Режиссера и президента фестиваля «Флаэртиана» Павла Печенкина знают все документалисты и те, кто документальное кино смотрит. Живёт он в Перми. Пермь — город, конечно, великий, но все ж не столица всей нашей Родины. И чтобы столько лет делать в провинциальном городе международный фестиваль человеку нужно такое количество качеств, что устанешь даже перечислять.

Мы помним, как еще недавно на Пермь накатила, а потом откатилась культуртрегерская волна. От этого что-то в городе изменилось, в том числе, еще не полностью завершился процесс выкорчевывания культуртрегерского наследия. Но, так или иначе, все равно это кажется каким-то временным явлением, а вот Печенкин в Перми  — явление такое же постоянное, как, например, континентальный климат. Перед нынешней «Флаэртианой» я спросил, как у него получается, он говорит, «я, как тот студент, который про блоху выучил билет, я про другое не знаю. Мне про собаку темы подсовывают или про рыбу, а я всё про блоху буду. Деньги буду искать до последнего. Не найду – значит фестиваля не будет. Я беззлобный, в политические игры не играю, моряк ребенка же не обидит, как они говорят, поэтому чего уж там…».

Так он и делает свое дело, а в это время ходят слухи, что фестивальное движение сокращают, но это и так понятно, цены на кормилицу упали, и разгуляи теперь устраивать было бы неприлично. Однако, говорит Печенкин, всё же находятся те, кто понимает, что семя, будучи посеянным, меняет территории, а в этом смысле —  какая разница, в каком времени ты живешь, сейчас или раньше. «Для меня ничего не поменялось. Раньше был Мильграм с Гельманом, а теперь Игорь Гладнев (нынешний министр культуры края – ред.), я с теми и другими ругаюсь. Но при этом помню, что когда пришел Чиркунов (губернатор 2005-2012 – ред.), фестиваль из биеннале (это когда раз в два года- ред.), стал нормальным, и мы могли отметить денежными призами Герца Франка и Лору Пойтрас, которая потом сняла фильм про Сноудена. Ничего мистического нет, я просто делаю свое дело, и у меня получается проводить фестиваль за 8 миллионов рублей, когда в Москве бы это стоило 16-20. На деньги, которые удается находить, получается хороший фестиваль.  Качественный отбор программы с комфортным проживанием участников. И, кроме того, на рубль вложенный, мы находим дополнительных возможностей на два рубля. В этом году только восемь иностранцев привозим на деньги фестиваля, остальных – за счет посольств. Посольства помогают: голландское, норвежское, американское, немцы и поляки с нами активно работают, на фестивале в этом году большая польская программа. За счет всех этих усилий нам и удается держать уровень. У спонсоров сейчас нелегкие времена, их становится не больше, а меньше».

Тут, чтобы поддержать беседу, я рассказываю Печенкину про студента ВГИКа из Гватемалы Ренато Борайо Серрано, который собирался этой осенью послать свои фильмы на фестивали, но случилось так, что его отца выдвинули кандидатом в президенты. И Ренато поехал на родину помогать отцу и заодно снять обо всем этом фильм. Ренато выкладывает фотографии гватемальцев индейского происхождения.  И глаза у них, по своей печальности, не уступают глазам наших русских людей. А Печёнкин сказал, что такие же глаза и у американцев, и даже у самой Ангелы Меркель.

Печенкин: самое главное, что мы окончательно и бесповоротно сделали из фестиваля образовательный ресурс. Это уже совершенно точно и с этим уже ничего нельзя сделать. Люди сначала привыкали смотреть кино, потом смотрели кино, чтобы писать рецензию в рамках учебного процесса, потом начали использовать кино для каких-то социальных проектов. Мы  встречаемся и разговариваем с воспитанниками детдомов и молодыми хулиганами, которых не посадили по малолетству случайно. Оказывается, что проблема у них одна. С ними никто и никогда не разговаривал вообще. Только гоняли.  А у нас и суицид детский, и наркомания, у нас преступность подростковая на 4,5 процента больше, чем в среднем по России. Но мы с этим можем справиться, мы отдаем себе в этом отчет и постепенно становимся неотъемлемой частью культурной терапии. Так ведь тоже можно рассматривать культуру и искусство – как профилактическое средство, в противовес прокуратуре. Мы собираемся с предприятиями сейчас работать, по профориентации, по дуальному образованию, в котором Пермский край стал лидером.  Дуальное образование —  это когда строители учатся своему делу, главным образом, не в колледже, а на стройке. Это когда объединяют учебный процесс и практику, и в этом деле есть наша часть, мы отвечаем за мотивацию. Зачем работать? Что я там буду делать? Почему именно это? Тем более, сейчас наша краевая промышленность получила сильную поддержку. У нас производят двигатели для «Ангары», двигатели для самолета «Иркут МС-21», электростанции для Крыма и т.д и т.п. Серьезный рывок. У нас в Пермском крае нет понижения ВВП, у нас повышение. Так получается. Случайное стечение обстоятельств, которым правильно воспользовались. Но в этом смысле мы вполне себя респектабельно чувствуем. Другое дело, что патриотизм иногда имитационным бывает, когда все кто не по-нашему говорит  — уже враги. Для таких и международный кинофестиваль в провинциальном городе Пермь может вызвать вопросы. Что они там делают, эти иностранные режиссеры, не хотят ли они выведать наши секреты. С этим тоже, к сожалению, приходится сталкиваться.

А вот, что Павел Печенкин рассказал непосредственно о фестивале. Во-первых, вновь в фестивале участвует Шон Макалистер, и, кстати, имеются сведения, что его  «Сирийская история любви» получит номинацию на «Оскар». «Это такая семейная лавстори, как  сумасшедшая мама делает революцию, а папа воспитывает детей. Он ей говорит — брось ты свою революцию – тебя же могут убить. Наконец, мама бросает революцию и принимается за воспитание детей. Такая духоподъемная история, мне очень нравится. Будет прекрасный фильм Павла Лозинского «Верка» нашего дважды лауреата, и много чего еще. Самое главное, что все фильмы о человеке, и это никогда никакому зрителю не надоест. Вот, например, покажем мы норвежский фильм «Балетные мальчики» Кевина Эльвебака. Так наше руководство хореографического училища волнуется, у нас будет всего два сеанса, зал 60 мест. А нужно, чтобы все училище посмотрело, а там 350 человек. Я могу назвать фильмы которые мне понравились, но они могут по-другому оцениваться жюри. Поэтому чего уж там. Но, программа хорошая. Покажем, в том числе лучшие фильмы Краковского фестиваля за всю его историю. Начиная с Кеслевского, заканчивая Лозинским. Или молодое польское студенческое кино, у нас есть студенческий кампус, приезжают студенты со всей страны. А где они еще такое посмотрят? Тем более польское документальное кино  — самое сильное в мире, если брать средний уровень, там и драматургия и нравственные конструкции … И все это —  подарок моему дорогому зрителю, которого я нежно люблю.

А потом я Печенкину рассказал про Российскую библиотеку для молодежи на Большой Черкизовской, какое это хорошее место, и какое длинное, идешь-идешь, а она простирается все дальше и дальше. А он мне на это ответил, что когда был в Тегеране, обнаружил рядом с университетом большой квартал книжных магазинов. «Я спрашиваю, а чего это у вас столько книжных магазинов, а они мне спокойно отвечают – а нам куда деваться-то?» Вот также можно и о самом Печенкине сказать.

Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» пройдет в Перми с 18 по 24 сентября.

Источник: http://polit.ru/article/2015/09/12/petchenkin/