ИНТЕРВЬЮ

«ЖИВИТЕ В ЛЮБВИ»

 

 

 

 

«Старость – не радость», –
гласит известная фраза.
Но это не про героев фильма Андрея
Ананина. Молодой режиссер привез
невероятно атмосферную ленту о
деревенской жизни родных брата
и сестры. Зое 74 года, Валере 63.
Живут они в белорусской глубинке в
деревне Заречча. Песни и переливы
гармони в их доме никогда не
прекращаются. Зоя и Валера по-
детски искренни: искренне смеются,
искренне ругаются, искренне поют
и искренне любят жизнь. Андрей
Ананин по-настоящему восхищается
своими героями, о чем и рассказал
нам в интервью.
– Как Вы узнали об этих людях?
– Из интернета. Однажды я посмотрел
очень популярный ролик на YouTube, в
котором Зоя и Валера перепели песню
Елены Ваенги «Курю» (2 млн просмотров).
Они выступали на «Минуте славы»,
в «Пусть говорят» и во многих других
передачах. Мне понравилась фактура, но
снимать я еще не думал.
– Почему все же решили поехать в
Белоруссию и запечатлеть на камеру
их жизнь?
– Мне нужно было сделать фильм.
Начал снимать одно кино – не получилось.
Потом вспомнил про бабушку и дедушку
из видео. Подумал, почему бы и нет. Ведь
кино делают герои: если герой держит
своей харизмой экран, то оно получается.
– Чем же именно вас привлекли
эти герои?
– Я работаю в жанре документальной
комедии. Поэтому в первую очередь меня
зацепило чувство юмора Зои и Валеры.
Но еще больше меня заинтересовала их
история: это брат и сестра, которые в
таком преклонном возрасте нашли дело
по душе, создали дуэт, покоривший
сердца многих людей. Кроме того, здесь
еще и немного личное. Фильм я посвятил
своему дедушке, чтобы через этих людей
показать – жизнь в старости может быть
полна счастья.
– Как проходили Ваши будни в
доме Зои и Валеры?
– Съемочный процесс у нас занял
всего пять дней. Для меня это было
удивлением, потому что обычно снимаю
картины долго. У них, конечно, был
свой распорядок дня, но я никогда
не заставляю героев делать что-то
конкретное в кадре, поэтому я просто
наблюдал за ними. Только песни мы
записывали специально. Они – люди
пожилые, в их жизни ничего особенного
не происходит: встали, поели, поспали,
покопались в огороде, опять отдохнули. А
мы тут и песни, и чего-то еще. Старались,
конечно, поменьше их отвлекать.
– Как Вы думаете, чем они друг
друга дополняют?
– Зоя очень заботлива. Она сама
говорит: «Я и мать, и сестра, и подруга».
Объединяет ее с Валерой нелегкая
судьба. И у нее, и у него жизнь была
несчастливая. Она потеряла двух мужей,
он жену потерял после 30 лет
совместной жизни. И песня их связала.
Кстати говоря, Зоя начала писать стихи
и песни только тогда, когда начала жить
вместе со своим братом. А он на слух стал
подбирать мелодии.
– Каким словом Вы бы
охарактеризовали каждого из них?
– Их обоих я бы охарактеризовал
словом любовь. Только это особое
проявление любви, которое наблюдается
через их заботу друг о друге. Даже когда
они ругаются – это тоже проявление
любви. А если говорить о каждом
отдельно, то Валера – любвеобильный
мужчина, а Зоя – хозяйка. Она держит все
под контролем.
– Ссорились ли они при Вас? И
каким было их примирение?
– Да, причем нередко. Но все же
это было показателем любви. Валера
всегда проявлял мужскую мудрость: если
они ругались, и он понимал, что она в
накале, он шел прогуляться, а она за это
время успокаивалась. Были ссоры из-за
пустяков. Например, когда мы готовились
снимать песни, Зоя захотела какой-то
платочек найти, ей очень хотелось быть в
нем. А его нигде не было. В итоге они в пух
и прах разругались с Валерой. И он к нам
подошел с такими словами: «Так, ребят,
вы погуляйте, я погуляю. Через полчасика
встретимся». В общем, они понимают и
чувствуют друг друга, поэтому и мирятся
быстро. Кстати, платочек так и не нашли.
– Чему можно поучиться у этих
людей?
– Любви друг к другу и любви к жизни.
Ведь старость – не финал, и союз Зои с
Валерой – прекрасное доказательство
этого. Никогда не поздно начать что-то
новое и интересное. Человек молод, пока
себя таковым ощущает.
Евгения Якушева

КОНКУРС

ПОКОЛЕНИЕ ПОТЕРЯННЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

Работа Евгения Григорьева «Про
рок» из фильма про творчество
молодых уральских рок-музыкантов
превратилась в настоящий
документальный «блокбастер»,
наполненный размышлениями о духе
своего времени. Проходя с молодыми
коллективами путь в несколько
лет, переживая вместе с ними их
взлеты и падения, авторы ленты
сумели глубоко погрузиться в их
судьбы. В итоге фильм из рассказа о
начинающих музыкантах превратился
в ленту о жизни вообще и тех шансах,
которые она порой преподносит
людям.
В центре сюжета – три разных
музыкальных коллектива, за жизнью
которых зрители следят на протяжении
всего фильма. Ребята дают концерты
пишут альбомы, женятся и
разводятся, участвуют в некоем
подобии реалити-шоу на киноэкране.
Герои сталкиваются с неудачами, и,
будто по иронии судьбы, неудачи
преследуют и режиссера, из-за чего
фильм затягивается на долгие годы,
хотя Евгений Григорьев и нашел в
себе силы довести проект до конца.
Молодые рок-звезды получают шанс
прославиться, и в этом им берутся
помочь Владимир Шахрин («Чайф»),
Сергей Бобунец («Смысловые
Галлюцинации»), Александр
Пантыкин («Урфин Джюс») и другие
легенды отечественной рок-музыки.
Их участие в картине неслучайно.
Ведь режиссер сравнивает пути к
славе представителей старого и
нового поколений, подчеркивая при
этом, что молодые музыканты порой
теряют много шансов, что дает им
жизнь. И виной тому – не только чисто
внешние, но и внутренние факторы.
Ф
ильм сложен в плане драматургии
и наделен великолепным визуальным
рядом. Кадр динамичен, монтаж
экспрессивен, порой дерзок. Ре-
жиссура Григорьева отличается
нестандартными решениями, лома-
ет шаблонные представления о
документальном кино. На протяжении
всей картины зритель переживает за
главных героев, уставших от жизни
в самом начале пути, иронично
настроенных по отношению к
самим себе героев-максималистов,
радуется их успехам, осуждает за
неверные поступки и размышляет
о собственных упущенных возможно-
стях.
Кирилл Шулаков

АЛЕКСАНДР СВЕШНИКОВ:

«НЕЛЬЗЯ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД,

НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД»

Фильм «Миссия» снят в
Чарской котловине на самом
севере Забайкалья и повествует о
миссионерской экспедиции группы
людей в эти необычайно красивые
места.
Впрочем, о главном смысле
своей работы нам рассказал сам
режиссер.
– Александр, как Вы пришли к
идее такой необычной картины?
– Все достаточно банально. 11
лет назад я был в Забайкалье с кино-
экспедицией по документальному
фильму «Circus». Она была
трагической. Слава Богу, все остались
живы. Но мой друг – ассистент
сломал ногу, упав со склона,
с высоты 200 метров. Пришлось
одному его вытаскивать. Тут, как
говорится, несчастье помогло. В
этой экспедиции я обрел очень много
друзей, в том числе, среди местных
жителей. Познакомился с отличным
фотографом Сергеем Козловым –
настоящим художником, мастером
своего дела, самородком. С ним-то
мы как раз и решили, что обязательно
сделаем фильм о Забайкалье.
За эти годы сюжет, конечно, сильно
менялся; нас бросало из крайности в
крайность. Но одно я знаю точно: мы
не хотели делать научно-популярное
кино. Изначально была мысль об
игровом фильме, но не потянули. Надо
сказать, что все люди, снимавшиеся в
«Миссии», – друзья и знакомые Сергея.
С этими ребятами мы познакомились за
год и набросали сценарий.
– Сколько людей участвовало в
съемках?
– В экспедиции было десять человек,
но снимали мы двоих-троих. Другие
остались за кадром. Сначала хотели
снимать всех, но потом я подумал, что
такое художественно-документальное
кино требует тщательной разработки
персонажей. Десять героев –
слишком много. Поэтому мы решили
снимать не всех. Впрочем, люди, не
присутствующие в фильме, таскали
тяжелое оборудование. Это тоже
большой труд, знаете ли!
– Работа над таким фильмом
наверняка требует больших
усилий.
– Да, картина была очень тяжелая.
Мы работали в непростых условиях.
Снимали «Миссию» около трех
месяцев, буквально каждый Божий
день. До этого еще готовились месяца
два. Монтаж с озвучкой тоже занял
много времени.
– Какова идея фильма?
– На самом деле, идей было
очень много, и сложно выделить
одну, главную. «Не оглядываясь
назад, нельзя двигаться вперед» – в
целом, кино об этом, если говорить
совсем коротко. У нас ведь очень
любят эмоционально вспоминать
прошлое. Я считаю, что историю надо
воспринимать спокойно, без эмоций,
которые зачастую подменяют суть.
Если вы заметили, то в фильме никто
особенно не возмущается, не ругается.
Надо делать свои выводы из прошлого
и двигаться вперед.
– Невооруженным глазом
видно, что у картины грустная
тональность.
– А веселого-то мало. Ни один
текст в фильме не придуман. Все, что
говорят герои, правда. Это их мысли.
Я лишь ставил их в определенные
ситуации, а все остальное они
делали сами. Их проблемы абсолютно
реальные. Вопрос «кому достанется
наша земля», звучащий в фильме,
для местных жителей по-настоящему
актуален. Если где-то в Москве его
воспримут с иронией, то в Забайкалье
– нет.
Еще: это одно из богатейших мест
по полезным ископаемым. Здесь
чудесная природа. В то же время
– едва ли не самый низкий уровень
жизни. Я попытался показать этот
контраст. Впрочем, цели сделать
остросоциальный фильм не было.
Хотелось заставить зрителей
задуматься. Надеюсь, что получилось.
Беседовал Михаил Вербицки

ИНТЕРВЬЮ

«ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

– ЖИВОЕ КИНО»

Загадка кроется в самом названии
дебютной работы молодого
режиссера Руслана Валеева. Что такое
«З/К»? Все просто – заграничная
командировка. А чтобы узнать: куда,
зачем и с кем, – нужно посмотреть своими
глазами и, желательно, на большом
экране. В 2016 году Руслан уже с успехом
продемонстрировал свой дипломный
проект на XII фестивале мусульманского
кино в Казани. В Екатеринбурге его
фильм открывал второй день нынешнего
фестиваля «Россия».
– Чем привлекает Вас документальное
кино?
– Мне интересны люди, живые
ситуации, диалоги, чего нельзя добиться
от постановочных сцен. При создании
документального фильма ощущаешь на себе
все это в полной мере.
– Как Вы нашли своего героя?
– Все проще, чем может казаться.
Героиня – мать моего друга и однокурсника
Александра Зиганшина, с которым мы вместе
занимались работой над фильмом. Александр
взял на себя роли продюсера, звукорежиссера
и композитора, написав для нашего с ним
проекта музыкальные композиции. Именно о
моем друге Саше говорится в картине.
– Изначально Вы планировали
остановиться на продолжительности
фильма в 10-12 минут. Почему решили
увеличить метраж?
– Сначала мы хотели сделать что-то типа
небольшой новеллы или зарисовки, в центре
сюжета которой находилась бы одинокая
женщина на рынке, плачущая под афганские
мотивы. Вы видите эти сцены в начале и конце
фильма. Но потом мы уговорили героиню на
полноценное интервью.
– Как вам удалось «разговорить»
женщину с такой нелегкой судьбой?
– Как я уже сказал, это родная мама
Александра, потому-то она и согласилась
помочь, хотя прежде никогда и ничего ему
не рассказывала. Она даже приходила вместе
с нами на показ фильма в Казани и после
просмотра отвечала на вопросы зрителей.
– Как она справилась с трудными
вопросами?
– Она действовала как настоящий политик:
избегала ответов на неудобные вопросы или
говорила общими фразами.
– Героиня – медсестра, побывавшая
на афганской войне. Надо признаться,
что не ожидаешь от такого человека
цитирования стихов Цветаевой и
упоминания трудов Солженицына.
– Она действительно очень образована,
хотя в финальной версии фильма таких
отсылок у нас немного. А вообще, героиня
не только читает русскую классику, но и сама
пишет стихи.
– Как приняли картину зрители
фестиваля «Россия»?
– Аплодисменты были потрясающие.
Очень сложно снять такой фильм, который
вызовет отклик не только у людей старшего
поколения, знакомого с ужасами войны, но и
у молодого. Хочется надеяться, что нам это
удалось.
Беседовал Василий Карпеев

МНЕНИЯ

 

Елена Викторовна Захарова,
киновед:
Я только что посмотрела фильмы
«Жизнь с бактериями» и «13 километров».
Это очень разные ленты. «Жизнь с
бактериями» я не отношу к списку научно-
популярных картин, он не обогащает
знаниями, он ближе к производственному
фильму о заинтересованных ученых. Более
яркая сторона этого фильма: поэтика и
философия, множество интересных кадров
и рассуждений, единство мира и человека.
Картина «13 километров» тоже говорит о
единстве мира. В ней вся композиция на
этом выстроена. Ты следишь не только за
героем в экстремальной ситуации, но и за
окружающей природой. Ее не описать, это
надо видеть. Очень понравилось обнажение
приема: идет слепой человек без остановки,
и вдруг мы видим запыхавшегося оператора,
это очеловечивает фильм. И герой очень
интересный.
Валерий Дмитриевич Диордиев, один
из основателей киноклуба «Контакт»:
Запомнились три ленты: я восхищен
ими, могу поставить даже оценку «6»! «Два
имени одного города» – очень искренний и
честный фильм, я хорошо знаю питерскую
культуру. Есть Питер и Одесса, два
сохраняющих свою историю города, Питер
Райкина и Одесса Жванецкого. А Москву я
бы назвал Москвой Петросяна. «Бриллианты
для моих муравьев» – познавательная
и интересная картина. Все эти ленты не
затянуты, по-хорошему кратки. То же
можно сказать о фильме «И всего лишь
три струны…»: это просто чудо! И грусти,
и радости в звучащей там музыке много.
Для меня было открытием, что балалайка –
довольно новый инструмент. Ей всего 150
лет. На балалайке, оказывается, можно
чуть ли не симфонии играть. Этот фильм –
открытие!
Евгений Сергеевич, кинооператор:
«Терапия» – сильный, правдивый
фильм, социальная история о закрытом
центре реабилитации. Однако смотреть его
не тяжело, история рассказана интересно.
«Любовь на миллион» – этот фильм
похож на проект, над которым работала
хорошая команда. Всегда видны различия
между студенческой и профессиональной
работой. В данном случае получилось
легкое документальное кино, вызывающее
положительные эмоции.
Егор Медведев, студент:
Я здесь первый раз. В прошлом
году сюда ходила знакомая, ей очень
понравилось, в этом году я сам решил
посмотреть. В целом фестиваль мне очень
понравился. Интересные, достаточно
разноплановые работы, есть о чем
подумать. Программу фестиваля не знал,
поэтому пришел наугад и попал на живой,
забавный документальный фильм «Велком
ту Пирамида».
Людмила Григорьевна и Павел
Афанасьевич, пенсионеры:
Мы бываем на фестивале ежегодно на
протяжении многих лет. Сегодня с 12 дня
до 6 вечера. Нам очень нравится. 3 октября
больше всего понравился фильм «Миссия».
Людмила, научный сотрудник:
Я стараюсь посещать такого рода
фестивали. Только что приехала из отпуска и
сразу «с корабля на бал». На этот фестиваль
меня привела подруга, и я очень довольна,
что
попала сюда.
Над пресс-релизом работали:
Ю. Медведева, А.Трухина, О. Дубровина, М.Грачева, М. Занков,
и другие студенты Департамента «Факультет журналистики» УрФУ
Под руководством М.А.Мясниково