2016 год объявлен Годом российского кино, начало которого уже ознаменовалось хорошей новостью для Новосибирска: в столице Сибири появится дом документального кино, который обещает вырасти в целый мегапроект.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.

Официально об открытии Новосибирского дома документального кино на базе Музея города Новосибирска было объявлено в рамках церемонии чествования режиссера-документалиста Владимира Эйснера. Однако предварительная текущая работа кинематографистов в этом направлении ведется уже давно. Так, на базе Новосибирской областной библиотеки работает зал для просмотра сибирских фильмов в оцифрованном виде. Оргкомитет международного фестиваля «Встречи в Сибири» всегда предоставлял свои архивы Музею города. А совместно с мэрией города проводились выставки, посвященные истории кино.

Открытие Новосибирского дома документального кино (НДДК) позволит проводить акции просветительского характера, вести музейную деятельность, объединит находящийся сейчас в разрозненном состоянии архив документального кино Сибири, возродит киножурнал «Сибирь на экране» в новом формате и станет базой для проведения фестивалей и форумов.
НДДК создано по аналогии с московским ЦДК, однако, как подчеркнула в интервью газете «Честное слово» президент будущего НДДК Элла Давлетшина, нам не стоит равняться на Москву. У нас свои задачи. Сибирская школа кинодокументалистики –- одна из лучших в стране, наши фильмы вошли в историю документального кино.
«У каждого свое место, — говорит Элла Хамзинична. — Если говорить о Москве, то из двенадцати миллионов там живущих  найдется сто человек, кто захочет посмотреть документальное кино. У нас всего полтора миллиона, а  желающих — гораздо больше, чем эти сто! Потом, в Новосибирске такая глубокая история  кино, ведь здесь начали показывать кино чуть ли не через год после первого показа его в России на Нижегородской ярмарке. Основателем такого показа, вообще кинематографа в  Новониколаевске был Федот Махотин. Первый кинотеатр находился на Базарной площади (нынешней площади Ленина)».
Режиссер Элла Давлетшина сама не является коренной сибирячкой, ей есть с чем сравнивать, и она  убеждена, что Новосибирск -– настоящий культурный  центр, ведь здесь работают необыкновенные люди, которых столько раз запечатлевала  кинохроника. К тому же Новосибирск –- единственный крупный город России, имеющий свою кинохронику почти с самого основания.
Трудно представить, чтобы кто-то из сибирских кинематографистов-классиков не закончил ВГИК, ведь напрямую приходилось работать с пленкой, иметь профессиональные навыки. Элла Давлетшина — выходец из этой же плеяды «золотого века» кинематографа, поработавшая сначала на Ленинградской студии кинохроники, потом — на Свердловской студии кинохроники и только в 1985  приехавшая  по распределению на Западно-Сибирскую студию кинохроники (будущую Западно-Сибирскую киностудию). Только здесь она по истечении времени ощутила чувство, что находится дома, и решила остаться в Новосибирске навсегда.

Семь раз отмерь — один отрежь.

Когда мы говорим о сибирской школе кинодокументалистики, то имеем в виду не только Западно-Сибирскую киностудию, но и «Новосибирсктелефильм», где работали такие мастера, как Валерий Соломин, Юрий Шиллер. Приехал в Новосибирск Владимир Эйснер и основал студию «Азия-фильм».
У каждого из этих режиссеров, конечно же, было свое умение проникать в судьбы людей, но всех сибирских кинематографистов отличал один принцип: человек должен сам раскрыться на экране.
В условиях работы с пленкой такая задача вынуждала внимательно подходить к работе — подумать, прежде чем нажимать на кнопку, делать монтажную склейку. И, кстати, меньшее количество склеек порой говорило о качестве — настоящее качество документального кинематографа (да и любого кино) возникает, когда то, что  происходит в жизни, равно тому, что происходит на экране.
И, несмотря на то, что в прошлом году на факультете журналистики НГУ открылась магистратура документального кино, документальное кино -– это не журналистика, подчеркивает Элла Давлетшина. Более того -– «журналистика» для кинодокументалистов слово ругательное, ведь документальный фильм –- это искусство. Искусство запечатления действительности, времени. И во времена пленочного производства оно требовало большего профессионализма. Снимать большие фильмы на пленку было трудно из-за лимита, который выделялся на фильм.
Поэтому длинные документальные фильмы -– скорее исключение, чем правило. К таковым, например, относится картина «Жили-были семь Симеонов», снятая как продолжение первого фильма Владимира Эйснера «Семь Симеонов» о талантливых братьях Овечкиных. После совершения ими преступления на борту самолета продолжение фильма потребовало развернутой драматургии и соответствующего хронометража (полтора часа).
Длинный хронометраж — еще и требование современного проката. Однако следует учитывать, что документальная история без игрового сюжета редко выдерживает этот формат, и смотреть полуторачасовые документальные фильмы на фестивалях утомительно.
На телевидении все достаточно размеренно –- там существуют слоты: 13 минут, 26 минут, 39, 52 и т. д. (то есть время принимаемых в прокат фильмов кратно тринадцати). Фильмы, финансируемые телевидением, заранее снимаются уже под этот формат. Но и здесь опять же бывают исключения: скажем, свою картину об Арнольде Каце, идущую по местному ТВ, Элла Давлетшина приготовила в расчете на час времени, а вот для канала «Культура» уже по формату сократила  ее до 52 минут.
С тех пор как перестала существовать Западно-Сибирская киностудия, создание Новосибирского дома документального кино -– пожалуй, первая хорошая новость из жизни сибирского кинематографа. И даже немного странно, что в Новосибирске, где бренд именно документального кино проявил себя на мировом уровне, до сих пор не было подобной структуры. Остались великие мастера, рассредоточившиеся по частным студиям. И растет новое поколение кинематографистов. Но заменит ли оно былое?
С появлением цифровых технологий стало значительно проще получить грант и снять кино –- для этого не обязательно иметь киностудию. Но вместе с тем появилась и другая беда: новое поколение, получив в руки цифровую технологию, уже начинает считать себя режиссерами, операторами и т. д. На самом деле они получили в руки лишь язык в виде свободы цифрового выражения, но не стали профессионалами. Но все мы, русские люди, говорим на русском языке, а сколько из нас стали Толстыми?

Яна ДОЛЯ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Источник: http://www.chslovo.com/articles/8949747/