Работники студии «Летопись» предлагают правительству вернуть советскую систему целевого дотирования кинематографии.

С начала нынешнего года студия документального кино «Летопись», являющаяся структурным подразделением «Беларусьфильма», простаивает без работы. За последние шесть месяцев в производство не было запущено ни одного фильма.

Деньги есть — работы нет

«В последние полгода документальное кино у нас практически не снимается, — рассказал известный белорусский документалист Виктор Аслюк, — хотя проблемы начались гораздо раньше. В 2014 году было снято только 13 фильмов длительностью 13 минут каждый. И все! Далее заказов на создание картин от государства не поступало».

В конце января этого года ситуация приобрела еще более драматичный характер. Тогда появились небезосновательные слухи о возможном закрытии «Летописи». Якобы по финансовым причинам Министерство культуры планирует расформировать коллектив, а само подразделение упразднить.

В конечном счете министр культуры Борис Светлов эти слухи опроверг, однако отметил, что «белорусское документальное кино должно стать рентабельным», то есть начать зарабатывать деньги. С того времени штат сотрудников «Летописи» заметно поредел, правда, само творческое подразделение продолжило работу. Но, как выясняется, лишь формально: режиссерам до сих пор не дают снимать, деньги на кинопроизводство государство не выделяет.

По словам директора «Летописи» Оксаны Эйхарт, согласно стратегии развития сферы кинематографии Беларуси, в 2016 году предусмотрено выпустить как минимум 35 картин, на создание которых запланировано выделить 68 млрд руб. из республиканского бюджета.

В соответствии с действующим порядком получить средства можно только после проведения открытого республиканского конкурса кинопроектов, введенного в 2012 году для того, чтобы активизировать кинопроцесс в стране. По мнению коллектива «Летописи», данный конкурс проводится несистематически и за последние годы всячески себя дискредитировал.

Именно поэтому кинематографисты отправили коллективное письмо на адрес Администрации президента, Совета министров и Министерства культуры, в котором содержится ряд предложений, в том числе об отмене конкурса кинопроектов и возврате к старой системе целевого финансирования.

Возврат в прошлое невозможен

«БР» спросила у экспертов в области кино о том, что они думают о предложениях, изложенных в письме «летописцев». «Не согласен с тем, что идея конкурса себя дискредитировала. Скорее, оказались несостоятельными те проекты, которые стали его победителями, но так по разным причинам и не добрались до своего зрителя. Если не конкурс, то что еще?» — задал отнюдь не риторический вопрос журналист и кинокритик Антон Сидоренко.

По его словам, возврат к советской системе невозможен «уже хотя бы потому, что мы действительно живем в другие времена, в эпоху конкуренции за зрителя. Сейчас нужно уметь бороться, заниматься маркетингом, продавать свой проект до начала съемок».

Еще более категоричную позицию в этом вопросе занял Юрий Игруша, генеральный продюсер студии Belarusian Film Group (BFG). «Конкурс всегда лучше монополии и целевого выделения средств конкретной структуре, — утверждает генпродюсер. — В свое время введение этого конкурса было большим достижением в области кинематографии, потому что в его основе лежит здоровая конкуренция».

Юрий Игруша выразил озабоченность по поводу того, что письмо кинематографистов отрицает прогресс белорусского кино и декларирует возврат в прошлое. «В таком случае студия займет монопольное положение в документальном кино. Что хорошего в том, что государство будет финансировать работу пяти-­шести режиссеров — сотрудников «Летописи»? Хороший продукт рождается только в конкурентной среде, в которой выбирается лучшее из предложенного. Эта свободная ниша для предложений должна остаться», — резюмировал продюсер.