Светлана Абакумова родилась в Свердловске. Окончила Свердловское художественное училище им. И.Д.Шадра и Факультет искусствоведения УрГУ. В 2006-2007 — главный специалист Госфильмофонда Свердловской области. Режиссёр 10 документальных и 2 анимационных картин. Премия «Нобелевская Бука» в номинации «Подвижники», 2010 год. Диплом I молодёжного кинофестиваля «Дар» за фильм «Мама-мечта» ( лучшее воплощение темы «Мать и дитя»), 2009 год. Диплом фестиваля «Дар» за фильм «Я — дом!», 2010 год.

– Светлана, многим документалистам, особенно в начале творческого пути, хочется рассказывать о необычных людях… Поэтому вы выбрали Букашкина?

– Ну, художники – это вообще моя тема. У меня все фильмы о них, кроме последнего цикла. Когда я училась в художественном училище, там процветал махровый соцреализм. И одними из тех, кто проходили у меня под знаком «плюс», были мексиканские художники Диего Ривера и Альфаро Сикейрос – они писали свои картины прямо на стенах домов… Второй раз так, как они, меня поразил уже Старик Букашкин – он расписывал заборы и мусорные баки.

– С чего началась работа над фильмом? Откуда черпали материалы, ведь дело было уже после смерти художника?

– Перед тем как подать заявку в Госкино – это был ещё 2006 год – я пришла к Владимиру Макеранцу (председатель свердловского отделения Союза кинематографистов РФ. – Прим. «ОГ») – у меня было 46 тем для разных фильмов. Одобрили Букашкина. Изначально я хотела снять его по-другому, с анимацией. Но тендер мы не выиграли, и денег нам не дали. Поэтому съёмки шли очень долго и тяжёло. Но мне повезло с командой – монтажёром Борисом Ачкасовым и прекрасным оператором Всеволодом Киреевым. Повторюсь – денег не было, и мы приводили наших героев в кабинет Киреева на киностудии – у него был большой зал для комбинированных съёмок. Только представьте – снимали всё на синем фоне, потом вырезали, вставляли кадры, фотографии… После работы мы с Всеволодом Сергеевичем ходили по улицам, снимали росписи Букашкина. Помню, как для кульминационной сцены мы собрали картинников («Картинник» – свободное художественное общество, созданное Букашкиным – Прим. «ОГ»), художников, чтобы они восстановили отмокшие и почерневшие росписи Букашкина на Ленина, 5 – на большом каменном гараже. В кадре – и дети, и взрослые, и старые – все расписывают этот гараж. Когда этот план был снят, стало ясно, что фильм состоится.

– В вашей картине есть редкие кадры самого Букашкина. Кому они принадлежат?

– Когда я взялась за эту работу, мне приносили много всяких материалов – книжек, аудиозаписи интервью с теми, кто имел отношение к художнику. А потом меня свели с Виктором Малышевым – уральским режиссёром, киноведом, который ещё вёл программу «Пирамида». И я спросила – есть ли у него съёмки Букашкина, он сказал – есть. И отдал их мне бесплатно, потому что не собирался снимать фильм про человека, которого уже нет в живых.

– А вы знали художника лично?

– Да, первый раз я пришла к нему на интервью – он меня высмеял, заставил рисовать, я как-то выскользнула из мастерской, потом жалела… Частенько видела его у Вани Рыжкова в башне (Иван Рыжков – смотритель башни на Плотинке, – Прим. «ОГ») – он привечал Букашкина, когда у него снесли мастерскую. Сидел там на стульчике и всё комментировал… Бывало, встречались мы и в галерее «Поле» – однажды мы пришли туда с другом Димой Девятовым – Букашкин оценивал его картины, попросил расставить их на полу и ходил вокруг них со своей вечной трубкой и подкопчённым стаканом с чаем. Вообще по жизни он был человеком очень спокойным и обаятельным…

– После выхода фильма вы открыли свою телестудию, которую назвали «Букашкин телесинема», и стали основателем арт-движения «Старик Букашкин». Получается, имя этого художника приносит вам удачу?

– Думаю, так сказать нельзя. Хотя мы с ним похожи – он тоже был бедным. А у меня сейчас нет ни офиса, ни денег, ни работы… Путешествую по Уралу и снимаю, а когда появится офис – буду монтировать. Представляете, недавно у меня украли камеру – прямо в Музее изобразительных искусств на выставке наивного искусства. А арт-движение появилось после того, как закончились съёмки – сто человек, что участвовали в его создании, не захотели расходиться…

Источник: интернет-сайт www.oblgazeta.ru