ГОЛОСА

студенческий пресс-релиз  1

2 октября  2017

Екатеринбург

РЕПОРТАЖ
ТРАДИЦИИ «РОССИИ»
Фестиваль документального
кино «Россия» распахнул
перед гостями свои двери уже в 28-й
раз. Церемония, как и в прошлом году,
проходила в кинотеатре «Салют», и уже
в холле было понятно, что гостей пришло
очень и очень много. По этажам было
тяжело ходить, потому как приходилось
пробиваться через плотную толпу, а когда
гостей запустили в зал, места хватило
далеко не всем: оргкомитет уступил
все свои кресла зрителям и церемонию
провел на ногах.
И вот традиционная фестивальная
заставка: бегущие рельсы, пейзаж, на который
смотришь с замиранием сердца. И большие
буквы на экране: «Двадцать восьмой Открытый
фестиваль документального кино Россия».
Звучат фанфары, под которые на сцене
появляются ведущие – заслуженная артистка
РФ Ирина Ермолова и народный артист РФ
Анатолий Марчевский. Они приглашают
подняться на сцену директора фестиваля Г. А.
Негашева.
Георгий Александрович отметил, что в этом
году на фестивале представлено 11 дебютных
картин. По его словам это не рекорд, бывало
и больше, но удивительно то, что нынче в
фестивале принимают участие сразу несколько
поколений режиссеров из одних семей. Георгий
Александрович пригласил на сцену всех
присутствующих в зале участников конкурсной
программы, чтобы зрители могли их увидеть.
Собравшихся приветствовали также
Министр культуры Свердловской области
Светлана Учайкина и редакторы газеты
«Аргументы и Факты», которые представили
свой приз.
Как всегда, особенно ярким и
запоминающимся моментом вечера была
коллективная передача зрителями на сцену
из рук в руки предназначенных будущим
победителям изящных статуэток. Кто-то мог к
ним только прикоснуться или увидеть вблизи,
кто-то даже целовал или делал мгновенные
снимки. Радости было много!
На открытии выступил также президент
фестиваля, заместитель председателя
Союза кинематографистов РФ, народный
артист России Клим Лаврентьев, который
сказал о важнейшей проблеме хорошего
документального кино – о его финансировании.
Большой интерес зрителей вызвало
появление на сцене необычного гостя – контр-
адмирала Владимира Богдашина, который
приехал в Екатеринбург специально для
представления зрителям фильма открытия
«Последний парад «Беззаветного» (реж.
Татьяна Скабард), в котором он выступил
в качестве главного героя и рассказчика.
Лента повествует о том, как корабль по имени
«Беззаветный» совершил первый в истории
таран американского корабля, зашедшего в
российские территориальные воды, и как потом
он героически затонул, когда власти Украины
продали его на металлолом. Богдашин был
капитаном этого судна. Блестящий морской
офицер пожелал нашему фестивалю долгих лет
жизни и был очень рад, что фильм о крепкой
флотской дружбе и верном служении Отечеству
посмотрит такое большое количество людей.
Открытие фестиваля снова прошло в особо
теплой, искренней, традиционной для нашего
ежегодного киносмотра атмосфере. Снова
каждый присутствующий, (а это был и стар,
и млад), почувствовал себя частью большой
фестивальной семьи.
Ольга Дубровина

КОНКУРС
МУРАВЬИНАЯ СКАЗКА
Один из самых коротких фильмов
фестиваля оказался одним из
самых искренних, добрых и смешных.
Андрей – бывший полярник, который
после травмы стал инвалидом, но
даже после такого потрясения нашел
куда вложить свои силы. Работая без
дополнительных устройств и программ,
он фотографирует живых муравьев,
создавая по-настоящему сказочные
изображения. Еще с детства он любил
природу, а начало съемок серии
“муравьиные истории” стало его вторым
днем рождения и главным призванием,
которое принесло ему мировую
известность
.
Это красивый фильм о настоящем
художнике. Стоит отметить прекрасное
музыкальное сопровождение. Фильм
выглядит и звучит очень современно.
Кадры, где мы видим жизнь муравьев,
выполнены идеально, так, чтобы зритель
мог разглядеть и понять все детали.
Режиссеру удалось, если не раскрыть всю
глубину творчества Андрея, то хотя бы
помочь зрителю окунуться в сказочный мир
работ художника.
Главная тема фильма – призвание всей
жизни, не зря герой говорит: “если ничем
интересным не увлечься, то кранты”.
Муравьи для него – профессиональные
натурщики, декорации для съемки –
микромир, который художник конструирует
для муравьев. Это показывает, что даже
самое маленькое увлечение и самое простое
хобби может стать для человека чем-то
очень большим, стать целой жизнью.
Максим Занков
«Бриллианты для моих муравьев», реж. Карина Виленкина,
Производство Карины Виленкиной (Москва)
КОНКУРС
ДВЕ ЖИЗНИ ГОРОДА НА НЕВЕ
«Два имени одного города», режиссер и автор
сценария Таисия Решетникова, Санкт-Петербургская студия
документальных фильмов. Санкт-Петербург
Ленинград и Санкт-Петербург –
один и тот же город? Не совсем.
Эти названия существовали в разное
время, а лучше сказать, в разные эпохи.
В фильме «Два времени одного города»
нам рассказывают о самых страшных днях
блокады Ленинграда и о том, как относятся
к этим событиям нынешние петербуржцы.
Стоит отметить, что у режиссера
получается, не деля фильм на две части,
сплести эпохи воедино. Это помогает
увидеть их различия и сходства.
Ленинград. Прошлое города. Главной
героиней этой сюжетной линии фильма стала
Елизавета Павловна Новоженина, ветеран
войны, пережившая блокаду. Она помнит, как
однажды отец буквально приполз без сил домой
с завода. Помнит бомбежки во время уроков,
красивые голубые глаза замерзшего в снегу
младенца, которого она приняла за куклу. На
ее глазах родная мама брала у тети яд, чтобы
отравить себя и дочь, если в город войдут

Тема специальной программы первого
дня фестиваля «Цель творчества
– самоотдача». Зрителям показывают
серии фильмов о деятелях российской
культуры. Рассказывают о жизни Бориса
Корнилова, знакомстве Ариадны Бажовой-
Гайдар с Фиделем Кастро или сравнивают
произведения Леонида Леонова с Данте.
Осознание того, что просмотр проходит
в одной из старейших библиотек города,
придает фильмам некую поэтичность.
Программу открывает фильм режиссера
Дмитрия Иосифова «Долгое время», в основе
которого – история жизни женщины. Ее имя
– Ариадна Бажова-Гайдар. Ей 93 года. Она
рассказывает про Урал, политику, сказы и
Карибский кризис. Жизнь этой женщины –
череда событий и историй знаменитостей. Она
была рядом, когда писатель Павел Петрович
Бажов писал свои сказы. Она смотрела в окно,
когда американцы вторгались на Кубу. Она
плакала, когда вся страна ненавидела Егора
Гайдара. Сквозь судьбу одного человека
режиссер сумел показать жизнь еще трех
великих, разнополярных и уже ушедших
личностей.
«Мама говорила, что папой восхищались все
ученицы. Правда, к нему женщины всегда были
неравнодушны, при том что он ни за кем никогда
не ухаживал – был предан моей мамочке», –
так начинает свой рассказ Ариадна Павловна.
Строгий учитель, он критиковал будущую
маму Ариадны за сочинения, но на выпускном
вечере сделал предложение. И потом они
счастливо прожили сорок лет. А сама Ариадна
была последним ребенком в семье уральского
писателя Павла Бажова. Родители ждали сына.
Но появилась дочь.
Весь фильм мы чувствуем себя участниками
разговора по душам. Героиня рассказывает о
детстве, единственной своей двойке, голоде,
талонах на еду и знаменитостях в доме. Она стала
свидетелем гражданской войны, а через много
лет дружила с семьей Фиделя Кастро, угощала
чаем известных политиков. Она пережила их
всех. Смеется, когда вспоминает про первое
замужество. Улыбается, когда рассказывает
о «курортном романе» с Тимуром Гайдаром.
И гордится выдающимися способностями
Егора. Разговор сопровождается вставками
фотографий и видео из личного архива,
пейзажами Урала и Кубы, а также песнями.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА –
САМООТДАЧА»
фашисты. Для нее 9 мая – не только салюты и
флаги, но, в первую очередь, День Памяти.
Санкт-Петербург. Настоящее города.
Героев этой эпохи много: волонтеры, ученики
школ, флагоносцы, молодежь, организаторы
проектов, посвященных Дню Победы. Их
поколение не знает, что такое блокада, война,
они живут под мирным небом. И не знают, смогли
бы взять в руки автоматы в минуту опасности.
Не знают, когда произошли многие важные
события войны. Для них 9 мая – праздник,
повод веселиться.
И дело не в том, что изменились люди,
город или страна. Дело в том, что люди
живут в прекрасном городе, забывая о цене,
которую пришлось заплатить за мирную жизнь.
«Патриотизм – это что-то очень тихое, то, что
лелеешь для себя, чистая любовь к прошлому
своей страны», – считает одна из героинь.
Анастасия Ткаченко

ИНТЕРВЬЮ
«Я ЧУВСТВОВАЛ, БУДТО БЫ МЕНЯ
КТО-ТО НАПРАВЛЯЕТ»
Невероятно красивый фильм
Владимира Тюлькина «13
километров» повествует о том, как слепой
человек возвращается с зимовья в свой
аул. Он идет через горы в Казахстане
и рассказывает о своей семье, жизни,
мечтах. Режиссер представил нам своего
уникального героя и поделился тем, как
создавалась лента.
– Наверное, каждого зрителя
заинтересовала личность главного героя
Вашей картины. Что подтолкнуло Вас к
созданию фильма о столь неординарном
человеке?
– Зовут его Серик Бадынбаев, он 1960-го
года рождения, то есть сейчас ему 57 лет. Я
снимал фильм про него в 2002 году. Тогда
это была картина по заказу телевидения, и
у меня все время было ощущение, что она
не получилась. Называлась она «Маленький
уголок». Я все думал, как все это переснять,
и однажды меня пронзило: Серик рассказывал
мне, как он ходит с зимовки в аул. Расстояние
там – 12 километров, а не 13, как заявлено в
названии. Просто 13 – это мое любимое число.
И вот я подумал: «Надо же, а как он вообще
дошел? Невозможно! Как можно слепому
дойти?» В итоге я написал сценарий, который
предложил телевидению. Там мне сказали,
что я уже создал раньше прекрасный фильм,
и смысла снимать еще раз нет. Но я все-
таки сделал второй вариант. Между двумя
картинами прошло 15 лет.
Кадры-воспоминания героя взяты из
фильма 2002 года?
Да, да. Я, кстати, не ожидал, что дочки
героя так сильно вырастут. Мне теперь
кажется, что не читается то, что это одни и те
же девочки, только в разный период своего
становления.
А эксперимент с прохождением
героем такого большого расстояния
действительно был осуществлен на спор?
Да. К сожалению, на показе пропал титр
на английском языке, где говорилось о нашем
споре.
Съемочная группа и, в частности,
Вы тоже шли вместе с героем все эти 12
километров через горы?
Бедные ребята. Он так бежал, что не дай
бог! Мы сначала просили его останавливаться,
а потом, я подумал, нет, давайте будем за ним
следить. Понятно, что для каких-то кадров мы
его останавливали, так как нам нужно было
поменять точки съемки. Самое обидное было,
когда я с ним начал разговаривать о том, за
сколько он сможет пройти, чтобы мы могли
отснять. И он сказал, что дойдет за пять
Вместе с героиней мы проживаем ее жизнь.
Девяносто лет за 107 минут.
Она считает свою жизнь счастливой. Эти
эмоции передаются и зрителю. «Наверное,
я так долго живу, чтобы сохранять память
о дорогих мне людях», – говорит она. И
сохранила.
Кстати, а вы знаете, кто такой Дмитрий
Иосифов? Это исполнитель роли Буратино
в знаменитом и всеми любимом фильме для
детей.
Татьяна Никитина, Дарья Ухова

Часто с микробами и бактериями
у нас ассоциируются довольно
мрачные вещи – болезни, эпидемии.
Но мы мало задумываемся о том,
что эти крошечные организмы
могут бороться с недугами и
спасать природу от загрязнения.
Фильм «Жизнь с бактериями»
Станислава Ставинова и Андрея
Тимощенко рассказывает о полезных
функциях этих организмов. Мы
поговорили с одним из создателей
ленты – Станиславом Ставиновым,
приехавшим к нам из Краснодара.
ИНТЕРВЬЮ
БАКТЕРИЯ – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
часов. За такое время, конечно, мы ничего
бы не успели. Я-то надеялся, что он блуждать
будет. Но он много раз ходил этой дорогой и
сказал, что дойдет за пять часов. Ну, потом мы
начали снимать, и за пять часов он не дошел.
Но меня удивляет то, как поразительно он
ориентируется. Оказывается, слепые люди
не только слышат, что происходит вокруг, но
и ощущают, что находится рядом с ними. А
еще Серик отчетливо помнит местность, что
конечно, удивительно. Его жена вообще до
сих пор думает, что он видит, только очень и
очень плохо. Но, когда мы с ним общались,
было понятно, что это не так. У жены свои
подозрения.
Вы наблюдали за реакцией зрителей в
зале? Такой ли она была, какой Вы хотели
ее видеть?
Мне всегда страшно, что после того,
как придумаешь и снимешь фильм, людям это
будет не нужно. А реакция, где можно было ее
предусмотреть, в принципе была такой, какую
я и ожидал. Но мне нравится больше другое
кино, более драматичное. Его интереснее
смотреть. А с Сериком я растерялся. Было
невозможно сделать фильм иным, потому
что мой герой, как я ни пытался вывести его
на разговор о каких-то проблемах его жизни,
ничего ответить не мог. Он просто не мог
вспомнить ничего, что печалило бы его. Такой
человек. У него никаких обид нет, и он живет,
как маленький Иисусик.
Да, действительно так. Кажется,
Вам удалось создать фильм про
«положительно прекрасного» человека по
Достоевскому.
Мы с ним перезваниваемся сейчас,
разговариваем. Недавно они ездили в
гости к его сестрам, у Серика их две. А еще,
удивительно: мать у него белоруска, отец
казах, а Серик считает себя полным казахом.
Его мать через два года после того, как
приехала в аул, стала преподавать казахский
язык. А здоровье у моего героя такое плохое,
наверное, потому, что его родители провели
очень много времени в ссылке. Шестнадцать
лет – большой срок. Серик мне интересен
именно тем, что он напоминает князя Мышкина.
Он ни к одному человеку плохо не относится.
Я начал понимать этот образ только сейчас,
когда сам дорос до определенного состояния
как человек. Мне показали вдруг абсолютно
положительного человека. Это явно произошло
с какой-то необходимостью. Я все время
чувствовал, будто бы меня кто-то направляет.
Будто мне помогают снимать свыше.
Беседовала Ольга Дубровина

– Что вдохновило Вас на съемки этого
фильма и организацию целой научной
экспедиции?
– Сегодня перед мировой наукой стоит
задача создания природоподобных технологий
по улучшению экологии. Я заинтересовался
и начал «копать» везде, что же это такое.
Оказалось, немногие об этом что-либо знают.
Моя троюродная сестра-микробиолог рассказала
мне о бактериях. Так возникла тема для фильма.
Обычно документальное кино снимают о
прошлом или настоящем, а нам стало интересно,
как рождается будущее. И мы стали искать те
светлые головы, в которых это происходит.
– Как Вы нашли такую молодую
команду ученых?
– Сестра подсказала, что есть такие
ребята. Мы с Андреем Тимощенко начали
искать и, как в сказке, один за другим начали
появляться разные люди, которые и привели
нас к главному герою – руководителю
лаборатории микробной биотехнологии МГУ
Андрею Шестакову.
– Сложно ли было Вам, человеку,
связанному с искусством, находиться в
научной среде?
– Я в своей жизни где только не был. У
меня и Андрея Тимощенко философское
образование. Нас учили разбираться в
смыслах. И мы решили, что сможем окунуться
в научный мир, чтобы попытаться что-то
передать зрителям. Кажется, что фильм о
науке – это нечто непонятное и сложное,
но когда погружаешься внутрь проблем,
открываются довольно простые вещи.
– Чему служат «хорошие» микро-
организмы?
– В фильме показано два направления
деятельности московской микробной
лаборатории. Во-первых, ученые делают
пробиотики из молочнокислых заквасок,
чтобы потом отправлять на космическую
станцию (у космонавтов из-за невесомости
возникают проблемы с желудком). Для
этого требуются новые микробы, которые
лучше всего искать на Кавказе. Во-вторых,
микробиологи создают организмы для
борьбы с разливом углеводородов в Арктике.
Это такие гранулы с микробами, которые,
попадая в загрязненную воду, съедают
нефтяные пятна.
– Наблюдается ли существенное про-
движение в этих исследованиях?
– Пока все идет по плану. Мне кажется,
у ученых есть еще пара лет, чтобы довести
препарат для утилизации нефтяных
загрязнений в Арктике до промышленного
производства.
– Собираетесь ли Вы продолжать
экспедиции вместе с командой ученых?
– Хотелось бы. На самом деле очень
тяжело оторваться от этого процесса. В
общей сложности у нас было 8 командировок
в Москву, месяц на Белом море, несколько
недель на Кавказе, на Черном море.
Подружились друг с другом за это время.
Уже скучаем. Мы из Краснодара, они из
Москвы. А хочется видеться чаще.
– Как Вы могли бы сформулировать
основную мысль вашего фильма?
– Очень здорово и интересно жить в
открытом мире, там, где можно бесконечно
искать что-то новое. Существует мнение
о том, что мир уже практически познан,
осталось совсем немного до истины. На самом
деле, чем глубже погружаешься в проблемы,
тем больше обнаруживаешь неясностей. И
так в любой науке. Возможно, смысл жизни
любого человека заключается в том, чтобы
познавать, но мы об этом часто забываем.
А еще хотелось показать, что российская
наука – это не только почтенные профессора
с палочками, а и обычные молодые ребята,
которые глубоко заинтересованы во всем
происходящем вокруг них.
Беседовала Евгения Якушева

Источник: