XXXVIII Московский международный кинофестиваль по-прежнему радует отсутствием кинограниц. Одной из самых интересных премьер в программе «Свободная мысль. Программа документального кино» стала картина «Братья». В Норвегии фильм оказался лидером кинопроката и завоевал главную кинопремию страны «Аманда».

В Москву «Братьев» привез продюсер Игорь Шайтанов, который семь лет живет в стране фьордов и разговаривает уже с легким акцентом.

Представьтесь, пожалуйста.

Я – заместитель продюсера международного кинофестиваля TIFF в Тромсё, самого крупного в Норвегии. Наша команда также управляет самым старым действующим кинотеатром Северной Европы «Verdensteateret», построенным в 1916 году.

Окончил Мурманский государственный гуманитарный университет. Немного работал в коммерческом кинопрокате, организации мероприятий, с PR и медиа. После того как переехал в Норвегию, стал делать то, что я умею и люблю. Я впервые на Московском кинофестивале. И мне, приехавшему из города с населением 75 000 человек, не стыдно было бы сравнить посещаемость показов у нас и здесь.

Может, кто-то и не знает, но у России и Норвегии есть общая граница (улыбается). И российское кино вызывает интерес у норвежцев, поэтому надо и в России попытаться показать современное норвежское кино.

Норвежцы какие фильмы ценят больше всего: блокбастеры, эротические, драмы, мультики, истории про детей, экранизации классики?

На нашем кинофестивале в Тромсё смотрят все. Мы стараемся представить зрителям больше жанров и географии. В целом в кинопрокате, наверное, больше внимания приковывают к себе блокбастеры и артхаусные вещи, хотя, по моим ощущениям, публика у нас достаточно образованная, ей все интересно. Она читающая и смотрящая.

А какую из звезд первой величины вам удалось залучить в Тромсё?

У нас не краснодорожечный фестиваль. Более того, мы целенаправленно не приглашаем селебритиз, потому что фокус внимания должен быть сосредоточен на кино. Глянец отвлекает людей непосредственно от сути кино.

Фестиваль в Тромсё существует с 1991 года. А с каких пор там регулярно показывают русские фильмы?

В Тромсё интересовались, что происходило за этой стеной, когда СССР рухнул. Так что нельзя сказать, что именно с определенного года появились русские фильмы. Они были представлены всегда.

Мы привозили все фильмы Андрея Звягинцева. Его «Елена» в 2011 году взяла у нас главный приз «Аврора». Алексей Попогребский успешно представлял картину «Как я провел этим летом» в 2010 году. «Левиафан» после фестиваля шел в широком прокате в кинотеатрах Норвегии. Публика видела такие фильмы, как «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Как меня зовут», «Чайки».

Почему вы привезли в Москву именно фильм «Братья», по-норвежски Brodre?

Это кино выбрали организаторы фестиваля. Мы работаем над тем, чтобы показать его в России. ММКФ – это отличная премьерная площадка для «Братьев», поскольку мы очень рады, что сложился прокат этой картины в России. Понятно, что фильм не будет демонстрироваться в 1000 кинотеатрах, но тех площадок, которые показывают документальное кино, – достаточно.

В чем главная изюминка фильма «Братья»?

Мне кажется, величина проделанной работы. Человек снимал кино всю свою жизнь. Эта женщина, Аслауг Холм, свою семью превратила в кино. С самого рождения своих детей она ходила за ними с кинокамерой, создавая семью как кинореальность.

Игровое кино есть игровое кино. Ты сыграл, сделал фильм, история запечатлена, и жизнь идет дальше. Документальное кино честнее, что ли, в этом плане: люди живут им.

Как норвежский зритель оценил эту киноисторию?

Отлично! Ее посмотрело большое количество зрителей. Это одна из лучших документальных лент, которые были в прокате, учитывая 5-миллионное население Норвегии и около 150 кинотеатров в стране. Были организованы даже походы школьников на этот фильм. Кроме того, фильм «Братья» получил приз на фестивале в Торонто.

Из того, что успели увидеть на ММКФ, что впечатлило?

Рабочих встреч у меня больше, чем кинопросмотров (улыбается). Я открыл для себя фильм Сергея Соловьева «Ке-ды». Понятно, что, заявляя фильм открытия, фестиваль хочет задать тон тому, что будет происходить, и мне кажется, что он был задан. После просмотра «Ке-ды» мне приятно, что я – русский, и что в России есть такие режиссеры. Я – за человечность и в жизни, и на экране.

А какие фильмы сформировали ваш киновкус?

В нашем детстве все фильмы, которые нас сформировали, для всех были одни. Это фильмы Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.

Когда переехали в Норвегию, стало цеплять что-то другое в кино?

До того, как переехал в эту страну, я не был знаком с норвежской кинематографией. И счастлив был познакомиться с Кнутом Эриком Йенсеном, снявшим, в частности, «Обожженные Морозом» – фильм, в котором я увидел Россию глазами норвежца. Мне было интересно посмотреть на себя со стороны. Интересно и то, как норвежцы читают Достоевского, Толстого, Чехова…

А из последних ярких кинофильмов мне запомнилась комедия Ленни Абрахамсона «Фрэнк». Есть кино в стиле «я расскажу тебе сказку о несуществующей планете», а есть – «я рассказываю про тебя». «Фрэнк» срезонировал с моей картиной мира. И когда это происходит, это здорово.

Поскольку вы колесите по фестивалям, то расскажите о самом необычном мероприятии.

С Каннами, Венецией все ясно. А вот фестиваль «Полуночное солнце» в Северной Финляндии, в деревне Соданкюля, – это крайне необычная история. Кстати, он недавно закончился. Кинофестиваль основан знаменитыми братьями Каурисмяки. В какой-то момент они решили проводить фестиваль в глубоком лесу, где ничего нет и куда нужно долго ехать, там жрут комары и жить нужно в палатках. Кино все смотрят в одном кинотеатре на 200 человек, да в специально установленных цирковых шатрах. При этом все селебритиз туда доезжает не меньше, чем в Москву в этом году. Из развлечений – караоке. Зрителей при этом набирается до 50 тысяч человек, и все действительно любят кино.

А вы любите кино настолько, чтобы начать его снимать как режиссер?

Я иногда ввязываюсь во что-то. Самое последнее кино, которое, я надеюсь, увидит и российский зритель, – блокбастер «Скандинавский форсаж на льду». Сюжет схож с «Форсажем»: норвежские парни едут наперегонки, кто быстрее доберется до Мурманска. По-моему будет классно: единение культур, экшен, юмор.

Скажите по-норвежски «желаю счастья».

Ønsker dere alt godt og lykke til!

Источник: Tricolor TV Magazine