У нас возникла идея честно поговорить о том, что происходит сегодня в неигровом кино (как документальном, так и научно-популярном).          

— Что выдумаете о современном состоянии неигрового кино?                       

— Какие перспективы?                                                                                           

 — И как быть?            

Обратились к петербургским кинематографистам, организовали Круглый стол «он-лайн».   Конечно, не все успели высказаться, но сложилась «общая картина», и довольно грустная. Высказанные мнения оказались похожими, хотя и отвечали люди не сговариваясь, да и предложения о дальнейшей жизни прозвучали разные.

Но этот Круглый стол — повод для дальнейшей дискуссии на страницах газеты и сайте Ассоциации документального кино СК РФ.

Михайлова Галина Николаевна — кинорежиссер научно-популярного и учебного кино.

Сегодняшнее состояние питерского документального кино мало отличается от состояния в любом другом районе России. О развитии пока говорить не приходится. В целом занятие неигровым (документальным, научно-популярным и т.д.) превратилось в дорогое хобби. Невозможно только снимать кино, надо обязательно иметь какой-то другой источник существования, что на практике и происходит. Участие в конкурсах на финансирование – это лотерея, кстати, вероятность выигрыша такая же. Может, раз в пять лет и выиграешь, а может, и нет…

Естественно, замыслов, нереализованных проектов больше, чем осуществлённых. Я проанализировала реализацию собственных заявок. Если двадцать лет назад процент утверждённых Министерством и осуществлённых заявок у меня был примерно 60-70%, то в последние годы  0-1%. Причины, конечно, в изменении ситуации. Раньше режиссёры находились в штате студии и средства ориентировались на студию.  Сейчас студий больше, конкуренция больше, но, к сожалению, система отбора заявок не представляется  проработанной.

Независимые (и зависимые) продюсеры редко берутся за финансирование неигрового кино, это, скорее, исключение. Режиссёру надо самому становиться продюсером, искать или вкладывать свои средства, то есть возвращаемся к схеме «дорогого хобби».   И, конечно,  проблема проката — фильм сделан, а где показывать? Проходит премьера, например, в Доме кино, и всё… Как бы то ни было, необходима работа с готовыми картинами и в контакте с ТВ, другого выхода нет, но об этом нужна договорённость на уровне Министерств.

Федор Соловьев – кинорежиссер

С моей точки зрения, сегодня, в нашем кино сложилась такая ситуация, что мы стремительно теряем зрителя. И если в игровом, или анимационном, еще можно попытаться молодому кинематографисту, имея связи, талант и деньги (инвестора) снять и, главное, довести до зрителя (до проката) картину, то в неигровом кино, этого зрителя давно уже практически  просто нет. Конечно, есть телевидение со своими социальными телерепортажами, телешоу, теле сенсациями, — но это скорее из области журналистики, там есть свои авторы — профессиональные репортеры-журналисты, и мы как кинематографисты там совсем не нужны. Сейчас очень просто снять видеоматериал, есть доступное, недорогое оборудование, видеосюжет собрать может почти каждый и, например, разместить его в соц. сетях. Но будет ли это фильмом?

В невозможности заполучить своего зрителя,  как несомненного участника творческого процесса, профессионалы кинематографисты неигрового кино уходят в другие области искусства, и, как следствие, в самом неигровом кино  падает профессионализм. Нам необходимо найти пути выхода к зрителю научного, научно-популярного, документального кино, установить тесный контакт и понимание межу ним и автором произведения, создать площадку показа таких фильмов, (это может быть киножурнал, отдельный кинотеатр для неигрового кино, квоты на показ и т. д.).  Причем зрителя нужно приучать смотреть хорошее кино, точнее,   возобновить его желание это делать. Для этого необходимо для начала восстановить полноценный институт кинокритики…

Александр Анфёров, режиссёр документального кино

Весь спектр неигрового кино очень велик, я буду рассуждать со своей точки зрения, как режиссёр документального кино и… как зритель.

Сразу скажу, в документальном кино много проблем, но все их можно свести к двум – отсутствие внятного  финансирования и отсутствие идей.

Отсутствие финансирования можно объяснить двумя причинами. Первая – документальное кино это не индустрия, попросту говоря, не бизнес, потому что для него, т.е. для документального кино не существует проката. Нет проката – нет денег. Но, на помощь док.кино пришло, казалось бы телевидение. Многие телеканалы сами производят документальные фильмы (точнее док.проекты) или покупают их у сторонних производителей. Но не всё так просто. Во-первых, рынок давно поделен и все телеканалы жёстко форматированы. На одних бесконечные документальные расследования преступлений прошлых лет, на других сплошная мистика, на третьих нескончаемый 37 год и кремлёвские небожители. Редко на каком канале увидишь серьёзное исследование далёкого прошлого России, а ещё реже можно встретить документальное кино с  исследованием современной жизни. Одним словом телевидение из союзника художника — документалиста постепенно превратилось в лучшем случае в гнобителя, в худшем – во врага.

Ярослав Фомичев, кинорежиссер

Вижу сложившуюся  ситуацию в неигровом кино так:                                                                                                 Только студенты и дебютанты готовы бесплатно реализовывать свои замыслы.

Не спать и голодать ради идеи.

Но не нужно современному зрителю столько разных режиссёров…  А вот ассистентов в сериалах не хватает. Вот и уходят многие в группы и студии — ассистентами, помощниками, рабочими.  Лелеют идею фильма, рассказывают о ней — но всё дальше отдаляются от возможности реализации. Кино для них — это процесс, образ жизни. Профессия — надпись на визитке.

Только единицы (знаю одного) до конца остаются «свободными голодными художниками».

Но от этого и качество их работ страдает. Шансов пробиться — никаких.

Кому повезло снять два-три фильма, войдя «во вкус», не обойдутся уже без директора, транспорта, комфортной гостиницы.

Обзаведясь семьёй, становятся зависимыми от денег. Нет фильмов — занимаются ремонтом, торгуют, снимают рекламу и видеооформление  корпоративов (это затягивает).

Редкие счастливцы попали «в обойму». Ездят по фестивалям — призы, гранты.

Но трудоустроены — опять же «на телеке».

Если не снимать пару-тройку лет — квалификация теряется. Никто не позовёт. Технологии уйдут вперёд.

О себе скажу — считаю, что работаю по специальности. Маленькие заказные научно-популярные фильмы.  Современная съёмочная техника, технологии графики и монтажа. Стремимся в идеале к уровню BBC.

Многому приходилось снова учиться. Процесс очень отличается от ЛНФ (студия Леннаучфильм).

Но, конечно, душа тоскует по «чистой» документалистике.  Есть и свои идеи, но их реализация весьма туманна.   Надеюсь, что смогу заинтересовать продюсера одной из своих идей, для своей (не заказной) , а творческой документальной картиной.


Константин Селин, выпускник-дипломник, СПбГИКиТ,  5 курс          

Для меня документальное кино в Петербурге – это, прежде всего, история. Это такие имена как Николай Обухович, Павел Коган, Александр Сокуров, Виктор Семенюк, Виктор Косаковский и многие другие. Каждый из них по-разному повлиял на меня, чему-то научил. С момента первого просмотра фильмов мастеров прошло несколько лет, но ничто не перебило ощущение от этих кинолент. В этих работах мне не все нравится, но послевкусие от фильмов держится до сих пор. Это не значит, что сейчас в Петербурге никто уже ничего хорошего не снимает. Есть довольно много талантливых авторов. Примечательно, что это в большинстве своём женщины. Как минимум, они снимают по одному хорошему фильму в год. Как максимум, их фильмы номинируются на различных фестивалях в России и за рубежом. Надеюсь, что для многих из них это не максимум.

Снять фильм в сегодняшних реалиях в этом городе необычайно трудно. Действующих государственных студий, как я понимаю, нет. На СДФ не понятно, что творится.  На Ленфильме такая же ситуация. Куда идти молодому специалисту после Университета, неизвестно. Понятно только то, что нужно полагаться только на самого себя, иногда даже в техническом и материальном аспектах.

Александр Анфёров, кинорежиссёр, (продолжение)

В заключение попробую сказать, что делать.

Создать государственный телеканал отечественного документального кино, а не то, что сейчас называется 24Док.

Дать возможность показывать свои работы хотя бы в кинозалах Дома Кино и Дома Актёра, если говорить о Санкт-Петербурге.

Может быть, обязать кинотеатры показывать короткометражные фильмы на каждом сеансе, как это было в советские времена (так как проката неигрового кино у нас нет).

Провести ревизию ВУЗов и киношкол, имеющих отношение к кинематографу на предмет качества преподавания (и соответственно профессионального уровня выпускников).

 Наталья Уложенко,  кинорежиссер научно-популярного кино  

Вот и Новый Год. Хочется обновления, но не получается. Удивительное время настало, — все хочется узнать, куда делись настоящие люди в кино, где маститые режиссеры, где творчество, где нравственность, о которой мы так много говорим. Это я о неигровом кино. Помню, по киностудии «Леннаучфильм» ходили Режиссеры, очень  величественные люди. А сейчас мы  стали какими-то мелкими, зависимыми. Объяснить можно только общим отношением к неигровому  кинематографу в стране. Самыми главными людьми стали продюсеры. Я не против, но не они же кино  делают.  Профессионализм ушел из всех сфер, а из кино как-то особенно стремительно. У нас в последнее время вообще не в чести сохранение традиций, и  в неигровом кино преемственность стремительно теряется. Ничего не надо повторять, надо идти вперед, а изобретать велосипед нет смысла. Часто смотришь кино молодых, начинающих кинематографистов и видишь  худшую  копию фильмов 70-х годов.  И дело не в форме, а силы духа нет.

О себе:  планов было и есть много, но подавать  темы на субсидии  не стала, так как тематика фильмов в Министерстве культуры ежегодно одна и та же, как-то всё не сходится.   В этом году подавали (от студии) заявку на кино для детей, но и она не прошла, хотя мне кажется, что у нас дефицит на фильмы для детей, особенно научно-популярные.

Я сделала три фильма безбюджетных. Да,  можно сделать,  этим сейчас многие профессионалы занимаются (сам снял, сам смонтировал, сам текст прочитал, музыку подложил — художественная самодеятельность). Наверное. грустно для Нового Года, но ничего не поделаешь.

Я уверена, что неигровое кино поднимется из руин, только надо, чтобы ушли из него равнодушные, не любящие это кино люди, никогда не работавшие в этой отрасли  (а если не ушли, то, хотя бы, обратились к профессионалам, прислушались  к их мнению, а не становились в позу боксеров, защищая свои коммерческие интересы).  Среди молодых людей много талантливых, увлеченных нашим кино  людей, но престиж профессии исчез.  Нам надо не соревноваться с телевидением, подгоняясь под их, так называемый, формат, а искать новую форму проката неигрового кино. Может быть вспомнить опыт ленинградского кинотеатра «ЗНАНИЕ» на Невском и кинотеатра «СВЕТ» на Петроградской стороне. Там всегда было много своего зрителя, этот зритель и сейчас у нашего кино есть, особенно молодые — школьники, студенты. Ведь прошло же тяжелое время у театра и  их залы  наполнились зрителями.

(полный текст Круглого стола «С-Петербург — Он-лайн» читайте  в рубрике Медиа  на сайте http://ascinemadoc.ru/ )