Полное погружение в… «ЭтноКино»

 

 

Untitled-8

Ненцы Ямала считают, что дети поддерживают гармонию на ограниченном пространстве чума… Кадр из фильма «Солнышко за полярным кругом», реж. А. Терёхина, А. Волковицкий

В Свердловской области подвели итоги IV Молодёжного фестиваля «ЭтноКино». В конкурсной афише были представлены десять фильмов этнографической тематики со всей страны.

Фестиваль «ЭтноКино» проводится каждые два года. Нынешний форум подарил очень насыщенную программу: из 200 присланных в оргкомитет работ мы действительно увидели лучшее, что было снято молодыми авторами на этнотематику. Особенностью нынешней подборки можно смело назвать широкое разнообразие жанровой и содержательной направленности. Нашему вниманию были представлены и фильмы телевизионного формата, и документальное кино в чистом виде, и этнографические работы – на грани науки и кинематографа, и даже игровая картина.

 

 

Что касается тем, то благодаря фестивалю зрителям удалось познакомиться с коми, манси, удмуртами, нанайцами, татарами и другими национальностями.

 

 

Гран-при фестиваля «ЭтноКино» удостоен Альберт Самойлов (Дальневосточная киностудия), член Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России – создатель картины «Театр «Бури». Далеко не все смогут с первого раза угадать, на какой слог делать ударение в слове «бури». «БурИ» – в прошлом это название нанайского стойбища, на месте которого сегодня находится город Хабаровск. Необычный театральный коллектив, состоящий из представителей аборигенов и метисов Приамурья, фактически на сцене осуществляет презентацию своей культуры. И в течение фильма мы будто проживаем вместе с героями достаточно эмоциональную, полную перипетий маленькую жизнь.

 

 

Untitled-9

На фото: кадр из фильма «Театр «БУРИ». Время сновидений»

Ещё один фильм, отмеченный жюри и призом «Областной газеты», – «Солнышко за полярным кругом» питерских авторов Александры Терёхиной и Александра Волковицкого. Для них это была своего рода кинопроба, но подошли к ней они крайне серьёзно. Целый год режиссёры провели в экспедиции… в тундре, вместе с кочевниками. Именно столько длится полный хозяйственный цикл семьи оленеводов. Только представьте, каково было людям абсолютно из другого, комфортного, цифрового мира – отказаться практически от всего и принять уклад жизни кочевников Ямала.

Главные герои картины – дети семей тундровиков. Дети, которые уже в 6–7 лет сами пробуют управлять оленями, а в школьном возрасте вполне могут самостоятельно поставить чум. Известно, что в 7 лет ребёнка забирают от родителей и отправляют в интернат, чтобы он мог получить образование. Там он учится жить по часам, спать на кровати, форсированно осваивает русский язык. А домой приезжает только на каникулы.

А между тем у кочевников совсем иной подход к воспитанию, нежели у нас – в тундре на ребёнка влияют ненавязчиво, исключительно наблюдением. Считается, что моральные ценности он воспримет потом, во многом видя пример родителей.

В летнем стойбище авторы картины познакомились с мальчиком Хасаватом. Он должен был отправится в нулевой класс, но они подготовили за это время его сразу в первый…

Такой фильм полностью отвечает манифесту фестиваля «ЭтноКино» – показывать не только исторически сложившиеся традиции, но и их трансформацию во времени. Организаторам фестиваля всегда было важно, чтобы режиссёры, а значит, и зрители видели не законсервированную на паузе, живую культуру, её эволюцию.

Иван ГОЛОВНЁВ, директор фестиваля «ЭтноКино», режиссёр, этнограф:

— Что касается фильма «Солнышко за полярным кругом», то это уникальный кинопроект. Авторы – профессиональные исследователи – полностью погружаются в этнокультурную среду ненцев Ямала. Это не та история, когда киногруппа прилетает на стойбище, и не глуша винтов вертолёта, наскоро снимает поверхностные этнографические картинки. В данном случае авторы не просто снимают кино, они проживают его, и делают это вместе с героями фильма. Наш фестиваль не мог не обратить внимание на эту работу, и я очень благодарен «Облгазете» за выбор в пользу этой картины.

– К сожалению, в этом году в афише фестиваля не было работ свердловских режиссёров. Что бы вы посоветовали нашим авторам, дабы через два года мы смогли увидеть их в конкурсной программе?

— Если отталкиваться от формата, близкого фестивалю «ЭтноКино» и меня лично, я бы рекомендовал режиссёрам не посвящать себя лишь технической стороне фильмопроизводства в ущерб внутренним качествам и содержанию киноисторий. Знаете, смотришь многочисленные работы вроде бы разных авторов, но выполненные будто одним режиссёром-роботом: летающие камеры, клиповый монтаж, глянцевые эффекты и прочие подобные ремесленные дела, а в содержании – пустота, отсутствие жизни. Средний Урал был и остается богатейшим полем для создания этнографического кино, надо лишь быть чутче к живущим на его территориях сюжетам и темам, суметь уловить их особинку и транслировать это на экране.

– Находясь внутри процесса, как считаете, на какие бы темы (народы) сегодня необходимо обратить внимание, если речь идёт именно о нашем регионе?

— Не стал бы ограничивать круг тем или народностей. В Свердловской области проживает, как известно, порядка полутора сотен национальностей. Именно это разнообразие я имел ввиду, говоря о поле для работ этнокинематографистов. Ориентируясь на опыт проекта «ЭтноКино», могу припомнить вопрос, прозвучавший на одной из презентаций: «Вы работаете на территории области уже 10 лет, вы ещё не все народности-то сняли?» Ответом было решительное «нет». С одной стороны, количественно «нет». А с другой стороны, современная культурная эволюция развивается стремительными темпами, и даже за те 10 лет, что мы снимали на Урале, очень многое в облике этнических сообществ изменилось до неузнаваемости. Культура – это не статика, это – движение, и кино – это движение, наша задача – держать руку на пульсе времени, и вести эту яркую этнокинолетопись…

 

Источник: