Фестиваль документального кино Visions du Rеel в швейцарском Нионе – очень престижный конкурс. Московский центр документального кино пригласил его программного директора Лучано Баризоне представить в нашей столице несколько швейцарских фильмов, принимавших участие в программе фестиваля. Отнюдь не все они оказались посвящены благополучной Швейцарии. Внимание авторов из этой тихой страны часто приковывают экзотические места – Куба, Африка, Палестина.

«Русские  рассказывают анекдоты про чукчей, а французы – про бельгийцев и швейцарцев. Потому что те говорят вроде как на таком же языке, но они из провинции…» – признался мне однажды обрусевший швейцарец Антуан Каттин. Он случайно выбрал курс русской литературы в Лозаннском университете, потом увлекся русской культурой, феноменально хорошо выучил язык и перебрался в Петербург. Стал снимать документальное кино – например, в соавторстве с оператором и режиссером Павлом Костомаровым работал над интереснейшей картиной «Плейбэк», о том, как Алексей Герман снимал свой последний фильм «Трудно быть богом». Под «провинциальностью» Швейцарии, видимо, стоит понимать скучноватую размеренность жизни и ощущение маленького замкнутого пространства, в котором обжит каждый уголок. В таком мирке не стоит ждать неожиданностей – а именно их ждет человек на старте жизни. Лозанна (из которой убежал в дикую Россию 90-х Антуан Каттин) предстает довольно скучным городком в фильме Фредерика Фавра «Велосипедные истории», показанном в рамках уик-энда швейцарского кино. Автор колесит за своими героями – девушками и юношами – курьерами в службе велосипедной доставки. Конечно, на такой работе оказываются те, кто не может найти работу по специальности. Например, красавица Каролин – журналист, ищет место в газетах, но пока приходится целыми днями колесить по улочкам города с тяжеленным рюкзаком за плечами. Наверное, журналистов в маленькой Швейцарии достаточно и без Каролин, а курьеры требуются всегда. Ее напарник Раф – раздолбай без определенных целей, но он как никто ощущает тесноту окружающей реальности, лелеет мечту уехать в Монреаль, в край, где можно сутки мчать на велосипеде и никого не встретить. Если вдуматься, автор «Велосипедных историй» саркастично развенчал миф о швейцарском рае. Оказывается, и там нужно пахать ради куска хлеба. Там людей (особенно молодых) грызет внутреннее беспокойство – как жить, на что жить? Шанс на яркую жизнь, отличную от жизни родителей, равен нулю – если остаться дома.

В 40-е годы слава Алисии Алонсо распространилась по всему миру. Ее приглашали самые престижные театры мира, но балерина предпочла отдать свой талант родине. Популярность Алисии всколыхнула на Кубе балетный бум – девочки острова мечтали стать танцовщицами. В фильме Эйлин Хофер три героини – Алисия Алонсо, нынешняя прима Кубинского национального балета Вьенсай Вальдес и подросток Аманда, ученица балетной школы. Три очень упорные одинокие труженицы. Жизни их отданы станку и сцене. И Кубе! Самое интересное – их абсолютно естественный патриотизм. Все получали заманчивые предложения, но отвергали их: что может быть почетнее славной сцены Кубинского национального балета?! Журналист и режиссер Эйлин Хофер как раз любит отправляться за материалом подальше от родной Швейцарии. Три года назад в конкурсе московского «Артдокфеста» принимала участие ее картина «Он был великаном с карими глазами» – история поездки девочки из Швейцарии к своему отцу в Азербайджан. Теперь в Москве представили фильм Хофер «Горизонты» – наблюдение и размышление о феномене кубинского балета, вернее, о самой яркой его звезде Алисии Алонсо. Диве 94 года, она почти не видит и передвигается с помощью ассистентов, но по-прежнему единолично правит в своей балетной империи. Она, как говорится, звезда в законе, верная соратница Фиделя Кастро, наделенная неисчерпаемым кредитом доверия власти.

Часто в «паспорте» фильма Швейцария соседствует с другими государствами. Кинопроизводство в этой богатой стране довольно скромное, и, кажется, дефицит идей, яркого материала и талантливых творцов нуждается в восполнении со стороны. «Киноиндустрии в Швейцарии де-факто быть не может, – объясняет Антуан Каттин. – В стране живут 8 млн человек – меньше, чем в Москве. Из них 70% говорят по-немецки (причем  это такой немецкий, которого немцы не понимают), 25% – по-французски, еще немного – по-итальянски. То есть нет единого рынка, нет даже единого языка». Однако фестиваль в швейцарском Нионе делает для общемировой индустрии документального кино очень много. Помимо кинопрограмм его козыри – питчинг (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов) и кинорынок. Лучано Баризоне рассказал, что 80% проектов, представляемых на питчинге в Нионе, становятся фильмами. За такую площадку стоит поблагодарить тихую Швейцарию.

Источник: http://www.ng.ru/antrakt/2015-10-16/9_switzerland.html