Боюсь, в Кыргызстане выросло поколение, представители которого в подавляющем большинстве уже и не знают, кто такой Альгимантас Стасевич Видугирис. А ведь этот человек внес солидную лепту в «кыргызское чудо» , как называли в 60-80-х годах прошлого века кыргызское кино.

В те годы на студии «Киргизфильм» работали такие крупные мастера национального кинематографа, как Толомуш Океев, Мелис Убукеев, Болот Шамшиев, Геннадий Базаров, Усенжан Ибрагимов.

В этом ярком созвездии кинематографических талантов Видугирис не потерялся, стал одним из создателей кинолент с «лица не общим выражением».

Мой старый добрый товарищ и коллега Аркадий Иосифович Битюков вспоминает:

— В начале 60-х годов я работал заместителем директора «Киргизфильма». И как-то раз ко мне заходит юноша, говорит, что хотел бы поработать на нашей студии. Это был Альгимантас Видугирис. Уроженец Литвы, выпускник операторского факультета ВГИКа, он к этому времени успел исходить с кинокамерой Каракумы от Керки до Устюрта, взбирался на вершины Алтая и Тянь-Шаня, снимал развалины древний узбекских городов.

Что-то в этом парне было притягательное. Мы решили его принять.

Vildugiris2Дебютировал он в 1962 году двухчастевым документальным фильмом «Обращенные к солнцу», снятом в соавторстве с сокурсником И. Моргачевым. Дебют был отмечен поощрительным дипломом на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде в 1964 г.

Затем следуют авторские ленты «ПСП» («Поисково-съемочная партия»), в которой автор создает собирательный портрет геолога, и «Перекрытие», запечатлевшая для потомков исторический момент перекрытия строителями Токтогульской ГЭС реки Нарын.

Первые работы выдавали в нем добротного мастера, хорошего профессионала. Его документальные ленты принимались в Госкино республики и СССР без проблем, их охотно выдвигали на региональные, союзные и международные кинофестивали, где они отмечались премиями и призами.

С самого начала мы все стали его звать просто Альгис. Он очень быстро завоевал в кинематографических кругах авторитет и популярность. Но оставался скромным, обаятельным, открытым, доброжелательным человеком. При этом всегда фонтанировал идеями, был трудоспособным и трудолюбивым, легким на подъем».

В 1968 г. Видугирис снимает короткометражный поэтический фильм «Замки на песке». Лента имела оглушительный успех и принесла рекордное для киностудии количество призов, в том числе главный приз V Международного фестиваля в Кракове «Золотой дракон», высшая награда «Золотая статуэтка» Международного фестиваля детских фильмов в Тегеране, первый приз на Международном фестивале короткометражных фильмов в Тампере, приз Всемирной федерации журналистов.

Успех фильмов Видугириса во многом объяснялся тем, что он выступал в них как сценарист, режиссер и оператор. То есть изначально и до конца замысел подчинялся единой стержневой цели. В его послужном списке 20 документальных короткометражных и полнометражных, а также художественных фильмов.

Но главным делом не только творческой биографии, но и важной составляющей всей его жизни стала съемка строительства каскада гидростанций на Нарыне и его флагмана — Токтогульской ГЭС.

Вот что говорил об этом более 20 лет назад тогдашний начальник Управления строительства «Нарынгидроэнергострой» Казбек Хуриев: «Практически все время строительства каскада гидроэлектростанций на Нарыне рядом с нами работал Видугирис, создавший уникальную летопись строительства и кинопортреты его людей. Вся деятельность А. Видугириса — это борьба за правоту в документальном кино, это честность и принципиальность в отражении действительности, сопротивление лжи и угодничеству». Как высшую награду носил А. Видугирис звание, присужденное ему всем коллективом «НарынГЭС», почетный строитель Токтогульской ГЭС.

Vildugiris4Помимо «Перекрытия», в эту летопись строительства вошли две полнометражные серии «Нарынский дневник», «В год неспокойного солнца», «Токтогульское море — день первый».

С Токтогульской ГЭС связаны сюжеты и двух полнометражных художественных фильмов Видугириса «Мужчины без женщин» и «Катастрофу не разрешаю». Первый был удостоен главного приза II Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки в Дамаске «Меч Дамаска».

Рассказ о кыргызском кинематографисте Альгимантасе Стасевиче Видугирисе будет неполным, если не сказать, что четыре его документальных фильма вот уже более четверти века входят в учебную программу ВГИКа, а один из экзаменационных вопросов по режиссуре документального кино так и сформулирован «Особенности творчества А. Видугириса». Его влияние на развитие мирового документального кино изучается в соответствии с учебными программами на отделении телевидения факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, на Высших режиссерских курсах в Москве, в киношколах и на факультетах журналистики университетов ряда стран Восточной Европы. При жизни ему не раз доводилось выступать с лекциями перед студентами Москвы и Будапешта, Алматы и Вильнюса, отвечать на вопросы кинозрителей Берлина, Каира, Дамаска, Калькутты, ряда столиц стран Содружества.

Ему было присвоено звание народного артиста республики, как кинодраматургу, режиссеру и кинооператору присуждена высшая категория. Он был академиком Национальной академии киноискусства, лауреатом премии Ленинского комсомола Киргизии. Словом, Альгимантас Видугирис сполна исполнил долг, завещанный ему от Бога.

Фотографии Александра Федорова