Волшебная сила науки в искусстве

 

Одному из самых известных режиссеров детского научно-популярного кино СССР Леониду Сикоруку исполнилось 80 лет. Но повод ли это говорить о выходе этого поколения из игры? Ведь и сегодня Сикорук руководит студией детского телевидения «Старая мельница», продолжает работать над проектами по популяризации науки для детей и, конечно, создает свои любимые телескопы. Когда-то в 70-е серия его телевизионных фильмов «Физика для малышей» собирала рекордное количество зрителей у экранов, а разработанная модель телескопа до сих пор выпускается и продается по всему миру, в 1990-е передача его студии получила ТЭФФИ, а в 2000-е по его проекту в третьем по величине городе России, наконец-то, построили большой современный планетарий. Разговор о кино детском и не очень, мы, разумеется, начали с воспоминаний — Леонид Леонидович, как кино вообще появилось в вашей жизни, как появилась мечта заниматься кино? — Лет в 8-12 в Ленинск-Кузнецком в Кузбассе, где я тогда жил, был летний кинотеатр, но самое интересное было там не в зрительном зале, а в кинобудке, где стояли проекторы. Они трещали, от ламп в них шел дым. Бледная тень разделяла аппаратную и зрительный зал. Все это завораживало, мы с ребятами бегали туда, любовались. Первое воспоминание еще более ранее — родители взяли меня на «Груню Корнакову» года в 4 — первый советский цветной фильм, отдельные кадры помню. — А снимать сами когда начали? — Дело в том, что все детство я влюблен был в Чехова, по тому собрал все собрание сочинений. Мне очень нравился рассказ «Шуточка». Мне показалось — простенький рассказ, который легко экранизировать. Но у меня была беда — у меня не было кинокамеры. И вы не поверите мне, я сделал кинокамеру сам. Прочел где-то, в журнале «Юный техник», кажется, как сделать кинокамеру из жести и одной линзочки. И уже будучи студентом строительного института, я ножницами, паяльником ковырялся, делал. Там работал грейфер, обтюратор, все жестяное. Но мне понадобилась пленка и кто-то мне подсказал, что на кафедре гидравлики есть, я зашел, спросил, и завкафедрой мне сказал: «Зачем вы мучаетесь со своей жестяной камерой, у нас есть настоящая. Берите, снимайте для нас». — Но как все-таки решились перейти в кино работать? — Ну тут случился удар. Увидел афишу «Летят журавли». «Журавли» и «Журавли», прессы не было, мы с ребятами зашли. Впечатление было настолько грандиозным, что я все бросил и решил поступать во ВГИК. Но тогда нужно было, если поступаешь, отработать два года в этой самой отрасли и я два-три года отработал на телевидении, где остался потом на многие десятилетия работать. Выбрал тогда специализацию «операторство» из-за Урусевского, да и вообще техническая сторона казалась мне более сложной. Решил, что режиссуру со сценаристикой смогу освоить самостоятельно. С режиссурой получилось, а сценаристика для меня до сих пор интересна и мучительна. Поступал на заочный во ВГИК на операторство, потому что был уже женат и из Новосибирска не хотел уезжать. Попал в мастерскую к Сергею Пятницкому. — Как появилось научно-популярное кино? — Как-то раз ехал в Академгородок, где тогда жил, и купил дочке книжку. Прочитал детские стихи о дождике из нее и решил снять по стихотворению небольшой фильм, а заодно в конце объяснить для детей почему идет дождь. Вот так в автобусе родилась идея проекта «Физика для малышей». Пришел домой, рассказал жене, она говорит: «Фантазер, лучше бы заработал себе на новые штаны». А дальше я шесть лет пробивал этот проект, который никому не был нужен. И продолжал работать оператором, снял две игровых короткометражки, как режиссер. С Леонидом Марягиным как оператор снял тогда «Короткое затишье». Как-то я оказался в Москве, в Главном управлении местного теле-радио вещания, рассказал о своей затее, идея понравилась, но сказали, что нужно получить одобрение Академии педагогических наук. Я пришел на прием к виде-президенту Виктору Геннадьевич Зубову, рассказал о проекте. Он смотрит мой сценарий и думает, как от меня избавиться. Тут звонит телефон и он очень серьезно начинает обсуждать задачу по оптике, которую задал на семинаре учителям физики и никто ее не решил. Пока он разговаривал, я все начертил, ведь оптикой с 9 лет увлекаюсь, и ему показываю. Он посмотрел на задачу, поднял на меня глаза и говорит: «Что я для вас должен сделать». Так и решился вопрос. Так началась «Физика для малышей», потом были и «Геометрия для малышей», и «Астрономия». — Мне всегда было интересно как появилась в Ваших фильмах из «Физики для малышей» особая атмосфера? Там ведь была и томительность в ожидании разгадки — почти саспенс, и радость открытия, и азарт созидания, когда дети сами ставили физические опыты. Обычно в детском «научпопе» максимум в смысле атмосферы — это просто юмора добавить. — Всегда любил фильмы Таковского, того же Калатозова и Урусевского, но никогда не понимал, как там появляется эта потрясающая атмосфера. Поэтому до сих пор не знаю точно как ответить на этот вопрос. Тем более, что здесь все традиционные элементы кинодраматургии надо было уместить всего в несколько минут. Скажем в «Физике для малышей» многое значила музыка. В момент катарсиса я всегда ставил песенку. Часть музыки написал сам, а значительную часть Вадим Дмитриевич Аксенов — архитектор по профессии, который писал музыку еще для моих любительских фильмов. — Когда вы поняли что с «Физикой для малышей» все получилось? Что это успех? — Ну я то всегда был убежден, что это успех, еще когда снимал первый фильм. Хотя второй фильм мне показался провалом и я очень переживал. Повторение всегда хуже. Дальше, правда, нам за эти фильмы

начали давать призы, дипломы. Купили весь цикл в 70 стран. Вот «Летят журавли» купили в 90 стран, а «Физику» в 70. (смеет) Хотя, конечно, с Урусевским я рядом не стоял, но просто он был и остается для меня ориентиром. Потом я написал книжку по фильма — было уже пять изданий у нас и 20 зарубежных ее изданий. — Сегодня, как Вам кажется, «Физика для малышей» устарела или нет? Ведь и техника съемки, и звук и все остальное уже совсем другие, научно-популярное кино вообще быстро стареет. — Вы знаете, человечество, как вид, вообще-то мало изменилось. Дети так же любопытны, любознательны, везде лезут. А «Физика для малышей» была познавательно-мотивационной, как я это определил, когда писал свою кандидатскую. Там все рассчитано на то, чтобы посмотрев фильм, ребенок тут же бежал к родителям и из подручных простейших средств мастерил приборы, ставил эксперименты. И это самое главное.

28(1)9.а9113.а546.а

 

Материал подготовил Алексей Кожемякин. Новосибирск.
Пресс-центр Ассоциации документального кино СК РФ