На 21-м российском фестивале «Литература и кино» в Гатчине необычной награды была удостоена героиня документального фильма «Мой «Гамлет» (режиссер Владимир Левин) Людмила Абрамова. Жюри под руководством кинорежиссера Елены Цыплаковой отметило ее за лучший авторский рассказ.

Людмила Абрамова — актриса, вторая жена Владимира Высоцкого, мама Никиты и Аркадия Высоцких. Весь фильм мы присутствуем на экскурсии, которую она проводит в Культурном центре-музее В.С.Высоцкого, рассказывая молодым людям о трагедии Шекспира «Гамлет», спектакле Театра на Таганке по этой пьесе, режиссере Юрии Любимове и исполнителе роли Гамлета Владимире Высоцком.

Людмила Абрамова — настоящее чудо. О сложнейших вещах она говорит легко и просто, с необыкновенной любовью, и много нового открывает даже искушенным слушателям. После показа фильма мы поговорили о переименовании одной из улиц Москвы в память о Владимире Высоцком. Во время недавней прямой линии с президентом Владимиром Путиным этот вопрос в очередной раз встал.

— Столько раз мы уже об этом слышали, — говорит Людмила Абрамова. — Во многих городах есть улицы Высоцкого. Но по большому счету его улица — Большой Каретный переулок, где он в детстве жил. Его переименовали в улицу Марии Ермоловой еще при жизни Володи. По счастью, присвоили имя актрисы, а не назвали Красным Пролетарием или улицей Комсомола… Позднее он опять стал Большим Каретным. Но называть его улицей Высоцкого не надо. Большой Каретный и есть его улица. Если вопрос о переименовании встанет, то есть же новые районы — Москва теперь разрослась. Есть поселок Союза писателей в Красной Пахре, где Володя в последний год своей жизни построил дачу и встречал свой последний Новый год с Трифоновым. Дачу давно снесли. Она была построена без единого документа, на одном энтузиазме. Я могу только повторить вслед за своим сыном Никитой Высоцким: «Все что нужно сделается само».

Владимир Путин и в самом деле интересуется Высоцким, нашим музеем. Когда он приходил в Театр на Таганке, мы перенесли туда на время часть музейной экспозиции, чтобы он мог с ней ознакомиться. Правда, рукописи Никита Владимирович держал в своих руках стальной хваткой, сам переворачивал страницы, никому больше не доверил. Мы вместе попили чай. Когда Никита сделал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой!», то на предварительный просмотр на «Мосфильме» приехал Владимир Путин. Картину он похвалил. Думаю, что не из вежливости. Она ему и в самом деле понравилась. И не столько историей Володиной жизни и кончины, не просто из-за любви к искусству, сколько тем, что там создан положительный образ сотрудника КГБ. Представители этого ведомства тоже не могли устоять перед Володиным обаянием.

— Не смущает вас, что так откровенно в фильме говорится об алкоголизме и прочих напастях?

— Почему же о них не говорить? Для того чтобы люди думали, что Володя никогда не пил и не кололся? Мы же не станем рассказывать, что у Пушкина не было женщин, а только одна жена. Все же знают правду. Чего тут скрывать?

— Наверное, никто бы так не смог рассказать о Высоцком-актере и поэте, как сделали это вы…

— Володя не просто трагик. Он — романтический трагик. У него был неописуемый темперамент, и он очень многое дал спектаклю «Гамлет» в постановке Юрия Петровича Любимова. В мире мало людей, которым нужна поэзия. Где-то два процента во всем мире. Володя эту цифру удесятерил.

— А часто в музей поступают раритеты?

— В картине вы видели запись выступления Володи на мексиканском телевидении. Он редко читал свои стихи. Все ждали, когда он запоет. В Мексике в 1975 году ему предложили 15-минутное выступление не телевидении. И Володя спел несколько песен, рассказал о театре, а потом прочитал свое стихотворение, которое не знал наизусть, зачитал его по бумажке. И вот спустя годы, в 1990 году, мексиканский посол привез нам эту запись. Мы даже не знали, что она сохранилась. Нам было известно, что Володя был в Мексике. Марина Влади передала музею фотографию, где он сидит среди кактусов. Запись, которую мы получили, сделана на такой технике, какой в России уже и не сохранилось. Пришлось обратиться в КГБ, чтобы ее перевели в современный формат, и мы бы могли показывать ее своим посетителям. Только там сохранилась лаборатория, где можно переводить на любые носители старую пленку.

Много людей бессовестных. Один фотограф, живущий в эмиграции, предложил нам за баснословные деньги больше 120 фотографий, сделанных на спектакле «Вишневый сад». Его поставил на Таганке Анатолий Эфрос, а Володя сыграл Лопахина. Этот «благодетель» выставил сумму с множеством нулей, да еще в долларах. Никита Владимирович его далеко послал.

В 1965 году Володя ездил на съемки фильма «Я родом из детства» Виктор Турова в Минск. В поезде он сочинил стихи. Записать их было негде, и Володя использовал для этого книгу, которую читал. Малиновыми чернилами написал свои строки. Продолжил потом на киностудии. Когда его вызвали в кадр, книгу он оставил на стуле. А вернувшись, обнаружил пустой стул. Будучи вспыльчивым человеком, Высоцкий ужасно орал. Грозился никогда больше у Турова не сниматься. Песню об актере он потом дописал, и она получилась немного другой. И вот в 1998 году из Белоруссии приехал примерно ровесник Никиты и привез с собой сборник «Фантастика-65» — ту самую книгу, которая исчезла. Так получилось, что это его отец, работавший в 1965 году осветителем, не удержался и взял книгу с автографом Высоцкого. Его уже тоже не было в живых, как и Высоцкого. Наш гость знал, что Никита руководит музеем. «Считайте, что мой отец вашему отцу вернул книгу, взятую на прочтение», — так он сказал. После этого я поверила, что если музей настоящий, и в нем есть частичка Володиной души, и если Высоцкий от нас не отрекся, значит, все к нам рано или поздно придет.
Светлана Хохрякова Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26800 от 28 апреля 2015