Очередной раз, вопреки постоянно декларируемому мнению  прокатчиков голливудских и отечественных развлекательных фильмов, что народ документальное  не смотрит и смотреть не желает, кинозал новосибирского «Синема» был забит до отказа.  Сидели на приставных стульях, на ступеньках лестницы, толпились в коридорах.  И это не смотря на то, что рекламы о предстоящей премьере новых документальных фильмов киностудии «Азия-фильм» (руководитель киностудии кинорежиссер Владимир Эйснер) можно сказать, не было.  Но слухи об этих фильмах давно уже циркулировали среди творческой общественности города.

AziaFilm2

Так уж сошлось, но трудно было бы даже специально поставить в программу один за другим более контрастные по тематике и изобразительному решению фильмы: «СИНИЕ НОСЫ. ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ» и «ИРКУТСКАЯ СТЕНКА. ПО СТРАНИЦАМ ПАМЯТИ».

И если первый фильм дебют молодых кинематографистов (автор-режиссер Вера Романова и кинооператор Станислав Шуберт), то в создании второго фильма о знаменитой в свое время «иркутской стенке» приняли участие известные и заслуженные кинематографисты (писатель и кинорежиссер Александр Косенков и кинооператор Евгений Корзун).

Казалось бы аудитория просмотра должна была резко разделиться по интересам на две части — молодых почитателей авангарда и скандальных перформарсов  и поколения более старшего возраста, сохранившего и берегущего пиетет перед именами Валентина Распутина  Александра Вампилова  Юрия Скопа, Кима Балкова и других, может менее известных, но не менее талантливых участников «стенки».  Как ни странно, в зале при обсуждении царило почти полное единодушие.

AziaFilm3

Собравшиеся отдали должное, как умной деликатности молодых кинематографистов, сумевших ярко и достаточно полно раскрыть непростую тему авангардных художников намеренно противопоставляющим себя классической живописи, так и теплым лирическим воспоминаниям современников о навсегда ушедших от нас теперь уже классиков сибирской и русской литературы, живших в свое, тоже навсегда ушедшее от нас время 60-х и 70-х гг., властителями дум миллионов читателей. После показа часть людей ушла, но многие остались, чтобы поговорить создателями фильмов.

Разговор получился добрым, заинтересованным и благодарным.  И выступавшие один за другим говорили о том, что попытки уничтожить документальное кино, лишить его зрителя, а зрителя лишить возможности сочувствия, сопереживания и раздумий о нашем времени, преступно и недальновидно.  Майская премьера новых фильмов «Азия-фильм» в очередной раз доказала это.

Пресс-центр Ассоциации документального кино СК РФ,
Новосибирск