза кинематографистов России (СК России);
3. Визгалова Екатерина Владимировна – редактор, продюсер, секретарь правления ГНКиТ;
4. Головецкий Сергей Анатольевич – режиссер, член Правления СК России; член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ;
5. Головня Екатерина Дмитриевна — сценарист, режиссер, продюсер, член СК России, член ГНКиТ;
6. Гугуева Наталия Михайловна — режиссер, продюсер, член СК России, член ГНКиТ; член Ассоциации  документального кино СК РФ;
7. Демежко Инна Александровна – программный директор кинофестиваля «Россия», член СК России, член ГНКиТ; член Ассоциации  документального кино СК РФ; (Екатеринбург);
8. Демидова Елена Вячеславовна – режиссер, член ГНКиТ;
9. Зайцев Сергей Леонидович – режиссер, продюсер, член СК России; член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ;
10. Курина Ольга Владимировна – продюсер, исполнительный директор ГНКиТ;
11. Леонтьева Галина Петровна – режиссер, член Правления СК России, президент Ассоциации документального кино СК России;
12. Малечкин Алексей Анатольевич – режиссер, продюсер, член СК России;  член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ;
13. Мирошниченко Мария Сергеевна – режиссер, главный редактор телеканала «24_DOC», член ГНКиТ;
14. Михайлова Галина Николаевна – режиссер, член СК России; член Ассоциации  документального кино СК РФ; (Санкт-Петербург);
15. Прожико Галина Семеновна – киновед, профессор ВГИК им. С.А.Герасимова, член СК России;  член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ;
16. Самойлов Альберт Михайлович – режиссер, оператор, член СК России; член Ассоциации  документального кино СК РФ, (Хабаровск);
17. Скубей Виктор Борисович — продюсер, сценарист, программный директор кинофестиваля «Море зовет», член СК России, член ГНКиТ;
18. Соболева Татьяна Витальевна – режиссер, член ГНКиТ;
19. Стасенко Светлана Алексеевна – режиссер, член СК России;
20. Сутырин Никита Владимирович – режиссер, член ГНКиТ;
21. Тарасова Ольга Александровна – режиссер, член ГНКиТ;
22. Уложенко Наталья Ивановна – председатель секции научно-популярного кино Санкт-Петербургского отделения СК России; член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ; (Санкт-Петербург);                    23. Хренова Дарья Николаевна – режиссер, сценарист, критик, член СК России, член ГНКиТ;
24. Цаликов Вадим Вадимович – режиссер, член Правления СК России; член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ;
25. Цориев Султан Татарканович – режиссер, оператор, член СК России; член Правления Ассоциации  документального кино СК РФ; (Владикаваказ);

Всего в состав экспертной группы вошли 25 представителей сообщества документалистов – режиссеров, продюсеров и киноведов. За четыре месяца своей работы, до 25 сентября 2015 года члены экспертной группы должны отсмотреть 383 документальных картины, созданных при поддержке профильного федерального министерства.

В этом году экспертная группа будет работать по специально утвержденному регламенту.
Эксперт будет обязан в установленный срок просмотреть фильмы и выставить оценки каждому фильму. В  регламенте специально отмечается, что эксперты будут обязаны посмотреть и оценить все фильмы, созданные при поддержке Минкультуры РФ.
Индивидуальные оценки фильмов, выставленные экспертами, являются закрытой информацией, не подлежащей разглашению. А вот информация о количестве просмотренных каждым экспертом фильмов не является закрытой и может быть в дальнейшем обнародована.
По итогам работы экспертной группы будет оформлен итоговый протокол с результатами голосования, а рейтинг фильмов с их средними оценками будет обнародован на информационном ресурсе Минкультуры России.

Правление Ассоциации документального кино СК РФ